Информационный потенциал интернета неисчерпаем. Благодаря ему современное образование приобрело особое качество. Но блуждая по Всемирной паутине, всегда ли мы отчетливо представляем, как использовать ее богатейшие ресурсы?
Трудности перевода
Как правильно пользоваться поисковыми серверами? Об этом мы задумываемся редко, и напрасно: ведь для поиска нужной информации в интернете существует целая наука. Любой уважающий себя пользователь должен знать хотя бы несколько ее важных положений.
Существуют языки запроса, которые формулируются с помощью Булевой алгебры. Есть такой раздел в курсе формальной логики. В нем все словесные утверждения формулируются с помощью простейших символов. Не будем, однако, погружаться в премудрости этой математической науки, оставив ее прелести специалистам. Постараемся передать запрос поисковой машине так, чтобы он был понятен не только ей. Для этого рассмотрим небольшую таблицу, в которой содержатся логические операторы, обозначения и символы, с помощью которых и составляются запросы для поисковых серверов.
Как воспользоваться этой таблицей? Очень просто. Предположим, мы хотим найти в интернете все документы, содержащие слова «ученик» и «компьютер». Тогда в окошке поисковика набираем «ученик AND компьютер». По этому запросу умная машина выдаст все документы, в которых есть слова и «ученик», и «компьютер». Если же между ключевыми словами поместить оператор OR, то результат будет другим. На экране появится список ссылок на документы, в которых есть слово «ученик», или слово «компьютер», или оба этих слова вместе. Связка «И НЕ» ищет только те документы, в тексте которых отсутствуют слова, следующие за данным оператором. Вводим логическое предложение: «ученик NOT компьютер». Получаем документы, в которых можно прочитать слово «ученик». Ни в одном из этих документов вы не найдете слова «компьютер». С помощью скобок можно создавать более сложные запросы. Так, используя те же слова, логические операторы и скобки, составим запрос: «ученик AND (компьютер OR учитель)». Что же в этом случае выдаст поисковая машина? В перечне ссылок будут только те документы, в которых содержатся слово «ученик» и одно из слов в скобках – «компьютер» или «учитель». Поговорив с поисковой машиной на понятном ей языке, отправимся по необъятным просторам интернета.
Личная медиатека? Почему бы и нет!
У любого предметника наверняка есть своя домашняя библиотека. Учебники, пособия, дидактические материалы – самые ценные книги, которые выручат в нужную минуту. А почему бы кроме нее не иметь и личную библиотеку образовательных электронных изданий: ссылки на ресурсы интернета, наборы тестовых заданий, комплекты компьютерных программ и многое другое? Эти материалы не только помогут учителю лучше подготовиться к урокам, но и сделают занятия наглядными, динамичными и глубоко познавательными.
Выберем несколько школьных предметов и покажем, как можно использовать образовательные ресурсы интернета. Начнем с географии. Изучение материков и океанов, природы и климата невозможно без ярких, наглядных примеров, рисунков, фотографий, схем и таблиц. Зайдите на сайт www.wgeo.ru. Этот сайт – своего рода «настольная» (скорее экранная) книга учителя географии. Выбираем один из материков, например Австралию (здесь же рассматриваются и острова Океании). Помимо карты учитель найдет данные о площади материка, длине береговой линии, средней высоте над уровнем моря. Тут же есть информация о крупнейших вершинах, озерах, реках, странах и многом-многом другом. Материал хорошо структурирован, последователен и нагляден. К каждому разделу дано много таблиц. Используя этот сайт, можно легко и быстро подготовить компьютерную презентацию. Накачайте себе географических страничек. Отсортируйте их по темам, классам, курсам. Сделайте серию презентаций, и получится прекрасное электронное пособие, которое можно с успехом использовать не один год.
«Химических» ресурсов в интернете также немало. Не только разработки уроков, но и виртуальные лаборатории, компьютерные программы, многое другое. Можно найти даже электронную таблицу Менделеева. В интернете она такая же цветная, яркая, знакомая. Только с дополнительными учебными возможностями. Зайдите на сайт www.freeware.ru, скачайте бесплатную программку PeriodTable и демонстрируйте таблицу через проектор. Возможности этой программы многообразны. Открываем ее, тут же всплывает известное высказывание создателя таблицы: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются». Благодаря компьютеру мы можем получить значительно больше информации о каждом элементе, чем с обычной бумажной таблицы: узнать историю открытия, латинское и англо-саксонское названия, химические и физические свойства, температуру плавления и кипения, электронное строение, биологическую роль и так далее.
Виртуальная тайна
В методической копилке учителя должны быть не только предметные страницы и компьютерные программы, но и электронные учебники, которых появляется сейчас все больше и больше. А где искать информацию о них, как не в интернете? Немало сведений об электронных учебных изданиях есть на сайте Федерации Интернет Образования (www.fio.ru). Главный каталог «В помощь учителю» распределен по школьным предметам. Зайдем, например, на страницу русского языка. Видим мультимедиа-комплекс «Русский язык» для старшеклассников, абитуриентов и учителей, контрольно-диагностические тесты по орфографии для средней и старшей школы, абитуриентов и учителей. Любители поэзии могут найти на сайте мультимедиа-энциклопедию «А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий». Она рассчитана на самый широкий круг пользователей: школьников, студентов, преподавателей русского языка и литературы и просто почитателей творчества великого поэта. В ее иллюстрированных статьях представлена разнообразная информация о жизни и творчестве Пушкина. Порадуйтесь новому тренажеру, предназначенному для тестирования и развития орфографической грамотности детей. Он ориентирован как на индивидуальное обучение (базовая версия), так и на работу в компьютерном классе (версия ПРОФ). Тренажер можно использовать для создания индивидуальных диктантов и домашних заданий. Задания распечатываются и раздаются ученикам в бумажном виде. Не правда ли, очень удобно иметь под рукой такое электронное пособие?
В последнее время наряду с привычными учебными формами – разработками уроков и внеклассных мероприятий, электронными учебниками – появляются и новые. На смену бездумным сетевым стрелялкам приходят умные учебные игры, виртуальные проекты. На сайте www.etudes.ru можно посмотреть анимационные учебные фильмы. Они представлены в яркой динамичной форме. В режиме on-line ученик может участвовать в решении довольно сложных, но очень интересных задач. На странице www.geocaching.ru можно узнать об увлекательной географической игре, которая пришла в Россию совсем недавно. Ее основная идея заключается в том, что игроки создают «тайники» – пластмассовые водонепроницаемые контейнеры и помещают в них известные только им предметы. С помощью радиосвязи определяются координаты месторасположения тайников и размещаются на сайте в интернете. Надо не только разыскать тайник, но и как можно больше узнать о той местности, где он расположен. Коллективная игра – уникальное средство познания, развития.
Учебных форм в современном интернете превеликое множество. Надо только последовательно и вдумчиво искать нужную информацию, а затем разумно и грамотно использовать ее в учебном процессе. И тогда интернет станет для учителя самым преданным и надежным помощником.
Алексей АЗЕВИЧ, доцент кафедры информатизации образования Московского государственного педагогического университета
Комментарии