В актовом зале Воронежского института развития образования 18 августа прошло областное совещание руководителей органов управления образованием и профлидеров, представляющих региональную организацию Общероссийского Профсоюза образования. В ходе встречи профсоюз поставил перед властями ряд острых вопросов.
![](https://ug.ru/wp-content/uploads/2023/09/37mp_23_0202-399x600.jpg)
Ключевая ставка
Открывшая совещание заместитель руководителя Департамента образования Воронежской области Оксана Кузнецова первой предоставила слово председателю областной организации профсоюза Тамаре Бирюковой. Профлидер в своем выступлении подробно рассказала о проблемах воронежского образования, о предложениях профсоюза по их решению.
Тамара Андреевна подвергла критике планы Министерства просвещения России начать подготовку учителей-предметников для 5-9‑х классов в педагогических колледжах и техникумах. По словам Бирюковой, это приведет к падению качества образования. Выпускник вуза обладает не только более глубоким знанием предмета, но еще и широким кругозором – в отличие от выпускника организации среднего профессионального образования.
Как заявила профлидер, в Общероссийском Профсоюзе образования понимают, что таким образом министерство пытается решить кадровую проблему школ, которая с каждым годом стоит все острее. Однако эти планы – путь в никуда.
Исправить ситуацию можно только путем снижения нагрузки на учителя при одновременном повышении его заработной платы на ставку до достойного уровня. Именно в этом ключ к решению проблемы.
В противном случае положение дел будет только ухудшаться. Бирюкова привела характерный пример. В минувшем учебном году из-за отсутствия учителей к работе в общеобразовательных организациях Воронежа были привлечены 199 студентов педуниверситета, обучающихся на 4‑м курсе. Но останутся ли эти студенты в школе после окончания вуза, если многие уже признаются, что разочаровались в профессии – из-за низкой оплаты труда на ставку, вынуждающей работать с большими нагрузками?
![](https://ug.ru/wp-content/uploads/2023/09/37mp_23_0201_3a-600x399.jpg)
До ночи не успеть
Забегая вперед, отметим, что тема перегрузок в школе бурно обсуждалась на профсоюзной секции совещания, которая состоялась сразу после совместного заседания представителей профсоюза и органов управления образованием.
Председатель Нижнедевицкой районной организации профсоюза Лариса Архипова рассказала, что сейчас в районе на пенсию уходят 9 учителей, а трудоустраивается только один. «Работать некому, просто некому! О каком качестве образования может быть речь?!» – чуть ли не со слезами в голосе возмущалась Лариса Алексеевна. Причина отказа от работы в школе – в огромных нагрузках, особенно в сельской местности. Архипова привела такой пример: у учителя одной из сельских школ района 30 часов педагогической нагрузки плюс его назначили советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. И отказаться нельзя по той простой причине, о которой профлидер сказала в начале своего выступления, – работать некому. Ответы на запросы, поступающие из разных инстанций, писать тоже некому – директор в одиночку не справится. Вот и пишут в маленьких сельских школах всем педколлективом, хотя по приказу Минпросвещения России от 21 июля 2022 года №582 учителя не должны этого делать. Но педагоги своих директоров не бросают в беде, ведь всяких запросов в школы по-прежнему приходит немалое количество…
По словам председателя Богучарской районной организации профсоюза Ивана Богданова, дело доходит до того, что дети рассказывают родителям: «Учитель провел урок, закрепил материал. Спрашивает: «Вопросы есть?» Если вопросов нет, то говорит: «Ребята, я вам дам самостоятельное задание, вы делайте, а мне надо отчеты подготовить, а то я до ночи не успею».
«Да, внедрение информационных технологий – это хорошо, но школа, прежде всего, – это учеба! А на нее все меньше времени», – высказалась председатель Терновской районной организации профсоюза Татьяна Бондарь…
Горячая линия
Заместитель руководителя Департамента образования Юлия Шпыг проинформировала собравшихся о том, что ведомство уже начало работу по уменьшению бюрократической нагрузки на учителей.
Так, во исполнение рекомендаций совместного письма Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора от 12 декабря 2022 года, запросы сторонних организаций на проведение конкурсных и иных мероприятий направляются для согласования в Минпросвещения.
Кроме того, на сайте регионального правительства открыта горячая линия, скоро начнет работать региональная межведомственная комиссия по снижению бюрократической нагрузки на школу, в сентябре будет проведен онлайн-опрос учителей о содержании и объемах нагрузки.
Хочется надеяться, что бюрократическая нагрузка на школы и педагогов действительно начнет снижаться.
Лучи света
Тамара Бирюкова в своем выступлении отметила, что отношение руководства страны к образованию стало меняться. По мнению профлидера, это выразилось в том, что президент Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым Правительство РФ будет ежегодно представлять палатам Федерального Собрания национальный доклад о реализации государственной политики в сфере образования. Раньше подобный доклад правительства, как правило, рассматривался только в профильном комитете Государственной Думы.
Тамара Андреевна также подчеркнула: если смотреть в целом, то ситуация в системе образования Воронежской области лучше, чем во многих субъектах Российской Федерации. И это благодаря тесным соцпартнерским отношениям, сложившимся у областной организации профсоюза с региональным Департаментом образования.
Так, в минувшем учебном году оклад педагога повышался дважды, в результате чего поднялся с 10200 до 15200 рублей. Повышение окладов отразилось на уровне зарплаты в целом. По данным Росстата, за январь – март заработная плата в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросла на 26,6% и составила 42495 рублей (без учета 5 тысяч рублей, которые выплачиваются из федерального бюджета за классное руководство).
Доплаты молодым педагогам были увеличены почти вдвое и сегодня в зависимости от диплома («синий» или «красный») составляют 6 и 7 тысяч рублей в сельской местности и 4 и 5 тысяч рублей – в городе. Причем Воронежская область – единственный регион, где выплаты производятся на протяжении 5 лет, во всех других субъектах РФ – 3 года.
В то время как на федеральном уровне только заговорили о роли и значении наставничества, в Воронежской области профсоюз уже позаботился о наставниках – они более 5 лет получают доплату за свою работу. Размер доплаты в зависимости от числа подопечных молодых педагогов составляет от 2 до 5 тысяч рублей. Это закреплено в областном Отраслевом соглашении, в соответствующем приказе Департамента образования и в макетах коллективных договоров образовательных организаций разных типов. Кроме того, наставническая деятельность учитывается при аттестации на присвоение квалификационной категории, добавляя педагогу баллы.
Успехи, достигнутые в рамках социального партнерства в Воронежской области, не остались незамеченными на федеральном уровне. В аналитической записке Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования Воронеж указан наряду с 8 субъектами РФ, где производятся ежемесячные выплаты учителям-пенсионерам, прекратившим трудовую деятельность, за почетные звания «Народный учитель СССР», «Народный учитель РФ», «Заслуженный учитель РФ». Также область отмечена как единственный регион, где молодым специалистам предоставляются 2 дня оплачиваемого отпуска для самообразования.
Профсоюз добивается
Вместе с тем пока еще не все предложения профсоюза нашли поддержку у властей. Как сообщила Бирюкова на совещании, руководство Воронежской области не пошло навстречу областной организации профсоюза образования и в Год педагога и наставника отказалось учредить звание «Ветеран педагогического труда Воронежской области».
Профсоюзу не удалось добиться «подъемных» для молодых педагогов, хотя он ставил этот вопрос и перед руководством области, и на трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Единовременная денежная выплата молодым специалистам при трудоустройстве на работу в образовательную организацию полагается в 60 субъектах РФ. В том числе в 37 регионах выплата производится в рамках единой региональной политики. А в Воронежской области «подъемные» молодые учителя не получают – в отличие от некоторых других категорий молодых специалистов. Тем не менее точка в этом деле еще не поставлена, областная организация профсоюза намерена и дальше добиваться решения наболевшей проблемы.
Не первый год профсоюз ставит вопрос о принятии программы по строительству комфортного служебного жилья для педагогов сельской местности. Региональной программой грантовой поддержки молодых учителей и федеральной программой «Земский учитель», во-первых, охвачена малая часть сельских учителей, а во-вторых, даже те, кто в программы попали, предпочитают вкладывать полученные деньги в жилье в городе, не связывая с селом свое будущее.
Кроме того, профсоюз предлагает создать в Воронеже фонд служебного жилья для педагогов, так как без этой меры кадровый дефицит в городе будет только расти. Наличие же служебного жилья станет одним из факторов, позволяющих удержать кадры в школах и обеспечить приток молодежи.
Сегодня областная организация Профсоюза образования решает с региональной властью вопрос о выделении земельного участка под строительство в Воронеже кооперативным способом льготного жилого дома на 600 квартир – для профессорско-преподавательского состава вузов и работников школ, детских садов, организаций дополнительного образования и среднего профессионального образования. Опыт успешного строительства, как известно, у Воронежской областной организации профсоюза образования есть. И какой!
Людмила ТОРЕЕВА
Комментарии