search
main
0

Надежда Крупская – творец советской школы: к 155-летию рождения яркого выразителя идей социальной педагогики

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) – выдающийся деятель народного просвещения и яркий выразитель идей социальной педагогики. Ее пленительный образ, несмотря на конкретно-исторические обстоятельства, вызывал и вызывает искреннюю симпатию и глубокое уважение российского учительства. Так случилось, что начало ее жизни и уход из нее пришлись на последний зимний месяц. 26 февраля этого года исполняется 155 лет со дня ее рождения, а 27 февраля – дата смерти. Надежда Константиновна Крупская умерла в 1939 году, ровно 85 лет назад.

«Меня можно было хлебом не кормить, лишь бы дать поговорить о школе»

Надежда родилась 14 (26) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Отец – поручик Константин Игнатьевич Крупский. Мать, Елизавета Васильевна, работала гувернанткой.

Семья была с передовыми революционно-демократическими взглядами. Отец за свои антиправительственные взгляды и действия был признан неблагонадежным, уволен со службы, сначала с военной, а затем и с гражданской.

К делу народного просвещения Надежда Константиновна готовила себя с юности. Интерес к педагогической деятельности возник у нее еще в семье под влиянием собиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ».

Девушка с золотой медалью окончила женскую гимназию имени княгини А.А. Оболенской, а затем педагогический класс при ней. Прогрессивно настроенные учителя гимназии способствовали развитию интереса к сфере образования, она осознала, что ее призвание в педагогической работе, что, работая учительницей, она будет более всего полезной своему народу. Однако после окончания гимназии Крупская как дочь политически неблагонадежного человека не смогла получить место педагога.

В 1889 году Надежда Константиновна поступила на историко-филологическое отделение Высших женских курсов (Бестужевских) в Петербурге, которые оставила через полгода. Затем она проработала пять лет в Смоленской воскресно-вечерней школе для рабочих в Петербурге. В это время Надежда была высокой и стройной девушкой с простым приветливым лицом, выразительным ласковым взглядом, пышными густыми волосами, заплетенными в длинную (ниже пояса) косу, строго очерченными бровями вразлет, высоким лбом, красивым и несколько упрямым ртом.

Поскольку труд учителей Смоленской школы был бесплатным, чтобы обеспечить семью, Крупской надо было заниматься репетиторством и другой работой. Однако о бесконечной влюбленности ее в эту школу говорят слова: «И меня можно было хлебом не кормить, лишь бы дать поговорить о школе». Как учителю ей были присущи педагогический такт, творческий подход к делу, талант педагога, одаренность, а также скромность, глубина и настойчивость в решении поставленных задач.

За годы работы в Смоленской школе в ходе творческих поисков Надежда Константиновна Крупская пришла к выводу, что нельзя механически переносить в школу взрослых методику занятий с детьми, игнорировать большой практический и жизненный опыт взрослых учащихся. Нужно хорошо знать своих учеников, их уровень подготовки, пробелы в знаниях, интересы.

Воспоминания бывших учащихся Смоленской школы свидетельствуют о том, что они глубоко уважали Надежду Константиновну. В школе ее постоянно окружали ученики, ей задавали разные вопросы, а она всегда внимательно выслушивала каждого и терпеливо отвечала. Сутью ее педагогического кредо были глубокое уважение к личности учащегося, знание его настроения, вера в его силы, учет реальных условий жизни и умение видеть перспективу развития.

Верная соратница

Познакомившись в 1894 году с Владимиром Лениным, Крупская участвовала в организации и деятельности Союза борьбы за освобождение рабочего класса. В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию, но отбывала ссылку в Сибири, в селе Шушенском. Так началась ее жизнь как профессиональной революционерки – жены В.И.Ленина.

В 1901 году семья Ульяновых эмигрировала в Германию, Крупская была секретарем газет «Искра», «Вперед», участвовала в подготовке и проведении II и III съездов РСДРП. В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, работала секретарем ЦК. После поражения революции 1905-1907 годов эмигрировала во Францию. Преподавала в партийной школе в Лонжюмо под Парижем, была секретарем Ленина и помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы.

Но и в эмиграции Надежда Константиновна, свободно владея английским, французским и немецким языками, изучала зарубежную и отечественную литературу по педагогике и психологии, знакомилась с организацией образования в передовых школах Западной Европы. В этот период Крупская достаточно регулярно публиковалась в передовых российских педагогических журналах «Свободное воспитание», «Русская школа», «Просвещение». Выделим ряд принципиальных статей: «К вопросу о свободной школе», «Самоубийство среди учащихся и свободная трудовая школа», «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»?».

Первый педагог среди марксистов, первый марксист среди педагогов

Возвратившись вместе с Лениным после Февральской революции 1917 года в Россию, Крупская принимала активное участие в организации народного образования в Выборгском районе Петрограда, опубликовала ряд статей по вопросам народного просвещения. В итоге этот цикл очерков был обобщен ею летом 1917 года в интересную и новаторскую для своего времени книгу «Народное образование и демократия». Накопленный и осмысленный в этой книге потенциал передовых идей очень помог Крупской в деятельности на посту заместителя наркома просвещения РСФСР, который она занимала в ноябре 1917 года. Более того, принципы трудовой школы, связи воспитания и обучения с общественной жизнью, политехнического образования, требования решительной демократизации системы образования стали для нее близкими и ведущими в деле кардинальной реформы образования, к которой приступили большевики.

В 1917-1920 годах Крупская участвовала в создании системы народного просвещения и разработке основополагающих документов: Положения о единой трудовой школе РСФСР и Основных принципов единой трудовой школы (1918). Отстаивала идеи отечественных педагогов о демократизации управления народным образованием и предложила организовать советы по народному образованию для привлечения общественности к делу народного просвещения.

Надежда Константиновна пережила в 1918 году короткий период ультрарадикализма, поддержав так называемый московский проект, предусматривавший полное разрушение традиционной школы и замену ее трудовыми коммунами. Но затем всегда очень здравомыслящая Крупская стремилась придерживаться во всем чувства меры.

В 1920-е годы Надежда Константиновна выступала как талантливый и яркий пропагандист и популяризатор идей трудовой школы. Миссия Крупской в то время уникальна. Она искренне и продуктивно пыталась соблюсти определенный паритет между новым и старым в советской системе образования. Безусловно, являясь убежденным проводником коммунистических идей в отечественную педагогику и школу, она не впадала в столь свойственную тому времени крайность.

Подчеркнем, что к Надежде Константиновне постепенно в лучшую сторону начинает меняться и отношение русской педагогической общественности. Вначале учительство относилось к ней настороженно-негативно. Однако затем все больше намечалась тенденция к конструктивному сотрудничеству. Особенно такое сотрудничество укрепилось после создания в 1921 году научно-педагогической секции Государственного ученого совета. В ее деятельность Крупской были вовлечены ряд крупных педагогов, например П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, С.Т.Шацкий и др. Этим творческим коллективом были заложены теоретические основы советской педагогики, подготовлены первые программы единой трудовой школы РСФСР.

Жизнь после Ленина

Судьбу Надежды Константиновны достаточно четко, даже беспощадно, разделил день 21 января 1924 года – дата смерти Ленина. Все, кто описывал состояние Крупской в те дни, подчеркивали ее застылость, оторванность от происходившего. Она производила впечатление человека, как бы умершего внутренне и живущего чисто автоматически. Не случайно в эти дни она склонялась к мысли о самоубийстве, поскольку дальнейшую жизнь без Ленина совершенно не представляла.

Характерно, что Крупская посещала Мавзолей очень редко, даже не каждый год. Любая подобная «встреча» была для нее сильным ударом по психике. Хранитель мумии Б.Збарский вспоминал, что в последний раз Крупская пришла к мощам за несколько месяцев до своей смерти, в 1938 году. Говорят, постояв немного у саркофага, она тихо сказала: «Он все такой же, а я так старею…»

Судьба уготовила ей прожить без Ленина еще 15 лет. Это были для Надежды Константиновны очень непростые годы, которые особенно ра­зи­тель­но отличались от того времени, когда она была при Ленине.

Превратности судьбы

Однако было бы совершенно неправомерным представлять положение Надежды Константиновны Крупской во второй половине 1920-х годов как оппозиционное или же существенно стесненное, ограниченное. Начиная с 1924 года Крупская являлась членом Центрального комитета Коммунистического интернационала, с 1927 года – Центрального комитета ВКП(б).

Внешне ее жизнь по-прежнему кипела. По крайней мере, до лета 1929 года она продолжала быть одним из самых авторитетных лиц в руководстве советским образованием. Надежда Константиновна являлась заместителем народного комиссара просвещения, а также возглавляла Научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета. По статусу и по сути это соответствовало нынешнему рангу президента Российской академии образования.

Надежда Крупская выполнила в те годы еще одну важную миссию: она инициировала создание в стране «Учительской газеты», которая появилась на свет 3 октября 1924 года как орган Центрального комитета Союза работников просвещения СССР.

В передовой статье «Коллективный организатор учительства» Крупская писала: «Мы приступаем к организации «Учительской газеты». Газета имеет громадное организующее значение. Одна из задач – сделать слышнее голос учительства. Необходимо, чтобы у учителя была своя газета, куда он мог бы писать о том, что волнует, мучает, о своей жизни и борьбе, о тех трудностях, которые приходится преодолевать, о тех достижениях, которых удалось добиться, несмотря ни на что…»

Положение Крупской начинает решительно и бесповоротно меняться в худшую сторону со второй половины 1929 года, после того как под сильным давлением Сталина была вынуждена подать в отставку вся коллегия Наркомпроса во главе с А.В.Луначарским. Новый нарком А.С.Бубнов не жаловал Крупскую. Однако, став во главе Главполитпросвета, только за сентябрь 1929 года она приняла участие в 38 заседаниях, сделала 20 выступлений, опубликовала 14 статей, просмотрела 160 писем и встретилась с сотнями людей.

Особенно в сложном положении оказалась Крупская в 1934 году, после 17-го съезда ВКП(б). Как писала она: «Я переключилась на другую работу, на библиотечное дело; организационно к вопросу школы я никакого отношения не имею».

Смелая позиция

Надежда Константиновна считала своим долгом решительно выступать против характерных для того времени перегибов. Внешне это выглядело примерно так. Когда единая трудовая школа ударялась в сплошное трудовое воспитание и происходило, как это было в конце 1920-х годов, массовое использование детей в различных политических кампаниях, производительном, зачастую непосильном, труде, Крупская выступала с заявлением, что дети «должны не только трудиться, но и учиться».

Когда же в очередной раз, как в 1930-е годы, происходил другой крен и возникал отрыв школы от жизни, а основным занятием школьников провозглашалась исключительно учеба, Крупская и здесь не молчала, решительно выступая за связь школы с жизнью, за участие школьников в общественно значимой трудовой деятельности.

Причем Крупская продолжала действовать достаточно независимо. Так, например, в 1930 году, в период массовой коллективизации и уничтожения кулачества как класса, она выступила со статьей, где резко осуждала факты, когда детей кулаков и так называемых лишенцев исключали из школ или же запрещали им ходить на сборы, экскурсии и даже на отдельные уроки, например обществоведение. Крупская сделала очень смелый для того времени вывод, что «такого ограничения по социальному признаку не знала даже царская школа».

Была у Крупской еще одна важная миссия: она защищала, решительно отстаивала тех педагогов, например Станислава Теофиловича Шацкого, которых обвиняли в мелкобуржуазности, на которых вешали опасные политические ярлыки.

Педагогика – наука прямого действия

Надежда Крупская рассматривала педагогику как «науку в действии, которая постоянно развивается». Ее правомерно называли «первым педагогом среди марксистов и первым марксистом среди педагогов».

Надежда Константиновна стояла у истоков пионерской организации, комсомола, женского движения, учительских профсоюзов, движений за социализацию инвалидов и просвещение всех народов страны на родном языке. С ее именем связаны становление теории и практики дошкольного воспитания, образования взрослых, политехнического образования, организация библиотек, домов детского творчества, лагерей отдыха и пр.

В фундаменте основных идей доминировал коллективизм, при этом Надежда Константиновна была убеждена, что именно в коллективе у детей исчезают чувства дезадаптированности, десоциализации, беспомощности, одиночества, потому что они привыкают жить общими интересами.

Крупская считала, что ребенку необходимо всестороннее развитие, так как знания, которые он получит в школе, должны иметь действенный характер: «Надо взять из науки все, что в ней есть важного и существенного, жизненного, взять и немедля применить к жизни, пустить в оборот». Она полагала, что мы никогда не должны забывать, что «живем в республике труда; мы не можем выпускать в жизнь из наших школ белоручек, мы должны учитывать воспитывающую роль труда. Каждый гражданин молодой страны должен с юных лет проникнуться уважением к физическому труду, поскольку умелые руки, твердый характер и смелый, гибкий ум нужны во всякой работе. А все это воспитывается через труд».

Крупская тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Она справедливо отмечала, что политехнизация школы должна осуществляться на основе общего образования.

Интерес у детей к различным направлениям развития техники, к технологиям производства пробуждают реконструкция различных сторон жизни и обновление всего народного хозяйства. Все это мотивирует учеников к изучению технических сторон жизни, создает благоприятные условия для политехнического обучения. Необходимо, чтобы этот интерес поддерживался с самого раннего возраста, и Крупская призывала «увлечь учащихся романтикой современной техники».

Любимица учительства

Надежда Константиновна выступала как талантливый и яркий популяризатор идей трудовой школы. Горячо пропагандировала идею тесной взаимосвязи семьи и школы в воспитании личности, отмечая, что сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при плотном контакте родителей и школы, лишь при этом условии школа и семья смогут преодолеть трудности, которые встречаются в практике воспитания.

Популярности выступлений и статей Крупской в 1930-е годы, а их счет идет на тысячи, придавали не только ее здравомыслие, несомненная аура соратницы и вдовы Ленина, но и тот стиль, которым она излагала свои мысли, – простой, очень ясный. Он был понятен и доступен всем.

Вообще всю зрелую жизнь Надежду Константиновну выделяла какая-то особая, теплая любовь к детям. Наверное, это было связано и с ее бездетностью, которую она, несомненно, как каждая женщина, глубоко переживала. Известно, что в молодости Крупская сильно заболела, у нее была очень тяжелая форма базедовой болезни, что часто ведет к бесплодию. Добавилось к этому и достаточно серьезное заболевание сердца.

Да и сам образ Надежды Константиновны, бесконечно увлеченной делом народного просвещения, человека с трудной судьбой, женщины, не обращающей внимания на материальные радости жизни, всегда скромно одетой, был очень близок российским педагогам, потому что отражал в себе подлинные черты народной учительницы.

Размышляя о миссии учителя, Крупская отмечала, что «профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из наиболее захватывающих профессий. Ведь учитель и ученик – это две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества».

Кроме того, учитель должен владеть методикой обучения: уметь просто, живо, образно рассказать ребятам о том или ином факте или событии; иллюстрировать рассказ яркими примерами, рисунками, опытами, показом на экскурсиях, то есть поставить тем самым занятия так, чтобы они заинтересовывали ученика. Учитель должен владеть умением задавать вопросы, выясняющие степень понимания и степень усвоения учащимися заданий; уловить, что непонятно ученикам, и толково объяснить непонятное; пробудить самодеятельность учащихся, давать задания, которые эту самодеятельность стимулируют; правильно распределять задания между учащимися, чтобы у каждого учащегося было постоянное сознание своего роста; учить ребят самостоятельной работе путем консультации и систематического контроля.

Надежда Константиновна Крупская всегда подчеркивала важность знания учителем возрастных особенностей восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте, объема жизненного опыта современных ребят, характера и глубины этого опыта. Под этим углом зрения должны быть продуманы методы передачи знаний ребятам.

Важнейшим условием успешности обучения являются умения педагога передавать другим свои знания, показать предмет, явление, выделить в нем самое существенное, важное, используя все средства современной техники. Учитель должен уметь разъяснять явления, помочь учащемуся усваивать сообщаемый материал, учиться применять по­лу­ча­емые знания на практике, превращать знания в стимул развития. Надежда Константиновна призывала учителей и учащихся неустанно работать над собой, по-настоящему учиться.

Странная смерть и пышные похороны

Последние годы жизни Надежды Константиновны оставляют двойственное впечатление. Известно, что она находилась в определенной изоляции в санатории старых большевиков в Архангельском. К ней были приставлены две женщины – сотрудницы НКВД, которые пресекали все ее попытки несанкционированного общения. Взаимоотношения Крупской с этими «надзирательницами», по воспоминаниям окружающих, производили тяжелое впечатление.

Но в то же время в 1936 году Надежде Константиновне Круп­ской была присвоена ученая степень доктора педагогических наук, она являлась почетным членом Академии наук СССР. Например, в январе 1939 года, незадолго до смерти, Надежда Константиновна опубликовала 20 статей, 16 раз выступила перед трудящимися и учителями и написала 240 писем. Все это противоречит версии о «заточении Крупской».

Никогда не будет поставлена точка и в вопросе о смерти Надежды Константиновны. Общеизвестны версии о том, что она была отравлена то ли тортом, то ли клубникой в день своего рождения. Так это или нет, проверить уже невозможно.

24 февраля 1939 года к Крупской в гости неожиданно собрались жившие в доме отдыха «Архангельское» старые товарищи – Кржижановские, Кон, Менжинская, Красиков, из Москвы приехали Дмитрий Ульянов, Мещеряковы. Было и еще несколько гостей.

По воспоминаниям участников, стол был скромный (ни торта, ни тем более клубники в феврале). Неожиданно уже во время вечера, когда стали вспоминать революционную молодость, решили экспромтом сделать пельмени. Надежда Константиновна попробовала их, выпила несколько глотков шампанского.

Сохранился ряд фотоснимков. На одном из них улыбающаяся виновница скромного торжества. Этот снимок – последний в ее жизни – поместила газета «Правда» 2 марта 1939 года. Надежда Константиновна оживленно беседовала с друзьями, шутила, все были веселы, говорили о минувшем, о предстоящем юбилее.

Внезапно около 7 часов вечера Надежда Константиновна почувствовала себя очень плохо. В Кремлевскую больницу Крупскую положили с диагнозом «острый аппендицит. Заключительный перитонит. Тромбоз».

В 6 часов 15 минут 27 февраля 1939 года «при явлении паралича сердечной деятельности» Надежда Константиновна скончалась. Похороны Крупской в отличие от празднования ее 65- и 70-летнего юбилеев были организованы с соблюдением всех атрибутов, присущих пышным церемониям. Уже 28 февраля гроб с телом Надежды Константиновны был установлен в Колонном зале Дома союзов на высоком постаменте. Он был окружен пальмами и утопал в живых цветах. Через траурный зал стали проходить колонны трудящихся. В 22 часа в караул встали все тогдашние главные руководители страны: Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов.

Ночью 2 марта тело Крупской было кремировано, а на следующий день состоялись похороны на Красной площади. На Мавзолее также присутствовали все видные руководители страны во главе со Сталиным.

В 17.30 урна с прахом Надежды Константиновны Крупской была замурована в Кремлевскую стену. Прозвучал троекратный ружейный салют. А затем раздался мощный «Интернационал»…

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте