search
main
0

Нам нужен не один Год учителя, а множество

Учитель я, что говорится, со стажем (начал преподавать литературу и историю в 1965 году), поэтому сообщение о том, что Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года учителя», задело сразу множество струн в моей душе – и радостных, и тревожных.

СтатфактИнформация к сведениюВсероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос россиян на тему, справляются ли со своими обязанностями современные школьные учителя и какие качества, с точки зрения наших сограждан, им в наибольшей степени присущи.Современные учителя в глазах россиян выглядят подчиненными (44%), получившими больше от образования, нежели от природы (42%), трудолюбивыми (45%), душевными (43%), интересными (36%), но в то же время, скорее, простыми, нежели утонченными (34%). Нашим согражданам трудно оценить, стали ли педагоги нашего времени своеобразными (30%) или такими же, как все (30%).За прошедшие десятилетия школьные учителя стали казаться россиянам более трудолюбивыми (45% против 36% в 1992 году). Реже стали говорить о карьеризме среди педагогов (24% против 39%) и их бездушности (17% против 33%). Однако учителя стали, по мнению наших сограждан, менее самостоятельными (25% против 33%), интересными (36% против 48%), одаренными (19% против 37%), своеобразными (30% против 38%), простыми (34% против 50%).Большинство россиян устраивает уровень компетентности сегодняшних школьных учителей: 36% дают положительные оценки, еще 37% считают качество их работы удовлетворительным. Положительно оценивают работу современных школьных учителей в основном россияне моложе 34 лет (42%), негативно отзываются о ней в первую очередь столичные жители (21%).

По замыслу авторов идеи Год учителя будет проведен в 2010 году «в целях развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя». И то и другое важно, необходимо, но только не свелись бы эти замыслы к «мероприятиям», не обернулись бы безрезультатной рекламной или пропагандистской кампанией! Ведь обе задачи весьма сложны, а решение их многотрудно.

«Развитие творческого потенциала учителя-профессионала»… Знают ли родители, естественно, желающие для своих детей хороших учителей, сколько ипостасей соединено в личности современного эффективного учителя, и знают ли начальствующие лица, каковы допустимые (разрешаемые) нормы учительского творчества и в чем это творчество состоит?

Из чего состоят хорошие «преподы»? Личность преподавателя играет определяющую роль в любом учебном процессе. Профессия учителя предполагает высокий уровень личностного развития, вкус, артистизм, ораторское искусство и владение стилем. Хорошее преподавание требует интенсивной работы учителя на личностном уровне, напряженного самосовершенствования. Функции и роли учителя разноплановы и многопрофильны. Медиатор учебного процесса, конфидент учащихся, судья их достижений и поведения, организатор внеклассных видов деятельности, акций и мероприятий, имеющий большую отчетность администратор, член профессиональной корпорации, учитель един во всех этих ипостасях. Но и сказанного мало. Учитель еще и представитель интересов государства, общественный деятель, воплощение нравственности и морали добропорядочного гражданина. Он представитель интеллигенции, носитель просвещенности и грамотности, агент социальной мобильности, сведущий притом в той или иной области знания или умелости.

В школе учитель отчасти замещает родителей. Он несет ответственность за жизнь и здоровье детей, за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников. Учителю передаются отчасти властные функции родителей – дисциплинирования, слежения за соблюдением детьми приличий и многие другие.

Но власть учителя над ребенком в некоторых отношениях далеко превосходит родительскую волю. Учитель властен удалить ребенка из класса, способствовать его исключению из школы. От учителя, а не только от ученика зависит, будет ли он переведен в следующий класс или оставлен на второй год.

Задачу огромной сложности ставит перед учителем школьник, имеющий серьезные трудности в учении и (или) поведении. Нуждается ли он в специальном обучении, в консультации ли психотерапевта, в помощи ли домашних – во всех случаях учителю приходится вести непростую работу с окружением этого школьника.

От учителя требуется особый склад способностей, знаний и умений. Ему необходимо распределенное внимание, чтобы одновременно следить за своей речью, реакцией и ответами учеников, за их поведением, за тем, как именно он или дети пишут на доске. При этом он должен постоянно поддерживать интерес группы к изучаемому материалу.

Учитель – практический психолог: он приноравливает обучение к возрастным особенностям детей, учитывает их уровень развития и структуру их интересов, спонтанно разрешает подчас весьма сложные психологические ситуации. Более того, ему приходится измерять и оценивать степень психического развития его подопечных. Каждый возраст учащихся нуждается в особом складе способностей наставников. Учитель – практический логик: он обязан отслеживать формирование понятий у учащихся, контролировать качество складывающихся у них логических структур и мыслительных процессов: обобщений, выводов, абстрагирования, интерпретации, объяснения, применения правил к конкретным примерам, суждений. Учитель – практический социолог: для организации обучения, даже для того чтобы правильно рассадить учащихся в классе, он должен знать лидеров в данной группе, отверженных и обижаемых, друзей и недругов. Нередко учителю случается специально осуществлять социометрические процедуры.

Учитель – практический аксиолог: школьные программы насыщены имплицитными и эксплицитными ценностями. Приобретение и применение школьниками ценностей и отношений суть становление их характера, жизненного стиля, поведения в настоящем и будущем. Суммируя области человековедения, без коих не должен обойтись воспитатель, Константин Ушинский, основоположник педагогического знания в нашем отечестве, выковал формулу: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. … Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождений преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера…» А современный учитель обязан знать и уметь многие вещи, которых никто не ждал и не требовал от прежних преподавателей. Сегодняшний педагог нередко применяет компьютерные программы в учебном процессе, использует сложные технические средства обучения. От учителя требуется умение применять стандартизированные тесты и составлять собственные тесты успешности.

Учительствование есть искусство. Воспитание – искусство. Ведь и педагогика, справедливо утверждал К.Д.Ушинский, не наука, а искусство: «Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому…». Эти тезисы отнюдь не устарели.

Я давно вынашиваю аналогию между школьным делом и музыкальным искусством. Чтобы зазвучала музыка, надобны и музыкальное произведение, и его исполнитель (исполнители). Композитор сочиняет некий музыкальный текст, который по-своему прочитывает, интерпретирует и озвучивает исполнитель. Не так часто композитор и мастер-исполнитель соединяются в одном лице. Как правило, сочинение музыки и ее исполнение требуют разного склада способностей, близкородственных, но все же различающихся. В «Кратком музыкальном словаре» значится: «Исполнительская деятельность – особая форма творчества, поэтому кроме профессионального мастерства требует от музыканта знаний, культуры, художественной зрелости. По образному выражению А.Г.Рубинштейна, «исполнение – второе творение».

И в самом деле, не требовали же мы от Святослава Рихтера, чтобы он был не только пианистом, но и еще и автором нот, по которым он играет! Нас не смущало то обстоятельство, что ноты начертаны Бетховеном, а мы благодарны исполнителю за его мощную, потрясающую игру. Зара Долуханова пела «Соловья», но мы не печалились, что этот романс написан не ею, а Алябьевым.

Мы называем исполнителя гениальным, когда он мастерский, значительный и впечатляющий истолкователь нотного текста.

Так вот, я утверждаю, что хороший учитель – тот же Рихтер, что урок, поход, классный час суть произведения педагогического искусства, не менее трудные, чем, положим, дирижирование симфонией. Пока что более трудные, потому что от учителя нынче требуют не только исполнения, но и авторства этого произведения.

Никто не вручает педагогу-практику нот, по которым он мог бы разыграть потрясающую пьесу. Учителю не дают в готовом виде ни драмы, ни комедии, ни мюзикла, которые он мог бы поставить на уроке. Педагог-практик принужден сам сочинять педагогический текст своей обучающей и воспитательной деятельности, собирая этот текст по крупицам из десятков разных источников, среди которых немало скучных и бездарных, а хороших мало.

Но такое положение дел противоречит принципу разделения труда, оно игнорирует разнообразие человеческих способностей. От одного и того же работника ждут, чтобы он был и швец, и жнец, и на дуде игрец. Это ненормально.

Господа теоретики, очень ученые люди, всяческие методисты и изобретатели должны доводить свои прозрения до высокого уровня нотного Стана или киносценария, предоставив исполнителю-учителю адаптировать готовый текст к особенностям своего контингента, обстоятельств и условий школьного «производства». Но в действительности педагогу-практику разрешается у нас выступать перед своей аудиторией по преимуществу в качестве чтеца-декламатора, повторяющего школьный учебник и пособие, то есть произведения весьма догматичные, безапелляционные и отменно скучные. Впрочем, и от аудитории ожидается в большинстве случаев воспроизведение тех же текстов, примеров и типовых задач.

Труднейшая проблема заключена в массовости моей профессии. Сколько же должно быть высоких духом личностей, универсальных знатоков, чтобы набралось достаточное число хороших учителей! Где их взять? Как и из кого готовить? И сколько же это стоит?! Предлагают даже заменить учителя машиной или какой-то чудодейственной технологией. Но к добру – в массовом масштабе – это не приводит.

Дело в том, что учитель учит, а этого мало, надобно, чтобы дитя училось: никто не в силах учиться за него, вместо него. Кто станет спорить, что основанные на технологиях рецепты и инструкции полезны? Но они применимы к чему угодно, кроме души человеческой, текучей, подверженной настроениям, зависящей от самочувствия и даже погоды.

Надежды на педагогические технологии вызваны надеждой обойтись без воспитателя и учителя, но безжалостная история школы свидетельствует о том, что все подобные попытки потерпели крах. Возьмем для примера историю школьного учебника. Сократ свысока смотрел на книгу как учителя: с таким молчаливым учителем нельзя вести диалог. А какое же развитие ума без обсуждений, без спора?

Сократ был мастер в искусстве помогать молодому человеку рождать истинную мысль и крепить, оттачивать ее на оселке жизненных противоречий. Не всякий воспитатель овладевает таким мастерством. И на помощь ему пришла книга – сперва рукописный, а потом печатный учебник.

Учебник, учебник… Противоречивая – полезная и вредная, спасительная и опасная штука! Пришел на помощь, а частенько мешает. Свободу дискуссий вытеснило следование и учителем, и всеми его учениками за «руководством», как не случайно именовался учебник вплоть до недавнего еще времени. Он давал материал для заучивания, и учитель стал во многих отношениях машиной для выспрашивания уроков, вытвержденных детьми по учебнику. Грустной и тяжкой стала школьная повинность…

Со времен Яна Амоса Коменского и поныне лучшие учебники учатся вести диалог с учениками. Особые надежды возлагались на программированный учебник: ведь его диалог с учеником позволяет каждому идти своим шагом! Еще лучше – двусторонняя связь с группами или отдельными школьниками обеспечивается компьютерными пособиями. Радио и телевидение также создали свои аналоги учебников…

Но могущество и бессилие, огромные возможности и полная бесполезность, благо и зло технологии как учебного средства зависят от особых условий. Имя этим особым условиям – воспитатель, учитель. Учителя ничем заменить нельзя. Потому что сколь угодно прекрасная программа, заложенная в то или иное учебное пособие или устройство, не почувствует природу его затруднений, как опытный учитель. Потому что ни одна технология в мире никогда не заменит гармонизирующих личных отношений между совместно обучающимися детьми и их руководителями. Потому, наконец, что на характер воспитания, на отношение к познанию, на рост души влияют те эмоциональные связи, которые устанавливаются независимо от чьих-либо намерений между взаимодействующими участниками этого сложнейшего процесса. Узким и жестким методическим предписаниям («технологиям») следует предпочитать культурные нормы в их вариативности и разбросе, нормы, носители коих – живые учителя. Но не принуждайте преподавателя «распевать» учебник, а дайте ему прекрасные классические тексты – ясные, как солнце, попытки принудить к пониманию. Учебный процесс – это взаимодействие, а не действо. Диалог, полилог. В этом-то и мастерство учителя-исполнителя: обеспечить продуктивный полилог.

В 2010 году, объявленном Годом учителя, я предлагаю создать – уж не знаю, при каких ведомствах, может, в рамках творческих союзов – команды неравнодушных интеллектуалов и наиболее страстных учителей-исполнителей. Создать команды, говорю я, которые разработали бы современные сценарии образовательного действа, свершаемого в классных комнатах. С различными вариациями – для учителей, имеющих всякие темпераменты и неодинаковый склад способностей. Для детей с разной подготовкой. Для школ всевозможных «профилей», уклонов и специализаций. Творческий союз учителей мог бы объединить усилия преподавателей с творческой жилкой.

Борис БИМ-БАД, академик РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте