Последние лет 15 часто можно слышать призывы, дескать, давайте прекратим все реформировать и поживем спокойно хоть какое-то время. С одной стороны, это понятно. Как говорит один из моих знакомых, директор школы, «с тревогой захожу в Интернет – вдруг там опять сообщат о каком-нибудь очередном изменении в системе образования». С другой стороны, мир меняется быстро, и эти изменения, хотим мы того или нет, неизбежны. Вопрос в том, насколько предлагаемые реформы обоснованны, просчитаны, нужны именно в этот момент и можно ли обойтись без необоснованных и неоправданных изменений.
Однако для этого нужна серьезная образовательная политика, нужны научные исследования, выстроенная и очень весомая аргументация, подтвержденная статистикой, анализом тенденций и прогнозов. Для этого надо уйти от ручного управления, когда то или иное судьбоносное решение принимается по результатам какого-то отдельного разговора с той или иной знаковой личностью. И не должно быть так, что, услышав однажды сказанное кем-либо на высоком уровне умное слово, люди непременно должны взять под козырек и тут же наперегонки кинуться воплощать его в жизнь.
Поэтому доказательная образовательная политика – то, к чему мы должны стремиться и чего должны требовать от наших руководителей. Это касается всего – введения новых предметов, новых экзаменов, новых программ. Любой из подобных шагов обязательно должен быть самым тщательным образом обоснован, причем не для какого-то узкого круга специалистов, а именно для широкой аудитории, которой потом и придется со всем этим работать. Например, если вводится новый учебник, надо подробно изложить, чем именно он лучше других, в чем его конкретные преимущества, выраженные в достижении целей, определенных ФГОС, и так далее.
Понятно, что всех убедить нам никогда не удастся. Но оно и не нужно, на самом деле ставку надо делать не на всех вообще, а на людей, которые определяют векторы развития образования. Как минимум – на руководителей школ, ведь именно они принимают ответственные решения на уровне отдельно взятой образовательной организации, а потому делать это они должны предельно осознанно, с пониманием всей важности момента, но никак не потому, что кто-то сверху им приказал. Они должны понимать логику реформ. И логика эта должна быть предельно внятной.
Конечно, всегда есть опасность, что кому-то захочется использовать все доступные методы воздействия на массы, чтобы внушить им какую угодно идею. Тем более что современные технологии позволяют и не такое. Но лично я, например, при анализе любого нововведения в образовании исхожу из следующего: что это дает 1) ученику, 2) учителю, 3) директору. Стало ли им в результате жить легче или сложнее, стали ли они из-за этого более здоровыми, умными, развитыми или нет.
Обратите внимание: в этой схеме отсутствует пункт 4 – государство. Всегда можно сослаться на него, мол, давайте откажем себе во всем необходимом, лишь бы ему было хорошо. Но подобная установка изначально ложна, потому что государство как раз и существует, чтобы сделать жизнь своих граждан лучше и легче. И если оно начнет экономить на образовании, призывать детей и взрослых потерпеть, затянуть пояса, то ему же в результате будет только хуже.
NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии