– Надежда Ивановна! Я ведь потому к вам, что в журнале “Домашнее воспитание” вы рассказали о НЕСКОЛЬКИХ типах современных детей: “мягко-забитом”, “честолюбивом”, “лицемерном”, “добродушном”, “злостно-забитом”, “угнетенном”, – сказала я психологу 902-й московской школы, кандидату психологических наук Надежде Юдашиной.
Типы-то разные! Но как называет их Лесгафт, крупнейший русский педагог девятнадцатого века, который придумал эту классификацию? “Низшими типами”! Как бы вам объяснить, почему?.. – она задумалась. – Вы знаете, что такое виртуальный мир, “вертушка”? Так вот сегодняшние школьники из него не вылезают. По Лесгафту, у них нет гармонии с реально существующим миром! Он говорил, что у нормальных детей отношение к окружающим простое и искреннее. У “низших типов” учение не является той деятельностью, в которой проявляется их личность. Они видны только в извращенных отношениях со средой. Но Лесгафту было проще! Тогда детям некуда было прятаться! Другой ученый, А.Леонтьев, называл эти виртуальные пустоты “нищетой личности”.
Но я хотела знать: “Как?! И почему?” – “Простой пример: чтобы они полюбили школу, мы создали школьный театр мод “Арт”, устраиваем дискотеки. Так вот если детям не заплатить, они могут и отказаться вести вечер… Вы желаете понять: какой “низший тип” мне наиболее неприятен в школе? “Мещанина”. Мольеровский “мещанин” наивно надеялся, что культуру можно приобрести за деньги. Но культура – это, собственно, среда обитания людей, реально, а не виртуально существующих! Внутришкольные связи распадаются, когда школу покидает культура.
Но директор 902-й Ирина Леонидовна Веселовская для того и пригласила меня на работу, чтобы я проанализировала духовное состояние школы. В марте состоится педсовет с отчетом. Мы думаем над новой программой воспитания школьников – современной. Потому что хотим все-таки вернуть детей из виртуального мира в сегодняшний. Мы еще желаем побороться!” – ее лицо раскраснелось.
Теперь мне уже хотелось узнать: против чего они будут бороться.
Дважды смотрела она фильм о Гарри Поттере и два раза на нем засыпала. Мальчик учится колдовству, и все перевернуто: зло, черная магия называются светом и добром. Все открытие Гарри – он открывает в себе не человека и человеческое, а колдуна и парочку приемов.
Надежда Ивановна – мне: “И вот мы, психологи, сделали в 902-й открытие: подростки одиннадцати – четырнадцати лет признались нам, что они боятся Гарри Поттера! Мы вызвали их на “дебаты” и предложили прочесть гоголевского “Гробовщика”. “Гробовщик” их не испугал! Я спросила, почему? “Да потому, – был ответ, – что все страшное у Гоголя происходит во сне!” – “А Гарри Поттер?” – “Он существует наяву!” Вот она, “вертушка”, что вертит неустойчивым фантазийным детским умом! И то, и другое произведение – человеческая выдумка! Но Гоголь им показался “светлее” и “роднее”.
Вы посмотрите, что держат дети в руках на перемене? Толстенные тома “Магия и заговоры”. Одна наша учительница беседовала с восьмым классом и пришла к выводу: дети не верят, что добро может существовать в реальной жизни! Они что, его совсем не видят? И наивные ребятишки полагают, что вызовут добро заклинаниями.
Надежда Ивановна: “Знаете, как старшеклассницы пересказывают биографию Пушкина? “Ну, это, Натали, того, была женщиной поэта. Да, круто, в общем!.. Адреналин в крови!” Я – им: “От избытка адреналина можно умереть!” Они, очень изумленно: “Че, в самом деле?” Они и этого не знают.
Следила за этапами исчезновения телевизионной передачи “От шестнадцати и старше”. Серьезная была передача, мировоззренческая. А потом деградировала, потому что обеднялся ЯЗЫК телеведущих и тех, у кого они брали интервью. По любому поводу зритель слышал: “Во, круто! Даешь, кекс! Прикольно!” И более ничего. Просто – как мычание телепузиков. А через год передачу аннулировали.
Надежда Ивановна: “Кто-то скажет: “подростковый сленг!”, “детский сленг!”. Но ведь сленг – это в основном междометия. Междометия не несут в себе образов реальной жизни. Мне возразят, что междометия выражают отношение к ним. Эмоциональное, но при этом вне понятий высокой нравственности! Вы спросите меня: как вернуть ребенка в поле нормального языка? Через современную детскую и подростковую литературу! Я скажу так: детская литература сегодня есть, но она оторвана от жизни. Веселые и забавные приключения на планете, заселенной киборгами, милые детективы – это тот же виртуальный мир. Нужны отечественные сказки, нужна литература серьезная, реалистическая – о них!..
– Между прочим, я выросла не в Москве. Мои предки были свободными крестьянами. Прадед купил много земли, но революция отняла. Однако всякий раз, когда ребенком я приезжала в деревню к бабушке, думала об этой земле как о своей. Это была не виртуальная собственность. Моей земля была потому, что я владела ею своими босыми ногами – когда топала по траве и цветам. Я слышала реальные и прекрасные запахи и осязала землю руками. Многие городские дети лишены и этой причастности к родине. Они видят природу только по телевидению, в книгах и компьютерных играх. Если бы Лев Толстой не выходил на покос вместе с крестьянами, он бы никогда не полюбил крестьян. Безучастие порождает неучастливость.
– А знаете, что я думаю? Дворянскую культуру России породила музыка. Все дворянские дети играли на музыкальных инструментах. Я сама пианистка и знаю, что водить пальцами по клавишам компьютера и фортепьяно – далеко не одно и то же. Компьютерная игра не оставляет тебе места для сотворчества. В ней есть все: музыка, голоса героев, цвет, сюжет. Ты – исполнитель, да, но в классической музыке ты можешь стать со-творцом Создателя мира, даже если ты пока маленький ребенок. Во-первых, ты творишь себя в объективной реальности. Потому как, развивая руку, пальцы, ты развиваешь мозг и память. Но ты еще развиваешь и душу, потому что вместе с музыкой движется все твое тело, оно растет вместе с ней в здоровом, литургическом ритме. Что такое литургия в православном богослужении? Это момент, когда Бог делится с человечеством своей Божественной энергией, наполняя Собой вино и хлеб. На этом “хлебе” энергий и происходит рост сил души и духа. Классическая музыка вся замешана на этом же “вине”. “Страдания по Матфею” Баха, например. “Мессия” Генделя, Чайковский с реквиемом по самому себе…
Возвращая детей в эту музыку через исполнительское искусство, мы вводим их в мир невидимый, но вполне реальный – мир, в котором Бог до скончания века борется с Люцифером.
– А вообще-то они не должны стыдиться своих родителей – простых заводских “работяг”. Вот Лев Николаевич Толстой, наоборот, стыдился “ожидания минут творческого вдохновения”! Творческая работа – это все же работа с воображением! Она как бы вырывает человека из реальности. И вот гению требовалось опуститься до сапожной работы, до расчистки дороги от снега, до ношения из колодца воды – до самой грязной и неквалифицированной работы, только чтобы она связала его насущными нуждами с живой, непридуманной жизнью.
Не отсюда ли разговоры в советской педагогике о “всестороннем развитии личности”?
– Табу, как ни странно, привязывают человека к реальной жизни. Например, веками существовало табу – не вытаскивать на свет белый свое “грязное белье”. Сегодня же, когда без конца говорится о гигиенических прокладках, они разрушают любовь и нежную дружбу между мальчиками и девочками. Еще не познав, что такое девочка, мальчик, сидя в своем виртуальном мире, воображает, что она существо презренное, низшее; испытывает к ней брезгливые чувства. А любовь уходит в область мечтаний – в область виртуального мира.
Было и табу “не солги”. Но вот приходит ко мне на консультацию старшеклассница, и я спрашиваю ее: “Почему ты прогуливаешь школу?” Ответ равнодушный: “А че? Скоро закончу, куплю себе книжицу любого “диплома”…” Она давно существует в виртуальном мире, в котором за ложь не наказывают.
Когда пятый класс сел писать сочинение по программному рассказу о Сергии Радонежском, результат оказался плачевным. Далекие от духовной жизни дети обратили внимание лишь на те эпизоды в рассказе о святом, где говорилось о бесах. Их внимание не привлек даже момент обращения Сергия-ребенка к Богу с просьбой дать ума и развить способность к учению. И все же нам кое-что удалось. В рамках дополнительного образования, по субботам, наши дети, по желанию, конечно, изучают православную культуру. К нам приходит из храма один молодой человек. Он-то и помогает вытащить ребят из беспредельности нищеты духа в мир реальный и на самом деле духовно богатый до сих пор!
Но это не все. Мы приспособили под свои нужды американскую программу по ученическому самоуправлению школой. Вот сейчас завершим наш разговор и пойдем в 7-й “А” на очередные дебаты. Не соперничеству мы их учим, а соревнованию. Честолюбивое соперничество рано или поздно сектантски дробит сознание и душу человека! А соревнование заставляет оглядываться и замечать вокруг себя других людей, помогать им! Именно самоуправление школой должно пробудить в детях стремление пробовать свои силы в реальной жизни, лучше познать ее.
– А вообще-то… – Надежда Ивановна решительно тряхнула головой, – скажу вам правду, за которую меня могут побить академические психологи: школьная психология терпит кризис! Она сама становится…виртуальной! Ведь, по сути, она не может объяснить: в чем смысл и ценность человеческой жизни именно сейчас, когда жизнь общества в корне изменилась. Одно знаю наверняка: воспитание – это когда взрослые не дают детям запереться в виртуальности…
Ирина ЛАНГУЕВА
Москва
Комментарии