search
main
0

Нагрузка. Зарплата. Жилье

Наболевшие проблемы педагогов обсудили в Воронежской области

В актовом зале Воронежского института развития образования 18 августа прошло областное совещание руководителей органов управления образованием и профлидеров, представляющих региональную организацию Общероссийского Профсоюза образования. В ходе встречи профсоюз поставил перед властями ряд острых вопросов.

Выступает Тамара БИРЮКОВА

 

Ключевая ставка

Открывшая совещание заместитель руководителя Департамента образования Воронежской области Оксана Кузнецова первой предоставила слово председателю областной организации профсоюза Тамаре Бирюковой. Профлидер в своем выступлении подробно рассказала о проблемах воронежского образования, о предложениях профсоюза по их решению.

Тамара Андреевна подвергла критике планы Министерства просвещения России начать подготовку учителей-предметников для 5-9‑х классов в педагогических колледжах и техникумах. По словам Бирюковой, это приведет к падению качества образования. Выпускник вуза обладает не только более глубоким знанием предмета, но еще и широким кругозором – в отличие от выпускника организации среднего профессионального образования.

Как заявила профлидер, в Общероссийском Профсоюзе образования понимают, что таким образом министерство пытается решить кадровую проблему школ, которая с каждым годом стоит все острее. Однако эти планы – путь в никуда.

Исправить ситуацию можно только путем снижения нагрузки на учителя при одновременном повышении его заработной платы на ставку до достойного уровня. Именно в этом ключ к решению проблемы.

В противном случае положение дел будет только ухудшаться. Бирюкова привела характерный пример. В минувшем учебном году из-за отсутствия учителей к работе в общеобразовательных организациях Воронежа были привлечены 199 студентов педуниверситета, обучающихся на 4‑м курсе. Но останутся ли эти студенты в школе после окончания вуза, если многие уже признаются, что разочаровались в профессии – из-за низкой оплаты труда на ставку, вынуждающей работать с большими нагрузками?

Участники совещания

 

До ночи не успеть

Забегая вперед, отметим, что тема перегрузок в школе бурно обсуждалась на профсоюзной секции совещания, которая состоялась сразу после совместного заседания представителей профсоюза и органов управления образованием.

Председатель Нижнедевицкой районной организации профсоюза Лариса Архипова рассказала, что сейчас в районе на пенсию уходят 9 учителей, а трудоустраивается только один. «Работать некому, просто некому! О каком качестве образования может быть речь?!» – чуть ли не со слезами в голосе возмущалась Лариса Алексеевна. Причина отказа от работы в школе – в огромных нагрузках, особенно в сельской местности. Архипова привела такой пример: у учителя одной из сельских школ района 30 часов педагогической нагрузки плюс его назначили советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. И отказаться нельзя по той простой причине, о которой профлидер сказала в начале своего выступления, – работать некому. Ответы на запросы, поступающие из разных инстанций, писать тоже некому – директор в одиночку не справится. Вот и пишут в маленьких сельских школах всем педколлективом, хотя по приказу Минпросвещения России от 21 июля 2022 года №582 учителя не должны этого делать. Но педагоги своих директоров не бросают в беде, ведь всяких запросов в школы по-прежнему приходит немалое количество…

По словам председателя Богучарской районной организации профсоюза Ивана Богданова, дело доходит до того, что дети рассказывают родителям: «Учитель провел урок, закрепил материал. Спрашивает: «Вопросы есть?» Если вопросов нет, то говорит: «Ребята, я вам дам самостоятельное задание, вы делайте, а мне надо отчеты подготовить, а то я до ночи не успею».

«Да, внедрение информационных технологий – это хорошо, но школа, прежде всего, – это учеба! А на нее все меньше времени», – высказалась председатель Терновской районной организации профсоюза Татьяна Бондарь…

 

Горячая линия

Заместитель руководителя Департамента образования Юлия Шпыг проинформировала собравшихся о том, что ведомство уже начало работу по уменьшению бюрократической нагрузки на учителей.

Так, во исполнение рекомендаций совместного письма Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора от 12 декабря 2022 года, запросы сторонних организаций на проведение конкурсных и иных мероприятий направляются для согласования в Минпросвещения.

Кроме того, на сайте регионального правительства открыта горячая линия, скоро начнет работать региональная межведомственная комиссия по снижению бюрократической нагрузки на школу, в сентябре будет проведен онлайн-опрос учителей о содержании и объемах нагрузки.

Хочется надеяться, что бюрократическая нагрузка на школы и педагогов действительно начнет снижаться.

 

Лучи света

Тамара Бирюкова в своем выступлении отметила, что отношение руководства страны к образованию стало меняться. По мнению профлидера, это выразилось в том, что президент Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым Правительство РФ будет ежегодно представлять палатам Федерального Собрания национальный доклад о реализации государственной политики в сфере образования. Раньше подобный доклад правительства, как правило, рассматривался только в профильном комитете Государственной Думы.

Тамара Андреевна также подчеркнула: если смотреть в целом, то ситуация в системе образования Воронежской области лучше, чем во многих субъектах Российской Федерации. И это благодаря тесным соцпартнерским отношениям, сложившимся у областной организации профсоюза с региональным Департаментом образования.

Так, в минувшем учебном году оклад педагога повышался дважды, в результате чего поднялся с 10200 до 15200 рублей. Повышение окладов отразилось на уровне зарплаты в целом. По данным Росстата, за январь – март заработная плата в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросла на 26,6% и составила 42495 рублей (без учета 5 тысяч рублей, которые выплачиваются из федерального бюджета за классное руководство).

Доплаты молодым педагогам были увеличены почти вдвое и сегодня в зависимости от диплома («синий» или «красный») составляют 6 и 7 тысяч рублей в сельской местности и 4 и 5 тысяч рублей – в городе. Причем Воронежская область – единственный регион, где выплаты производятся на протяжении 5 лет, во всех других субъектах РФ – 3 года.

В то время как на федеральном уровне только заговорили о роли и значении наставничества, в Воронежской области профсоюз уже позаботился о наставниках – они более 5 лет получают доплату за свою работу. Размер доплаты в зависимости от числа подопечных молодых педагогов составляет от 2 до 5 тысяч рублей. Это закреплено в областном Отраслевом соглашении, в соответствующем приказе Департамента образования и в макетах коллективных договоров образовательных организаций разных типов. Кроме того, наставническая деятельность учитывается при аттестации на присвоение квалификационной категории, добавляя педагогу баллы.

Успехи, достигнутые в рамках социального партнерства в Воронежской области, не остались незамеченными на федеральном уровне. В аналитической записке Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования Воронеж указан наряду с 8 субъектами РФ, где производятся ежемесячные выплаты учителям-пенсионерам, прекратившим трудовую деятельность, за почетные звания «Народный учитель СССР», «Народный учитель РФ», «Заслуженный учитель РФ». Также область отмечена как единственный регион, где молодым специалистам предоставляются 2 дня оплачиваемого отпуска для самообразования.

 

Профсоюз добивается

Вместе с тем пока еще не все предложения профсоюза нашли поддержку у властей. Как сообщила Бирюкова на совещании, руководство Воронежской области не пошло навстречу областной организации профсоюза образования и в Год педагога и наставника отказалось учредить звание «Ветеран педагогического труда Воронежской области».

Профсоюзу не удалось добиться «подъемных» для молодых педагогов, хотя он ставил этот вопрос и перед руководством области, и на трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Единовременная денежная выплата молодым специалистам при трудоустройстве на работу в образовательную организацию полагается в 60 субъектах РФ. В том числе в 37 регионах выплата производится в рамках единой региональной политики. А в Воронежской области «подъемные» молодые учителя не получают – в отличие от некоторых других категорий молодых специалистов. Тем не менее точка в этом деле еще не поставлена, областная организация профсоюза намерена и дальше добиваться решения наболевшей проблемы.

Не первый год профсоюз ставит вопрос о принятии программы по строительству комфортного служебного жилья для педагогов сельской местности. Региональной программой грантовой поддержки молодых учителей и федеральной программой «Земский учитель», во-первых, охвачена малая часть сельских учителей, а во-вторых, даже те, кто в программы попали, предпочитают вкладывать полученные деньги в жилье в городе, не связывая с селом свое будущее.

Кроме того, профсоюз предлагает создать в Воронеже фонд служебного жилья для педагогов, так как без этой меры кадровый дефицит в городе будет только расти. Наличие же служебного жилья станет одним из факторов, позволяющих удержать кадры в школах и обеспечить приток молодежи.

Сегодня областная организация Профсоюза образования решает с региональной властью вопрос о выделении земельного участка под строительство в Воронеже кооперативным способом льготного жилого дома на 600 квартир – для профессорско-преподавательского состава вузов и работников школ, детских садов, организаций дополнительного образования и среднего профессионального образования. Опыт успешного строительства, как известно, у Воронежской областной организации профсоюза образования есть. И какой!

Людмила ТОРЕЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте