Путь педагога – как путь паломника, который идет по святым местам, стараясь найти там благодать Божию. Почувствовать в себе ее целительную силу, которая избавит от страхов и сомнений, укрепит силу, волю, дух. Он ищет светоч, за которым душа его будет стремиться в дальние дали, к святыням православной Русской земли. Так и дети: идут следом за светочем туда, куда он их направляет. Впитывают озаряющий все вокруг свет, чувствуют в себе духовные силы, чтобы двигаться вперед, чтобы в какой-то момент вдруг не почувствовать, что стоят на месте. А светоч тот для них – учитель.
А значит, учителю стоит начать с себя. Развиваться самому, быть проводником, а не слыть им. Но что же это значит для педагога – быть проводником? Возможно, ответом на этот вопрос могут стать морфемы слова «учитель».
Сколько составляющих человеческого характера заключается в этом емком слове?!
Корень «уч» – начало всего: успеха, увлечения, честности, умения.
Суффикс «и» – искренность, интеллект, индивидуальность.
Суффикс «тель» – четыре буквы:
– «т» – трудолюбие, тактичность
– «е» – единение
– «л» – любовь, лояльность.
Мягкий знак говорит о том, что учитель – это человек с добрым, открытым и щедрым сердцем. Вот они, основные ценности человеческого бытия – учитель!
Учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, родителями и учениками. Главная моя задача – воспитать востребованного обществом человека. Но ученика надо не просто научить, важнее научить учиться. Поэтому цель учителя начального звена школы – создать условия для формирования общеучебных умений, овладения материалом в соответствии со стандартами образования, развития навыков учебной и самостоятельной работы.
Третий класс, в котором я работаю, является очередной ступенью в достижении этой цели.
Я не просто учитель. Я первая учительница, старший товарищ для своих учеников. Стараюсь создать у детей ситуацию успеха. Ни один ребенок не остается без внимания. Урочные часы и домашние задания носят творческий характер и требуют большого уровня самостоятельности. И это приносит хорошие результаты. А без помощи родителей невозможно это осуществить.
Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.
Партнерство – это что? Это сложный, многообразный и продуктивный способ организации совместной деятельности родителей и педагога, потому что он создает условия для полноценного сотрудничества детей и взрослых в разных формах управленческой и организационной деятельности как в учебной, так и внеурочной сферах. В основе партнерства лежат уважение, сопереживание, искренность, открытость, доверие всем участникам диалога. В нем нет места раздражительности, высокомерию, превосходству, агрессивности, нетерпению к другой точке зрения и интересам. Важно помнить, что живой пример (В.А.Сухомлинский) может быть красноречивее многих слов.
На протяжении всей трудовой деятельности я тесно сотрудничаю с родителями, и здесь самый важный принцип партнерства: все возникающие проблемы решать только совместно. Они мои помощники. Я работаю с родителями под девизом: «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Родители принимают активное участие в формировании классного коллектива, организации и проведении тематических мастерских, экскурсий, спортивных состязаний, познавательных поездок, походов и в других делах класса наравне с детьми. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса.
Начиная с 1‑го класса во всех ребятах видны скрытые или открытые таланты, артистизм. Моя задача их развить и не упустить. Мой класс объединяет единство целей и интересов. Продолжение работы по созданию творческого коллектива, благоприятного микроклимата – многолетний совместный труд. Культурно-воспитательные мероприятия занимают особое место в моей педагогической работе.
Традиционно детей и родителей включаю в совместную развивающую деятельность различной направленности через ключевые дела, праздники «Посвящение в первоклассники», «Прощание с букварем», экскурсии в природу, театрализованные постановки.
Разнообразие конкурсов дает возможность ребятам участвовать в конкурсах разных направлений. Когда-то путеводной звездой почти для каждого человека была книга. Правильная книга, прочитанная в нужный момент, была способна полностью изменить жизнь человека, помочь ему найти свою дорогу. Особенно это касается сказок. Сказка как необходимый и интересный элемент жизни ребенка – хороший учитель. Развить умение и способность к сопереживанию, состраданию, совместной радости – главная цель, которую я преследовала на городском конкурсе «Я открываю книгу» фестиваля «Московский кораблик мечты». Нами сделана коллективная работа «Путешествие в мир сказок». Наш коллектив занял 3‑е место.
Большую поддержку читательским инициативам оказывает библиотека Московского Дворца пионеров, которая организует ежегодный городской литературный конкурс «Лоцманы книжных морей». В 2022 году команда из 8 человек «Корабль дружбы» набрала достаточное количество очков и вошла в число финалистов.
Ребята с удовольствием принимали участие, творчески самореализовывались и раскрывали творческий потенциал. А включение в атмосферу соревнования стимулировало к самооценке читательских успехов и создавало благоприятные условия для развития способностей, учащиеся адекватно оценили свои и чужие достижения.
Охватить все творческие направления ребят возможно, но нужно вовлекать их в широкий круг различных конкурсов. Для любителей литературного искусства и желающих поделиться своим мастерством, техникой публичного выступления и навыком владения голосом был Фестиваль художественного и научно-технического творчества «Я + мои друзья».
Индивидуальное выступление ученика со «Сказкой про доброго джинна» Роберта Рождественского и коллективное выступление по произведениям советских авторов «Пусть доброта всему мерилом будет» (2022 г.).
Московский детский чемпионат «Мастерята» – это место, где формируются актуальные для школьников знания, умения и навыки. Участие в номинации «Инженерия космических систем» дало информацию о такой профессии, на которой проверяются и формируются актуальные знания, умения и навыки логического мышления, пространственное воображение, математический счет (диплом финалистов).
Городской смотр-конкурс «Огонь – друг, огонь – враг» – это отличная возможность продемонстрировать уникальные способности и высказать через творчество свое отношение к важности проблемы пожарной безопасности (номинация «Декоративно-прикладное творчество», работа «Всегда на страже», 1‑е место).
Творческая группа детей под моим руководством из объединения дополнительного образования «Очень умелые ручки» на городском конкурсе «В ожидании чуда» фестиваля «Московский кораблик мечты» выполнила коллективную работу (номинация «…Пока часы 12 бьют!»). Этим участием я старалась создать условия для самореализации и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала обучающихся в процессе проектной деятельности. Стимулировать познавательную активность, направленную на изучение истории и культуры России, воспитание самостоятельности и ответственности.
В инновационно-образовательном проекте «Россия – твоя и моя!» в номинации «Шоу-программа» представили Республику Ингушетия. Проект помог привлечь ребят к изучению, творческой интерпретации и транслированию культурных традиционных ценностей народов России, поддержать интересы и творческую активность коллектива «Эстетика», сохранить, развить и пропагандировать единение разных национальных культур. Формирование российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, гордости за настоящее, прошлое и будущее своей страны всегда стояло в числе первоочередных задач.
Участие в Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений» – длинный и трудоемкий процесс. Но очень важно приобщение учеников к истории страны через истории и судьбы конкретных людей, формирование у ребят умения осуществлять самостоятельную поисковую и информационно-познавательную деятельность.
Я учитель! Уроки и экскурсии, конкурсы и соревнования, походы и инсценировки, проекты и просто задушевные беседы – вот основы моего педагогического труда. Это страницы моей школьной жизни. А героями школьного альбома являются мои любимые ученики и их родители, мои дорогие коллеги и собственная семья, все вместе всегда поддерживающие меня в нелегкой, но интересной педагогической деятельности.
Главной задачей в своей работе считаю формирование всесторонне развитой личности на основе развития интеллекта, речевой культуры, чувств, приобщения детей к искусству, национальным традициям, истории народа.
Юлия КУЗНЕЦОВА, учитель начальных классов школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора
Комментарии