Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Событие недели

Наказ президенту

Учительская газета, №17 от 27 апреля 2021. Читать номер
Автор:

Президент России в своем Послании Федеральному Собранию озвучил новые меры поддержки семей с детьми, педагогов и системы образования. А чего не хватило в нем нашим экспертам и читателям?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– Курс на поддержку семьи, материнства и детства, обозначенный президентом как главный государственный приоритет в прошлогоднем Послании Федеральному Собранию, четко прослеживается и в послании 2021 года.

Как выяснили эксперты проекта ОНФ «Равные возможности – детям», в прошлом году меры поддержки, позволяющие облегчить для родителей сбор ребенка в школу, были предусмотрены для отдельных категорий семей в 58 регионах России. Через несколько месяцев благодаря поручению президента финансовую помощь смогут получить абсолютно все семьи, в которых есть дети школьного возраста, – по 10 тыс. рублей на каждого ребенка.

Чтобы увеличить доступность детского отдыха, предусмотрена компенсация семьям половины стоимости путевки в детский лагерь.
Помимо этого будут поддержаны семьи, где детей воспитывает только один родитель – мама или папа: на каждого ребенка от 8 до 16 лет будет назначена специальная выплата. Ежемесячные доплаты будут получать нуждающиеся беременные женщины. А оплата больничного по уходу за ребенком до 7 лет будет равняться 100% от заработка.

Пандемия сильно обострила вопросы оплаты труда всех категорий работников. В том числе это коснулось и педагогов. Кураторы учебных групп в техникумах и колледжах будут получать доплату в 5 тыс. рублей. О необходимости такого шага говорили с того момента, как в прошлом году была установлена аналогичная мера поддержки для классных руководителей школ. И он был сделан. Впереди большая планомерная работа по подготовке единых федеральных требований к зарплате педагогов.

Николай ПОДОСОКОРСКИЙ, публицист, кандидат филологических наук, Великий Новгород:

– На этот раз послание президента было главным образом посвящено внутренним проблемам страны, и это отличает его в лучшую сторону от некоторых посланий прежних лет. Любую финансовую поддержку власти в отношении нуждающихся граждан можно только приветствовать, хотя понятно, что во многом эта поддержка обусловлена предвыборной ситуацией. Что касается образования, то Новгородская область, где я живу, в последние годы действительно ощутила некоторую протекцию со стороны федеральных ведомств. Это отразилось на усилении Новгородского университета и стало возможным благодаря лоббистским усилиям нашего деятельного губернатора Андрея Никитина.

Чего не хватило? Гарантий соблюдения прав преподавателей, научных сотрудников и студентов, подвергаемых разностороннему прессингу со стороны чиновников и силовиков. Также мне представляется катастрофическим тренд на тотальное регулирование независимой просветительской деятельности. Чрезмерное давление на граждан со стороны власти в конечном счете неизбежно приводит к деградации общества в целом. Без гражданских свобод любые национальные достижения весьма сомнительны.

Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:

– Думаю, стоит ввести президентский сертификат на отдых учителя и его семьи. Кандидатуры могут выбирать дети и их родители по окончании учебного года. Механизм прописать можно. Главное здесь – поддержка исчезающей когорты учителей-подвижников. Ведь чего не хватает нашему учителю при колоссальной нагрузке весь учебный год? Именно полноценного отдыха! Судя по нашему Пермскому краю, 90 процентов педагогов, а то и больше, отдыхают на грядках своих огородов и дач. А если и выпадает счастливый случай – путевка в местный санаторий, то едет туда учительница одна. Семья остается дома. И это несправедливо: родные и близкие наших учителей – их надежный тыл, все понимают, терпят, помогают чем могут.

Анатолий Н., директор одной из школ города Воронежа:

– Выступление президента мне лично настроения не улучшило. Наиболее запомнившиеся моменты по линии соцзащиты – это очередные выплаты семьям с детьми, причем мера опять разовая, накануне выборов, и выплаты беременным женщинам, если они в трудной ситуации. Еще я услышал о том, как через несколько лет отремонтируют вузы и как построят новые школы… Но самого главного – как будет начисляться заработная плата учителю, я не услышал ни в прошлые годы, ни сейчас. Учителя продолжают работать на две ставки и больше, чтобы выжить, а о том, чтобы прокормить свою семью, не могут даже мечтать, это из области фантастики. Одни только разовые вливания. А главный вопрос не решается: дать человеку возможность достойным образом заработать столько, чтобы ему не нужно было давать дополнительные подачки.

Наталья ЕФИМОВА, директор Ладвинской средней школы Прионежского района, Республика Карелия:

– Мне не хватило слов о воспитании подрастающего поколения. Пора и с родителей спрашивать… Все знают права, но никто не знает обязанности! Сегодня очередной случай в школе с мальчиком из многодетной малообеспеченной семьи. Родители не работают, пьют, но с удовольствием звонят в Министерство образования и спорта Карелии, комиссию по делам несовершеннолетних, чтобы их защитили, а сами детьми не занимаются совершенно!

Иван ХЕОРХЕ, лауреат конкурса «Учитель года России»-2020, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского, Ленинградская область:

– Во время пандемии самый серьезный удар на себя взяли медики. Но я хотел бы сказать и об учителях, которые на протяжении этого года продолжали работать в очном режиме. Наверное, стоило бы продумать федеральным или региональным властям какие-то инициативы, связанные с обеспечением летнего отдыха учителей или хотя бы частичной компенсацией на эти расходы.

Ольга Ф., учитель русского языка, Нижний Новгород:

– Мне все, что говорилось, показалось популизмом. Нужно поднимать экономику, обеспечивать родителей работой, а не раздавать нищенские пособия по бедности. Нужно, чтобы граждане, особенно молодые семьи, не думали о выживании, а с уверенностью смотрели вперед. Сейчас перспектив у людей нет. Много детей, по сути, оставлены без родительского попечения, потому что нет попечения там, где выживают и находятся в отчаянии. Отсюда все – и кризис нравственности, и пьянство, и распущенность, с которой мы, учителя, сталкиваемся все чаще…

Татьяна П., учитель, Великий Новгород:

– Сейчас, чтобы получить пособие на ребенка, нужна справка о доходах в семье. А у многих бывает ситуация, когда такую справку представить невозможно. Например, мой муж – строитель, он работает неофициально. Такие условия ставит работодатель. Во многих сферах это распространено. Работника ставят перед выбором: либо получить копейки официально, либо нелегально заработать чуть больше денег. Вот и пашут наши мужчины, ничего не зарабатывая себе на пенсию. Я предлагаю обязать всех работодателей платить официальную зарплату не ниже средней по региону. Второе мое предложение: пособие на ребенка до 18 лет должна гарантированно получать любая российская семья без всяких справок о доходах!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt