Для инновационного становления России как никогда востребованы люди, способные понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать свои мысли, уметь работать с большими объемами информации, быть креативными, уметь изобретать, принимать решения и помогать друг другу, работать в команде.
В связи с этим нужно вести полномасштабную массовую работу по развитию детей начиная с детского сада, включая всеобщую систему интеллектуально-творческого развития детей в начальной школе, с выделением специальных занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей и надпредметных навыков, с продолжением в средней и старшей школе и системе дополнительного образования.Интеллектуально-творческая подготовка, включающая развитие надпредметных навыков, должна быть организована по принципу массового общедоступного спорта, где, так же как в большом спорте, по итогам нескольких лет можно отбирать наиболее успешных детей. При этом общий широкий спектр подготовки всех детей не только создаст благоприятную среду для развития одаренных детей, но и поднимет общий уровень образования в целом.Ключевым структурным элементом образовательной системы выявления, поддержки и развития талантливых детей в интеллектуально-творческой сфере стали субъектные детско-взрослые сообщества – научные общества учащихся (НОУ), малые академии наук (МАН) и творческие диады учитель – ученик, где в роли Учителя с большой буквы может выступать в первую очередь ученый, непосредственно ведущий научную деятельность в НИИ или на базе наукоемкого предприятия. Это могут быть школьные педагоги или высококвалифицированные специалисты, владеющие навыками исследователя.Самодеятельные НОУ и МАН стали традиционными формами для российского образования (в большей степени для системы дополнительного образования), они выполняют не только функцию развития «профильного» интеллекта – лингвистического или математического, но и всех других типов интеллекта, за счет того что объединения подобного рода чаще всего коллективы с присущими коллективу традициями, целями и функциями. Именно коллективная жизнь ставила на первое место вопросы: «А какой ты человек? Как относишься к другим людям? Что для тебя самое главное в жизни? Каким путем ты достигаешь своих целей?» Именно здесь, в детско-взрослых сообществах, возникла и действует поныне совершенно другая оценка достижений человека, связанная не только и не столько с количеством знаний, сколько с умением быть человеком.Появление информационно-коммуникативных технологий позволяет интенсифицировать коммуникацию между разрозненными группами, увлеченными исследовательской и проектной деятельностью учащихся, учителей, ученых, родителей, спонсоров и развивать интеллектуально-творческую образовательную сеть.В настоящее время одной из главных тенденций стало возникновение сетевых форм организаций на основе совместно-разделяемых ценностей в познании, самосовершенствовании, творчестве. Организация интеграции детей во взрослое общество становится важнейшей социальной задачей в каждом государстве. Функция сообществ, таких как научные общества учащихся, малые академии наук, их «эпистемологическая» направленность – учить добывать знания, обмениваться знаниями, порождать новое знание.В настоящее время реализуется пилотный проект Российской академии образования (РАО) и Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» (МАН) в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Этот проект станет механизмом развития сетевой образовательной системы выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей, на практике реализует основные элементы общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей.Пример и модель искусственно-естественного детско-взрослого субъектного эпистемиологического сообщества – Общероссийская общественная Малая академия наук «Интеллект будущего». МАН «Интеллект будущего» включает сеть первичных детско-взрослых сообществ интеллектуально одаренных и увлеченных исследовательской деятельностью учащихся, творческих учителей, ученых и реализует систему интеллектуально-творческих конкурсов, конференций, турниров, фестивалей по поиску и поддержке талантливых детей.Инновационная система выявления, поддержки и развития талантливых детей в интеллектуально-творческой области в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» полностью совпадает с целями и задачами национального проекта «Наша новая школа», который призван создать новую систему непрерывного образования в России, предполагает не только передачу знаний и технологий, но и формирование творческих компетенцийЛев ЛЯШКО, председатель Общероссийской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук
Комментарии