search
main
0

Нам не жить друг без друга Деловая игра “Олигополия” (10-11-е классы)

Цели игры:
– закрепление знаний основных характеристик олигополий;
– демонстрация зависимости поведения олигополистических компаний друг от друга и преобладания неценовой конкуренции.
Оборудование: инструкции для продавцов, деньги для покупателей, фишки, символизирующие товар.
Участники игры: две группы учеников – покупатели (10-15 чел.) и продавцы (9-12 чел.).
Продавцы объединяются в фирмы, производящие одинаковую продукцию.
Инструкция для предприятий. Вы являетесь одной из фирм, выпускающих однотипную продукцию (например, стиральный порошок, сигареты, лекарства). Ваша фирма выпускает 50 единиц продукции за определенный период времени. Количество товара, которое вы сможете продать, зависит не только от той цены, которую вы устанавливаете на свою продукцию, но и от цен, которые установят другие фирмы. Себестоимость производства одной единицы продукции – 5 рублей. Подсчитайте затраты фирмы на производство 50 единиц продукции (250 рублей). Вы имеете право установить либо высокую (15 рублей), либо низкую цену на свою продукцию. Другие цены устанавливать нельзя. В течение периода цена на вашу продукцию остается неизменной.
Подсчитайте, какова прибыль вашей фирмы при продаже одной единицы продукции по высокой цене? Какова прибыль вашей фирмы при продаже одной единицы продукции по низкой цене?
Ваша задача – получить максимальную прибыль. Помните, что в условиях олигополии ценовая конкуренция не играет главной роли, а преобладает неценовая конкуренция.
Какие способы неценовой конкуренции вам известны? (Реклама, личные связи, послепродажное обслуживание, сервис, торговая марка…)
Победителем в игре становится фирма, которая получает максимальную прибыль по итогам четырех периодов игры. Каждый период длится 5 минут. В конце периода проводятся подведение итогов и анализ ситуации. В игре нужно стараться обыграть все возможные варианты назначения цен.
Покупатели получают на руки в начале каждого периода по 50 рублей, которые должны обязательно потратить. Можно выявить победителя среди покупателей, это будет тот, кто приобрел наибольшее количество продукции за все время игры (фишки).
Возможные варианты игры и их анализ:
1. Все фирмы назначили одинаково низкую или одинаково высокую цену, а прибыль получили разную.
Чем можно объяснить, что фирмы продали разное количество продукции?
Какие методы неценовой конкуренции использованы?
2. Одна фирма назначает низкую цену, остальные – высокую.
Почему эта фирма получила большую прибыль?
Почему остальные фирмы, назначившие одинаковую цену, получили разную прибыль?
3. Одна фирма назначает высокую цену, остальные – низкую.
Почему эта фирма в убытке?
Обсуждение, выводы.
Олигополистические компании зависят друг от друга: ни одна компания не может действовать независимо, поскольку ее действия неизбежно отражаются на других компаниях. Олигополист должен всегда стараться предвидеть реакцию конкурентов прежде, чем предпринять какие-либо действия. Поэтому чаще всего конкуренция носит неценовой характер.
Приведите примеры олигополистических рынков. (Рынки сигарет, моющих средств, воздушных перевозок, автомобилей, бензина, лекарств).
Людмила ДУТКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте