search
main
0

Наречие

Цели урока: 1. Ознакомление учащихся с новой частью речи. 2. Развитие умения употреблять в речи наречие.
Оборудование: билеты, схемы, проигрыватель.
Ход урока. Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – наречием. Оно тесно связано с глаголом. На предыдущих уроках мы работали по теме “Глагол”.
Повторим, что мы знаем о глаголе.
Послушаем отрывок из стихотворения П. Вяземского. (Читает ученик):
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
Почему именно эти стихи мы сегодня услышали? (Сегодня 1 декабря. Начало зимы по календарю.) Вспомните пословицу об этом месяце зимы. “Декабрь год кончает, а зиму начинает”. Поясните смысл. Что общего в названиях календарного месяца декабрь и меры длины дециметр? Эти слова образованы от латинского “децем”, что значит “десять”. (Дециметр – десятая часть метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем). Почему же десятым, ведь в нашем календаре он двенадцатый? (У древних римлян год начинался с 1 марта).
Как вы понимаете смысл следующего предложения? Запишите в тетрадь:
В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
Объясните орфограммы. Найдите глагол. (Поворачивает). Поиграем в “Аукцион”. (Дети поочередно рассказывают об этом слове все, что знают).
Когда мы говорили о глаголе, какие основные моменты повторили? 1) Часть речи. 2) Вопросы. 3) Что поясняет? 4) Каким членом предложения является? (Синтаксическая роль). 5) Как образуется? Пользуясь этим же планом, познакомимся и с наречием.
На доске написан отрывок из сказки:
Скоро ночь, Иван, начнется,
И тебе стеречь придется.
Втихомолку примечай,
Да смотри же, не зевай.
Дети выразительно читают, заучивают, затем пишут по памяти. Какие слова, какая часть речи вам незнакомы? (Скоро, втихомолку). Это наречие. Это неизменяемая часть речи.
– Что значит неизменяемая? (Не имеет окончания).
– На какие вопросы отвечают эти наречия? (когда? скоро; как? втихомолку).
На доске записаны наречия. Поставьте вопрос к каждому слову: вниз, громко, вокруг, сверху, завтра, много, нарочно, сгоряча, внимательно, очень. (Куда? как? где? откуда? сколько? зачем? почему? каким образом? в какой степени?.
Учитель предлагает вниманию детей таблицу, содержание которой читаем хором и заучиваем.

ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КАК?
ЗАЧЕМ? СКОЛЬКО? ПОЧЕМУ?
КОГДА? КАКИМ ОБРАЗОМ?
В КАКОЙ СТЕПЕНИ?

Что поясняет наречие в предложении? Вернемся к отрывку из сказки:
Начнется (когда?) скоро, примечай (как?) втихомолку. От какого слова ставим вопрос к наречию? (От глагола. Значит, наречие поясняет глагол). Но не только глагол может пояснять наречие. Прочтите следующее предложение:
День был почти безоблачный.
Наречие почти отвечает на вопрос в какой степени? Поясняет прилагательное безоблачный.
Дети делают вывод: наречие поясняет в предложении глагол и прилагательное.
Потом наречие добралось и до имен существительных. Тут работы оказалось побольше. Предлог превратился в приставку, а окончание – в суффикс. Было существительное верх, а получились наречия: вверху, наверху, кверху, сверху и даже верхом, если нужно объяснить, что кто-то не любит ездить в телеге, а любит – верхом.
Пишем в тетради:
Верх ╝ наверху, вверх, кверху, сверху.
Потом наречие добралось и до числительных и глаголов.
Двое ╝ надвое, вдвоем.
Скакать ╝ вскачь.
Скорый ╝ скоро.
Тихо, молвить ╝ втихомолку.
Какие способы образования наречий мы увидели? (Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение основ).
Задание для самых сообразительных. Спорят друзья. Один утверждает, что слова “тепло” и “зло” – имена существительные, а другой – наречия. Кто прав? Составляем предложения и выясняем, что правы оба.
Побеседуйте с бабушкой, дедушкой, прислушайтесь к их речи. Запишите устаревшие слова, расскажите о них ребятам на уроке.
Пользуясь планом (на доске), скажем все, что мы узнали о новой части речи. Это надо знать назубок. Как вы поняли фразеологизм?

Галина КНЯЗЕВА
Глазов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте