При обсуждении в марте 2011 года в педагогических коллективах в Зеленоградском округе проекта программы развития системы образования Москвы на 2012-2016 годы от педагогов и родителей поступило более 200 предложений и уточнений.
Необходимо отметить рост активности родителей, их заинтересованность и неплохое знание документа, то, что приоритетом они считают качество образования и воспитания своих детей, хороший психологический климат в детских коллективах.Сквозной нитью в программе проходят задачи повышения доступности образования, в том числе дошкольников. Действительно, в последние годы изменение демографической ситуации стало вызовом для системы образования Москвы. Рост рождаемости и приток мигрантов привели к дефициту мест в дошкольных учреждениях, Зеленоградский округ не исключение.Для снижения очередности в округе была создана комплексная программа мер по ликвидации дефицита мест на 2010-2012 годы, в которой предусмотрены: перепрофилирование помещений и зданий; размещение дошкольных групп в малокомплектных школах; доукомплектование групп в соответствии с новыми СанПиНами; строительство детских садов на новых площадках; развитие новых форм дошкольного образования, это:- группы кратковременного пребывания в 70% ДОУ;- лекотеки для детей с проблемами в развитии в 43% ДОУ;- служба ранней помощи в 12% ДОУ;- открытие центров игровой поддержки для детей раннего возраста (от года до трех);- семейные детские сады в 39% ДОУ.Расширение сети семейных детских садов позволило нам не только обеспечить сегодня местами в дошкольных учреждениях всех детей, стоящих в базе данных, но и увеличить количество групп для детей раннего возраста (потребность в таких группах постоянно растет). Результат обеспечен, однако проблема полностью не решена – дефицит мест на 2012 год сохраняется.Для обеспечения доступности дошкольного образования с учетом прогноза демографических процессов по дошкольникам и запланированного роста охвата детей разными формами дошкольного образования ежегодно необходимо увеличивать количество мест на 8%, причем темпы этого роста увеличиваются, например, если два года назад рост составил 3,8%, в прошлом – 6,5%, а в этом году – 10%.Вместе с тем необходимо отметить, что Зеленоград находится в центре Московской области. На предприятиях социальной сферы, в правоохранительных структурах работает большое количество областников, которые претендуют на места для своих детей в садах округа. После информирования населения округа, что всем детям будет обеспечено место в детском саду, наметился существенный рост очередников – жителей Московской области, других регионов РФ и иностранных граждан (668 детей), а также москвичей, проживающих в поселках Андреевка, Голубое, на 30%. Это усугубляет ситуацию, порождает большое количество жалоб при отказе в предоставлении мест. В течение следующего учебного года нам необходимо будет предпринять дополнительные меры для ликвидации дефицита мест.Внутренние резервы у нас есть, в том числе и по рационализации сети на ближайшие два года, в том числе и реорганизация путем слияния ДОУ со школами, вывод детей старшего дошкольного возраста в школы и открытия новых групп раннего возраста детей в ДОУ. Как показала практика, эти процессы проходят безболезненно, если учреждения находятся в руках одного руководителя.Зеленоград был инициатором проекта «Школа информатизации». Сегодня основная тенденция – расширение применения ИКТ с предмета «Информатика и ИКТ» на все сферы школьной жизни.В 2011-2011 учебном году окружным методическим центром и Центром информационных технологий и учебного оборудования в образовании была разработана и внедрена принципиально новая система мониторинга информационного пространства и вариативности использования средств ИКТ в ОУ округа.На основе мониторинга, проведенного в марте 2011 года, можно констатировать, что 53% педагогов обладают предметной ИКТ-компетентностью (в прошлом году – 30%), у 13% педагогов отсутствуют навыки владения компьютером (в прошлом году таких педагогов было 22%).По сравнению с прошлым учебным годом на 24% возросло участие педагогов округа в создании курсов с ИКТ-поддержкой, на 20% увеличилось количество учителей, имеющих индивидуальные образовательные пространства.Большое значение мы придаем дистанционному образованию. Блок показателей результативности программы информатизации включает показатель удельного веса численности учителей, осуществляющих дистанционное консультирование учащихся посредством сети «Интернет», в общей численности учителей.В округе уже второй раз был проведен конкурс образовательных пространств – курсов с ИКТ-поддержкой. Оценивались только действующие курсы, то есть те, к работе которых были подключены обучающиеся, с которыми преподаватели осуществляли интерактивное взаимодействие.Мы видим, как увеличивается не только число открываемых учителями курсов, но и их качество (доступность, наглядность, актуальность), а поэтому растет и число школьников, для которых эти курсы востребованы.В 2010-2011 учебном году в конкурсе участвовала каждая вторая школа – 41 педагог из 23 учреждений округа. Для сравнения – в 2009-2010 учебном году в конкурсе участвовали 35 педагогов из 18 образовательных учреждений. Но в этом направлении нам предстоит еще много сделать, чтобы обеспечить показатель результативности (10%).Электронные сервисы используют сегодня более половины школ округа. При этом в работе участвуют 38% учащихся (8245), 917 педагогов и 42% классов (373), эти цифры выше, чем в прошлом году, но все же недостаточны. Как причины неиспользования электронных журналов и дневников руководители ОУ выдвигали отсутствие финансирования на оплату труда педагогов, отсутствие штатных единиц, теперь с введением новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов руководитель образовательного учреждения сможет сам регулировать все образовательные процессы.Какие проблемы мы видим?Основной проблемой и вызовом процесса информатизации остается человеческий фактор. «Обратная сторона» логики управления процессом информатизации то, что многие руководители делают акцент на инвестиции, они думают, что финансирование автоматически даст условия, которые приведут к результату, вместо планирования результатов, из которых следует необходимость условий, для создания которых нужны инвестиции.Сегодня есть проблемы и в области технического обеспечения процесса информатизации. Развитие системы автоматизации образовательных и управленческих процессов происходит в отсутствие общей концепции. При реализации отдельных проектов не всегда учитываются требования по интеграции автоматизации образовательных и управленческих процессов. В итоге снижаются оперативность получения и достоверность отчетности и аналитических данных для принятия управленческих решений.Направления нашей работы в следующем учебном году будут скорректированы на основе дополнительного анализа в соответствии с целевыми показателями программы развития образования Москвы на 2012-2016 годы. Мы уверены, что реализация плана мероприятий программы позволит нам решить многие проблемы.
Комментарии