search
main
Топ 10
На ОГЭ по математике в 2024 году разрешено использовать калькулятор Базовая математика. Отличный результат на ЕГЭ – результат хорошей подготовки Пермская школа оказалась в центре скандала из-за формулировок в учебном плане 12 учителей одной школы написали заявления об увольнении: скандал в Екатеринбурге не утихает ЕГЭ-2024: какие изменения ждут выпускников школ В Госдуме предложили поменять поход к процедуре назначения директоров школ В Курганской области ко Дню учителя станет известно имя первого Почетного работника образования Учителей, студентов и школьников приглашают принять участие в акции «Педагогический диктант» Кемеровский поселок рискует остаться без школы Педагоги из Саратовской области будут получать повышенную зарплату за наставническую и методическую работу Финал «Учитель года России – 2023»: торжественное открытие состоится 22 сентября в Доме правительства Подмосковья Для медицинских классов в Прикамье купят оборудование Кузбасские депутаты предложили больше поддерживать школьников и учителей В Черкесске прошли первые испытания конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы» Полвека и более: педагогов-ветеранов чествовали в Чеченской Республике Толстовский педуниверситет отметил 85-летие открытием педагогического «Кванториума» В Минпросвещения считают необходимым вернуться к советскому опыту профориентации школьников Перемену объявили в Иркутске, следующий звонок прозвенит в Красноярске Объявлены имена лауреатов Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям-2023» Минпросвещения: финалисты конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» начинают бороться за победу
0

Надо ли запрещать реформы в образовании?

Записки Виктора Болотова

Последние лет 15 часто можно слышать призывы, дескать, давайте прекратим все реформировать и поживем спокойно хоть какое-то время. С одной стороны, это понятно. Как говорит один из моих знакомых, директор школы, «с тревогой захожу в Интернет – вдруг там опять сообщат о каком-нибудь очередном изменении в системе образования». С другой стороны, мир меняется быстро, и эти изменения, хотим мы того или нет, неизбежны. Вопрос в том, насколько предлагаемые реформы обоснованны, просчитаны, нужны именно в этот момент и можно ли обойтись без необоснованных и неоправданных изменений.

Однако для этого нужна серьезная образовательная политика, нужны научные исследования, выстроенная и очень весомая аргументация, подтвержденная статистикой, анализом тенденций и прогнозов. Для этого надо уйти от ручного управления, когда то или иное судьбоносное решение принимается по результатам какого-то отдельного разговора с той или иной знаковой личностью. И не должно быть так, что, услышав однажды сказанное кем-либо на высоком уровне умное слово, люди непременно должны взять под козырек и тут же наперегонки кинуться воплощать его в жизнь.
Поэтому доказательная образовательная политика – то, к чему мы должны стремиться и чего должны требовать от наших руководителей. Это касается всего – введения новых предметов, новых экзаменов, новых программ. Любой из подобных шагов обязательно должен быть самым тщательным образом обоснован, причем не для какого-то узкого круга специалистов, а именно для широкой аудитории, которой потом и придется со всем этим работать. Например, если вводится новый учебник, надо подробно изложить, чем именно он лучше других, в чем его конкретные преимущества, выраженные в достижении целей, определенных ФГОС, и так далее.
Понятно, что всех убедить нам никогда не удастся. Но оно и не нужно, на самом деле ставку надо делать не на всех вообще, а на людей, которые определяют векторы развития образования. Как минимум – на руководителей школ, ведь именно они принимают ответственные решения на уровне отдельно взятой образовательной организации, а потому делать это они должны предельно осознанно, с пониманием всей важности момента, но никак не потому, что кто-то сверху им приказал. Они должны понимать логику реформ. И логика эта должна быть предельно внятной.
Конечно, всегда есть опасность, что кому-то захочется использовать все доступные методы воздействия на массы, чтобы внушить им какую угодно идею. Тем более что современные технологии позволяют и не такое. Но лично я, например, при анализе любого нововведения в образовании исхожу из следующего: что это дает 1) ученику, 2) учителю, 3) директору. Стало ли им в результате жить легче или сложнее, стали ли они из-за этого более здоровыми, умными, развитыми или нет.
Обратите внимание: в этой схеме отсутствует пункт 4 – государство. Всегда можно сослаться на него, мол, давайте откажем себе во всем необходимом, лишь бы ему было хорошо. Но подобная установка изначально ложна, потому что государство как раз и существует, чтобы сделать жизнь своих граждан лучше и легче. И если оно начнет экономить на образовании, призывать детей и взрослых потерпеть, затянуть пояса, то ему же в результате будет только хуже.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте