search
main
0

Национальная электронная детская библиотека: живая история

Главы из журнала

Гражданский шрифт, введенный в России Петром I в 1708 году для печати светских изданий, открыл дорогу литературе как способу проведения досуга. Но для становления детской литературы как литературы, изначально созданной для детей, потребовалось еще почти полтора века.

К концу XVIII века количество изданий для детей в России исчислялось от силы тремя сотнями, более 75 процентов составляли переводы, в основном с французского и немецкого. Доминирующим жанром были нравоучения. Часто они имели форму беседы кого-либо из старших с детьми и нередко переходили в проповедь. Важнейшее влияние на русскую детскую литературу оказала издательская деятельность Н.И.Новикова, когда он в 1779 году перебрался в Москву и среди других книг начал издавать и книги для детей. Только под влиянием его работы русская книга становится не предметом роскоши, а необходимостью для каждого грамотного. Но главная заслуга издательства Н.И.Новикова перед детской литературой состоит в издании первого детского журнала, не имеющего зарубежных аналогов, – «Детское чтение для сердца и разума».

После Новикова тон детской литературы стал меняться, стремление поучать постепенно сменялось стремлением через забаву распространять идеи просвещения. Особое развитие получают в детском воспитании басни И.А.Крылова и И.И.Хемницера. Ближе к середине XIX века появляется профессия детского писателя. В связи с этим количество перевод­ных книг падает, они уступают место произведениям, изначально написанным на русском языке. Детские книги и журналы становятся необходимым инструментом в воспитании. Заметно повышаются литературные качества произведений для детей.

Стремительно развивается и оформление детских изданий. Сначала в книгах и журналах появляются черно-белые гравюры, затем – цветные иллюстрации. Формируются типографии и издательские дома, некоторые из которых переживут революцию 1917 года. Это издательства Сытина, Ступина, Вольфа, Девриена, Саблина. Во всех крупных издательствах выпускались книги, доступные покупателям с разным достатком. Книги с иллюстрациями знаменитых русских художников Васнецова, Поленова, Билибина и др. продолжают переиздаваться до сих пор.

Литература для детей послереволюционного периода обрела принципиально иные черты, смело экспериментировала с языком и оформлением книги. Некоторые авторы и художники детской книги той поры вошли в историю. Это Маршак, Чуковский, Михалков, Хармс, Маяковский, Барто, Бианки, Гайдар, Лебедев, Конашевич, Добужинский, Петров-Водкин, Ротов, Чарушин. Но большинство создателей книг для детей и подростков того времени забыты.

Советская власть быстро осознала значение периодики в воспитании классового сознания. С 1925 года начинается издание всесоюзной детской газеты «Пионерская правда». Это еженедельный срез мировой и советской истории, изучать который особенно интересно с высоты сегодняшнего дня. С 1924 года и по сей день выходит журнал «Мурзилка», с 1930 по июнь 1941 года издавался журнал «Чиж», с июля 1936 года – журнал «Костер». Важную роль в повышении качества детской литературы играл критический журнал «Детская литература», издававшийся с 1936 по 2004 год с перерывом с 1942 по 1965 год. На протяжении войны издавалось много детской литературы, в том числе и агитационной, например «Блиц-фрицы» Маршака с иллюстрациями Кукрыниксов.

С конца 1930‑х годов невероятной популярностью в СССР пользовались диафильмы. Огромное разнообразие и качество исполнения материала (диафильмы рисовали знаменитые художники-иллюстраторы детской книги Лосин, Чижиков, Архипов, Диодоров, Дувидов и др.) завораживают. Это сказки народные (более 25 народов России, более 30 народов мира) и авторские (Пушкин, Бажов, Гримм, Перро, Андерсен, Гауф и др.), диафильмы по рассказам и стихам любимых писателей, диафильмы про войну, познавательные, развлекательные.

Этот очень краткий экскурс в историю русской детской литературы приведен не случайно. Национальная электронная детская библиотека предоставляет доступ к изданиям всех перечисленных выше эпох и типов. Именно с этой целью в 2012 году по инициативе директора Марии Александровны Веденяпиной Российская государственная детская библиотека приступила к созданию коллекции оцифрованных материалов, которая получила название «Национальная электронная детская библиотека» (НЭДБ, arch.rgdb.ru/xmlui). Фонды НЭДБ еженедельно пополняются коллекциями оцифрованных материалов из фондов РГДБ, библиотек-партнеров, частных коллекций. Особенностью библиотеки являются старинные редкие издания, дореволюционная и советская периодика, диафильмы, современная литература для детей и о детях. Без наших партнеров, крупнейших библиотек России из субъектов РФ: Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки, Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки, Ростовской областной детской библиотеки, – полноценно показать историю развития русской детской литературы было бы невозможно.

Интерфейс НЭДБ снабжен разветвленным, но интуитивно понятным аппаратом выбора и поиска, удобными средствами просмотра, адаптированными под разные виды материалов. Содержимое электронной библиотеки для удобства навигации сгруппировано по видам материалов. Поиск ведется не только по метаданным, описывающим материал, но и по его содержимому.

Просмотр книг и журналов осуществляется в виде виртуальной книги, которую можно развернуть на полный экран и листать стрелками на клавиатуре или кликами мыши на страницах. Для быстрого перемещения к нужной странице подходит режим просмотра уменьшенных изображений.

Для диафильмов наиболее подходящим является постраничный (или покадровый) режим. Высокое качество оцифровки позволяет смотреть диафильмы не только на планшетах и компьютерах, но и на современных широкоформатных телевизорах или на экранах через проектор без видимой потери качества. Каждый кадр подвергается дополнительной обработке, в процессе сканирования устраняются наиболее явные дефекты пленки, полученные изображения приводятся к одинаковому размеру, проводится восстановление цвета.

Внешние пользователи без регистрации в НЭДБ могут полностью просматривать материалы, которые являются общественным достоянием, и те материалы, которые размещены в НЭДБ на основании лицензионных соглашений (всего около 68% материалов). Внешние зарегистрированные пользователи имеют доступ к просмотру примерно 87% материалов, в том числе и находящихся под защитой авторских прав. Пользователи, которые заходят в НЭДБ из внутренней сети Российской государственной детской библиотеки, имеют право просматривать все материалы без дополнительной регистрации. Чтобы дать возможность удаленным пользователям просматривать те 13% материалов, которые находятся в закрытом сегменте, была реализована технология «виртуальные залы» (когда доступ к цифровому контенту предоставляется на основе ранее согласованных списков IP-адресов). На сегодняшний день открыто более 800 виртуальных залов в библиотеках разного уровня и подчинения в 64 субъектах РФ.

В Национальной электронной детской библиотеке можно получить опыт личного прочтения изданий для детей и о детях, вышедших в свет за последние четыре века, сравнить стили, образы, подходы к оформлению. И тем самым приобщиться к живой истории русской детской литературы.

Илья ГАВРИШИН, заместитель директора Российской государственной детской библиотеки

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте