Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Напрочь лишен амбиций». Насколько точны характеристики, которые мы даем детям?

Учительская газета, №38 от 16 сентября 2003. Читать номер
Автор:

Американские психологи, исследовавшие отношения детей к школе, установили четкую закономерность: любят школу лишь те, кто встречает в ее стенах одобрение со стороны учителей и товарищей и кого считают «ярким» учеником. А ненавидят те, кто постоянно сталкивается с критикой в свой адрес и кого записали в «серые» и не слишком выдающиеся.

Известная голливудская актриса, прославившаяся в роли Алексис в телесериале «Династия». В знак признания своих творческих заслуг получила от английской королевы титул «дамы». Восковой портрет на протяжении многих лет экспонируется в музее величайших мировых знаменитостей – в лондонском музее мадам Тюссо.

Кто, однако, навешивает на детей ярлыки и знаки качества? Как правило, преподаватели. Еще точнее – классные руководители и наставники, призванные не только учить, но и заниматься воспитательной работой, одной из составляющих которой является определение «характеристики» ребенка.

Трудно винить учителя в том, что не разглядел своего ученика или ошибся в нем, – детей в классе много, а он, учитель, один. Но, с другой стороны, досадно, когда «гадкий утенок», вылупившийся в твоем классе и просидевший застенчиво на… трудно даже вспомнить какой парте, оборачивается в последующей жизни выдающимся прекрасным лебедем, добирающимся до заоблачных высот в славящих его на весь мир достижениях. А ты, учитель, когда-то утверждал, что у него и вовсе нет крыльев…

Вот лишь несколько примеров неугаданных судеб, неувиденных характеров, нераспознанных талантов. Откройте свои школьные характеристики, если, конечно, вы их зачем-то сохранили, – и вы наверняка увидите, как много в них такого же, неугаданного…

Уинстон Черчилль

Выдающийся британский политик, бывший премьер-министром в 1940-1945 и в 1951-1955 годах. В ходе недавно проведенного общенационального опроса выиграл титул «величайшего британца».

В детстве был застенчив, тяжело переживал разлуку с матерью и писал ей, своей «вечерней звезде», отчаянные в своей тоске письма из школьного пансиона.

В списке по успеваемости будущий «величайший британец» стабильно занимал самое последнее место, полностью проваливаясь по латыни и математике.

Вот что было написано в школьной характеристике восьмилетнего Уинстона Черчилля: «Он постоянно доставляет неприятности всем и каждому. Постоянно попадает из одной переделки в другую и не способен отвечать за собственное поведение».

Далее следуют такие замечания на его счет: «не хочет учиться», «невоспитан», «ленив», «неисполнителен».

И наконец: «У него полностью отсутствуют амбиции…»

И это о человеке, основной чертой характера которого, по свидетельствам современников, а главное, по свидетельству всей его карьеры, было огромное всепоглощающее чувство честолюбия! О человеке, защитившем Британию в годы второй мировой войны, дважды стоявшем у руля руководства страной. О человеке, который обрел место в пантеоне славы среди величайших мировых политиков. Н-да…

Джон Леннон

Выдающийся музыкант современности, лидер легендарной поп-группы «Битлз», активист антивоенного движения. Был признан одним из десяти наиболее выдающихся британцев во всей истории страны.

Из школьной характеристики от 1957 года в ливерпульской Кворри Бэнк скул:

«Без сомнения, он идет по пути провала… Безнадежный… Скорее исполняет роль клоуна в классе, попусту растрачивая время других учащихся».

Из выпускной характеристики: «Он был проблемным по части дисциплины на протяжении многих лет, но несколько исправился…»

…Если следовать терминологии известной игры «Угадайки», то все вышесказанное, особенно по части «провала» и «безнадежности» – это так «холодно, холодно!», что дальше от правды просто некуда. Но, чу! Кто-то все же узрел зерно истины. Теплее, теплее – горячо! Вот последнее заключение школьной характеристики: «Я верю, что он – не безнадежный и что он может стать достаточно ответственным взрослым человеком, который может далеко пойти…»

И он в самом деле пошел далеко, пережив себя своей славой. Значит, Леннона все же поняли в конце концов еще в школе!

Джоан Коллинз

Известная голливудская актриса, прославившаяся в роли Алексис в телесериале «Династия». В знак признания своих творческих заслуг получила от английской королевы титул «дамы». Восковой портрет Джоан Коллинз на протяжении многих лет экспонируется в музее величайших мировых знаменитостей – в лондонском музее мадам Тюссо.

Из характеристики актерской школы, 1945 год: «Ей, судя по всему, не хватает уверенности в себе… Ей необходимо избавиться от страхов, сомнений, комплексов…»

…Вот уж чего-чего, но уверенности в себе Джоан, этой голливудской диве по определению, явно не занимать. Неужто же она так талантливо разыграла в школе роль скромной овечки? Или же так бездарны были ее наставники?

Вуди Аллен

Прославленный американский актер, кинорежиссер.

Из характеристики комиссии по пересмотру учебных результатов Нью-Йоркского университета после окончания студентом В. Алленом первого семестра: «Остается робкая надежда, что он может быть вновь принят на учебу в университет, однако нуждается в помощи психологов из-за его неспособности относиться к жизни серьезно».

…Неужто психологи и впрямь помогли отнестись едва не выставленному из университета студенту к жизни серьезно? Иначе как можно было при столь «несерьезном» отношении заработать славу, баснословное состояние и безусловное профессиональное признание на киношном олимпе?

Прав был великий и мудрый сказочник Ганс Христиан Андерсен… И все же ах как не хотелось бы, чтобы школа была для нас тем птичьим двором, где клюют и обижают «гадких утят», не понимая, что в каждом из них, быть может, таится прекрасный лебедь.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту