В «УГ» №41 и 42 за 2018 год мы опубликовали 55 правил американского учителя Рона Кларка. Самый частый вопрос, который задают опытные учителя, ознакомившись с ними: «Какие наказания за нарушение?» Очевидно, что дети будут сопротивляться требованию выполнять десятки правил. У Рона Кларка есть регламентированная система наказаний.
Галочки
Если ребенок нарушает правило, то он записывает свое имя на специальной доске. Запись не имеет никаких последствий или наказаний – это просто предупреждение. Каждое следующее нарушение в течение дня отмечается галочкой. Потом учитель проверяет их количество и назначает соответствующее наказание.
Когда ребенок фиксирует имя на доске замечаний, то делает это, соблюдая правило №8 Рона Кларка: «Не причмокивайте губами, не цокайте, не закатывайте глаза и не демонстрируйте неуважение жестами». Правило устанавливает запрет на выражение учителю недовольства. Нарушение влечет наказание.
Чтобы избежать наказания за недовольство, дети пишут на доске с радостным видом. Вид ребят сбивает с толку сторонних наблюдателей: учителя, посещающие занятия Рона Кларка, иногда просят пояснить, как работает доска вознаграждения.
Одна галочка: обед
Все дети, получившие одну галочку и более, лишаются веселого обеда: молча едят за столом с учителем в стороне. Во время приема пищи запрещено разговаривать и смеяться. За одно слово или улыбку ребенок наказывается повторным молчаливым обедом с учителем на следующий день.
Две галочки: перемена
За две галочки ребенок лишается веселой перемены. На большой перемене дети обычно играют на улице. Провинившийся остается в кабинете. Если его нельзя оставить, то он идет на улицу, но сидит возле забора.
Я знаю школы, в которых применялось подобное наказание. Например, агрессивного ребенка на каждой перемене отводили в учительскую.
Подобная практика вызывает возражения. Говорят, например, что это нарушение права на отдых. Однако нарушения нет, потому что отдых (перемена) ребенку предоставляется. Он лишается лишь веселья на перемене. Решение справедливое: ребенок, нарушая правила, ставит себя в особое положение. Поэтому и перемена для него особая.
Чтобы такое наказание не выглядело жестокостью какого-то отдельно взятого неадекватного педагога, оно должно быть согласовано педсоветом и администрацией и стать официальной публичной политикой школы.
Рон Кларк отвечает на недовольство родителей следующим образом: «Слушайте, мы тут в окопах воюем. Учить нелегко, и иногда нам приходится делать то, что необходимо, чтобы заставить детей вести себя хорошо».
Три галочки: задержание
За три галочки оставляют после уроков. Задержание сначала обсуждается с родителями. Ребенок несет домой письмо примерно следующего содержания:
«Уважаемый родитель/опекун.
Ваш ребенок будет оставлен после уроков 5 апреля с 15.00 до 16.00 в классе мистера Кларка.
Причина задержания: не выполнено домашнее задание.
Пожалуйста, поставьте подпись ниже, разрешая вашему ребенку посещать занятия.
Подпись. Дата».
В случае когда школа находится в шаговой доступности от дома, родители обычно соглашаются. Если же школа далеко, то задержание означает, что за ребенком придется специально ехать после отбывания наказания. Это может быть серьезным неудобством, поэтому некоторые отказываются. Рон Кларк предлагает им альтернативный вариант. Например, договаривается, что учащемуся будет поручено написать реферат объемом три страницы по определенной теме. На выполнение дается два дня. В 90% случаев реферат не выполняется, и родителям приходится уступить и разрешить ребенку остаться после уроков.
Четыре галочки
Обычно указанных выше видов наказания достаточно, чтобы дети начали вести себя прилежно. Но если ребенок получает четыре галочки за нарушения правил, то его случай индивидуально обсуждается с родителями, а иногда и с администрацией.
Когда проблема не очень серьезная, Рон Кларк говорит по телефону с родителями вечером. Если более серьезная – то днем, после уроков. Чрезвычайная – звонит немедленно. В крайних случаях вызывает родителей в школу и рассказывает о проблеме в присутствии директора. На такой совет профилактики Рон Кларк приходит с задокументированной историей плохого поведения ребенка и наказаний, которые на него накладывал учитель.
Последствия
Как видите, одним из главных принципов наказаний Рона Кларка являются простота и удобство для учителя. Многие наказания требуют минимальных затрат усилий.
Первый месяц учебного года учителю приходится тяжело: полкласса молча обедают с ним за столом, полкласса сидят у забора на перемене, каждый день кто-то из учеников остается после уроков. Но со временем дети начинают соблюдать правила, и жизнь учителя становится комфортной.
Вознаграждения
Детей нужно не только наказывать за плохое поведение, но и вознаграждать за хорошее. Если они ведут себя хорошо, то дайте им знать об этом.
Основной вид вознаграждений – старая добрая похвала. При любом удобном случае подчеркивайте таланты. Особенно эффективно действует публичная похвала – перед всем классом. Больше всего в похвале нуждаются слабоуспевающие ученики, им важна внешняя поддержка для веры в свои способности.
Рон Кларк проводит для детей внешкольные мероприятия примерно 25-30 раз в год, то есть почти каждую учебную неделю. Но мероприятия не для всего класса, а для нескольких учеников. Например, демонстрирующих прилежность в обучении или хорошее поведение он ведет в кино или музей. Это имеет большое мотивационное влияние на весь класс: другие дети стараются сделать все необходимое, чтобы в следующий раз оказаться в числе избранных счастливчиков. Еще один вариант: детей, набравших 100 баллов по тесту, учитель во время обеда угощает пиццей.
Регулярные вознаграждения наряду с обязательными наказаниями усиливают воспитательное воздействие друг друга. Дети видят, что за нарушение правил они получают неприятные наказания, а за соблюдение – приятные поощрения. В такой системе соблюдение правил становится очень выгодным.
Сроки
Представьте, что судья на баскетбольном матче дает свисток за фол, совершенный в прошлой четверти. Бессмыслица. Но нередко наказания или поощрения со стороны взрослых осуществляются спустя недели или даже месяцы после поступков детей. Абсурд.
Критически важно, чтобы наказание и поощрение были максимально близки к поступку ребенка. Желательно, чтобы ребенок получал их в тот же день, когда он что-то сделал или, наоборот, не сделал то, что должен был.
Во многих школах совет профилактики проходит один раз в месяц в определенный день, например в последнюю среду месяца. Для бюрократических целей это вполне приемлемо, но для воспитательных почти бессмысленно. Представим, что дети подрались в первый день месяца. Через неделю помирились. Потом поссорились. Затем опять помирились. И тут их ведут на совет профилактики и спрашивают, почему они подрались. Дети в этот момент искренне не понимают, про какую конкретно ссору их сейчас спрашивают.
Чем дальше наказание или поощрение от поступка, тем меньше их воспитательное воздействие. Если ребенка наказывают или поощряют спустя недели или месяцы после события, то в его сознании может не быть никакой связи между его поведением и действиями взрослых.
Система профилактики
В заключение еще пара важных соображений от меня.
Для эффективной работы с трудными детьми, чье поведение выходит далеко за рамки нормы, нужно учитывать положения Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 №120‑ФЗ). Согласно данному закону ребенок любого возраста может быть помещен по постановлению судьи в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на 30 дней, а с 11 лет – в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа на три года. В том числе дети с задержкой психического развития или с легкой степенью умственной отсталости (к которым меры дисциплинарного взыскания внутри школы не применяются в соответствии с приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 №185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»).
Специальные учреждения подведомственны Министерству просвещения. Это школы. Но я не вижу сущностного отличия от тюрем: помещают туда принудительно, по решению суда; ребенок лишается свободы. Спецшкола – это суровое наказание.
Если педагогические меры дисциплинирующего воздействия неэффективны, то нужно обращаться за помощью к другим субъектам системы профилактики правонарушений детей:
– в органы, осуществляющие управление в сфере образования;
– в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– в органы управления социальной защитой населения;
– в органы опеки и попечительства;
– в органы по делам молодежи;
– в органы управления здравоохранением;
– в органы службы занятости;
– в органы внутренних дел;
– в учреждения уголовно-исполнительной системы.
Коллективная ответственность
Недавно в Интернете читал историю учительницы, в которую шестиклассники на уроке кидали бумажки. Она спросила у класса: «Кто бросил бумажку?» Молчание. Пригрозила: «Или вы сейчас признаетесь и хулиганы получают «два» за поведение, или двойки получит весь класс». Все опять промолчали и получили двойки.
На следующий день классная руководительница выяснила, кто хулиганил, и попросила убрать двойки у остальных. Тем более что и родители были недовольны. Но учитель оставила двойки и ответила родителям: «Мы воспитываем коллективную ответственность, видение причинно-следственных связей и предупреждаем преступные наклонности».
Возникает вопрос: а зачем вы воспитываете коллективную ответственность? Коллективная ответственность лежит в основе таких страшных явлений, как геноцид, децимация и кровная месть.
Децимация (от лат. decimus – «каждый десятый») – высшая мера дисциплинарных наказаний в римской армии, представлявшая собой смертную казнь каждого десятого по жребию. Назначалась обычно за потерю знамени, бунт и даже за дезертирство. Обратите внимание: за дезертирство! То есть один конкретный солдат сбежал, и за это десять его невиновных товарищей по центурии казнены.
Кровная месть – древнейший принцип, характерный для родоплеменного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-нибудь из членов его семьи (рода, племени) обязательно подлежат смерти в порядке возмездия. Еще раз обратите внимание: убийство совершает один человек, а наказание получает кто-то из его родственников.
То есть коллективная ответственность – по определению наказание невиновных. И существует оно для удобства наказывающего, который не тратит время и силы на поиск виновных, а наказывает тех, до кого проще дотянуться. Учитель, воспитывающий коллективную ответственность, именно этим и объясняет свои действия: «Мне платят, чтобы я вела уроки. Я считаю, что искать виноватых и проводить расследования на своем предметном уроке не является моей обязанностью, но является нарушением образовательного процесса, чего быть не должно. Я ставлю «два» и иду дальше. Это мое право».
Мое отношение к коллективной ответственности, особенно в детском коллективе, крайне негативное. Мы же не в бронзовом веке живем, чтобы практиковать такую дикую архаику. Никакой коллективной ответственности в школе быть не должно.
Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск
Комментарии