Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Надо «раскулачивать» олигархов. а пожертвований ждать ни к чему

Учительская газета, №38 от 16 сентября 2003. Читать номер
Автор:

В школу ходили все – писатели, композиторы, политологи. Вышли оттуда с разными впечатлениями. Потом первый раз в первый класс повели туда своих детей… Мы задали им один вопрос, который, впрочем, подразумевал несколько других, дополнительных: «Хватает ли, на ваш взгляд, современной школе денег? Если нет, то на что? И как их можно заработать или достать?»

Вот что нам рассказали и посоветовали.

Николай СВАНИДЗЕ, политолог, ведущий телепрограммы «Зеркало»:

– Денег не хватает и, по моим наблюдениям, не хватает на все катастрофически. Так было и шесть лет назад, когда мой сын закончил школу. Продолжается и сегодня. Конечно, это отражается на уровне преподавания и на престиже учительской профессии. Вообще история-то старая, потому что еще в советские времена не все было ладно. Между прочим, в России уже давно практически нет учителей – остались одни учительницы. А женщина хороша, конечно, для маленьких детей, для младших классов. Она лучше понимает малышей, чем мужчина. Ни в коем случае не нужно подозревать меня в мужском шовинизме, я уважаю женщин, более того, считаю, что на многих работах они гораздо эффективнее мужчин, но при всем этом я придерживаюсь мнения, что, когда в старших классах нет мужчин совсем, это очень плохо отражается на учениках.

А нет мужчин по той простой причине, что профессия учителя очень давно непрестижна и денег учителя получают мало, а мужчине нужно кормить семью.

Где взять деньги? Я не волшебник, не знаю. Думаю, что нужно расширять число частных школ. Я не могу утверждать что-то наверняка, я ориентируюсь только на ту информацию, которую получаю из газет и телевидения, что взяточничество процветает и в школе. А если так, то уж пусть лучше деньги платят не в карман тем, кто мало зарабатывает и вынужден брать взятки. Пусть лучше родители платят официально, легально. И пусть существуют частные школы, Бога ради! И пусть там работают хорошие учителя, которые будут получать хорошую зарплату.

– Почему в нашем бюджете нет денег на образование, как, скажем, в других странах?

– Сравнивать Россию с другими странами трудно. Потому что у нас страна очень своеобразная и история наша тоже очень своеобразна. Я думаю, что просто некому пролоббировать интересы школы в государственном бюджете. У нас вообще интеллектуальная профессия не очень хорошо оплачивается. Это касается не только школы, это касается и вузов, и науки академической. Раньше образованным человеком было быть престижно, это было гарантией куска хлеба, гарантия социального статуса.

К сожалению, наше государство очень часто работает «в короткую». А работать надо «в длинную», стратегически. Это очень трудно, но необходимо.

Яна ПОПЛАВСКАЯ, актриса, телеведущая:

– Конечно, денег не хватает. На все не хватает. Где их взять? Вообще-то во всем мире государство должно выделять деньги на образование. Надо «бухать» огромные средства не на строительство торговых центров, которые в безумном количестве захватили Москву, а каким-то образом вспомнить о том, что и школу пора сделать привлекательной. К тому, что в школах собирают деньги с родителей, я нормально отношусь. Но это замкнутый круг: на деньги пап и мам можно лишь кое-что отремонтировать, но глобальная забота о школах – вопрос государственного уровня. Депутаты должны взять хотя бы по одной школе и вложить в нее деньги из своего предвыборного фонда.

Многие российские школы настолько убоги, что дети не хотят туда идти. Мой ребенок, например, не хочет. Безрадостные стены, устаревший инвентарь… Но вот парадокс: частные школы, которые могут себе позволить самое лучшее, новое и дорогое за счет оплаты учебы родителями, – тоже не выход. Учителя в платных гимназиях намеренно завышают оценки, так как им невыгодно, если за плохую успеваемость родители заберут ребенка из учебного заведения и перестанут оплачивать их труд. Я лично поведу своего сына в обычную общеобразовательную школу.

Честно говоря, я школу вспоминаю с ужасом, и свою, и школу старшего сына Клима, которую он уже закончил, и с ужасом думаю о предстоящей учебе младшего сына Никиты, который в этом году пойдет в первый класс.

Меленькие зарплаты учителей унижают педагогов, озлобляют. И получается, что неудовлетворенность учителя срывают на учениках, наших детях. Это я чувствовала и на себе, и когда Клим учился, поэтому и не люблю вспоминать школьные годы.

Виктория ТОКАРЕВА, писательница:

– Я живу в загородном доме в Подмосковье. У нас поселок богатый, здесь живут очень состоятельные люди. Но половина отдает своих детей в частные школы, а другая половина – в государственные общеобразовательные. То есть, как говорится, не в деньгах счастье. Бизнесмены считают, что обычная школа лучше. Даже при том, что средств ей, конечно, не хватает ни на что.

Моя дочь училась в простой школе, как и старший внук. А младшая внучка ходит в частную гимназию, где все красиво, современно, богато и с детьми там нежно обращаются. Но внучка не хочет ходить туда, точно так же, как и другие дети – в бесплатную школу.

Вот вам и мой ответ. Надо попытаться заинтересовать детей учебой, это главное. Деньги важны, но они второстепенны. А где взять средства на школу? У богатых. Пусть Березовский даст, Жириновский, Лужков. Как в Норвегии, где школу содержат олигархи, крупные политики.

Владимир ШАИНСКИЙ, композитор:

– Денег школе ни на что не хватает. В советское время с этим вопросом было гораздо легче. Мои дети сейчас школьники, сыну 16 лет, а дочери 12. Когда они поступали в первый класс, первый вопрос в анкете для родителей был унизительный: «Чем вы можете помочь школе?». И когда я спросил: «Что, может концерт дать?», мне прямо в лицо рукой махнули: какой такой концерт! Деньги давай!

Я понимаю, что и педагоги, и руководство школы вынуждены так обращаться с родителями, приспосабливаясь к новой обстановке. Но в целом положение, конечно, позорное. При царе тоже была коммерческая ситуация: попечители и так далее. Но не в таких открытых формах, как сейчас.

Где взять деньги для школы? Я предлагаю такой вариант: объявить сбор средств среди композиторов. Есть богатые композиторы, они могли бы пожертвовать. Хотя это, конечно, капля в море… Реальный выход – это прежде всего специальный огромный налог на наших мультимиллионеров и миллиардеров.

Государство не может, как видим, справиться с бюджетом и теми расходами, которые требуются для школ. Поэтому нам нужно не ждать добровольных пожертвований, а тому огромному количеству богатых людей, которые есть в России, вменить в обязанность содержать образование. Чтобы покрыть дефицит, который ставит учителей и школы в унизительное положение. Наверное, это единственный реальный выход в настоящее время: специальный налог на лиц, имеющих годовой доход не меньше, допустим, миллиона долларов. В нашей стране как минимум полмиллиона таких богачей. Или потребовать единовременное пособие на школы. Взять под контроль их баснословные деньги. Я понимаю, что мир скептически отнесется к этому моему предложению, потому что это непопулярная мера и не прибавит уважения России за рубежом, естественно. Но зато такую меру поддержат большинство россиян. А вот сами олигархи начнут скрывать свой доход, самым позорным образом сопротивляясь такому налогу.

У меня лично очень мрачное впечатление от наших школ. Мои дети продолжают обучение за границей.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту