Событиями уходящего учебного года, без всякого сомнения, стали обсуждения на круглых столах, которые проводила Комиссия по образованию Общественной палаты РФ, возглавляемая президентом холдинга «Наследник» Любовью Духаниной. Одна из таких дискуссий была посвящена преподаванию русского языка в начальных классах.
В течение последних лет мы многое сделали в плане создания модели оценки качества образования в начальной школе и выстроили ее совместно с большим количеством регионов.Начав работу по заданию Рособрнадзора, в течение 5 лет мы создали систему, которая включает разные оценки, начиная со стартовой диагностики на готовность к обучению, диагностики первого класса, где оценивают предметные результаты, далее диагностики в конце 2-х, 3-х и 4-х классов. В конце прошлого года нам удалось зафиксировать некоторые результаты введения стандарта, но они были продемонстрированы школьниками, которых специально отбирали для эксперимента, определенным образом формируя выборку, поэтому эти результаты говорят о некоторых начальных представлениях.Есть общие результаты, которые мы получили, оценивая первые результаты введения стандарта более 40000 учащихся начальных классов в 33 регионах страны. Наша задача – создать комплексную систему не только русского языка, мы видим разные ситуации с изучением как математики, так и русского языка, чтения художественных и научно-популярных текстов, с результатами, связанными с оценкой мотивации, самооценкой, с настроением как основными из результатов, определяющих, с каким интересом школьники относятся к школе и как изучают отдельные предметы. Нас интересовало и состояние здоровья, потому что только в комплексе мы можем оценить качество образования.Если сравнивать математику и русский язык, то в среднем мы получаем результаты на уровне 50%. Вывод такой: если в целом школьники демонстрируют достижение 50%, то статистический минимальный рубеж говорит о том, что в основном программа, которая была в школе, освоена. Мы обратили внимание на стабильность результатов в 1-х, 2-х, 3-х классах; в конце 4-го, когда идет обобщение, все учащиеся достигают более существенных результатов. Школьники всегда приходят в школу более подготовленными по математике, чем по русскому языку. Рывок, который делает школа в русском языке, как раз характеризует существенное влияние именно учебного процесса на результаты.К нашему сожалению, результаты последних лет показывают, что школьники, которые пришли в школу с большим желанием учиться, постепенно его немножко теряют, это говорит о том, что школа должна обязательно поддерживать ту любознательность, тот интерес к обучению, которые присущи любому ученику. Очень часто дети с хорошей интеллектуальной сферой, с хорошим развитием когнитивной сферы достаточно тревожны. Это связано с тем, что семья оказывает сильное давление на детей и подчас требует от них невозможного. Постепенно дети теряют интерес, мотивацию, у этих тревожных детей возникает большое количество проблем, в связи с тем что они перестают быть активными на уроке. Работая со школами и учителями, мы выделяли разные факторы, выстраивая разные стратегии поддержки этих детей. Что касается группы здоровья, мы тоже зафиксировали небольшое ухудшение, оно даже статистически значимо. Подчас дети не готовы к освоению учебного материала, психологи, анализируя состояние здоровья, состояние социального окружения детей, обратили внимание, что чаще всего это дети из неблагополучных семей, которые не получили достаточной поддержки. Как правило, школа не дала и не оказала им соответствующую помощь, но это дети с задержкой развития, как правило, еще и с внутренними факторами, которые требуют дополнительных специалистов в школе, для того чтобы работать с ними непосредственно. Наши психологи специально поднимали вопрос о внутренних и внешних факторах недостижения стандарта, о том, что делать в том случае, если внутренние факторы связаны с особенностями здоровья ребенка, а таких детей сейчас выделяют очень много. Стало серьезной проблемой в наших образовательных учреждениях то, что, с одной стороны, нет дополнительных специалистов, которые могут оказать серьезную поддержку. С другой стороны, очень часто родители скрывают состояние здоровья своих детей. Нужны предъявление результатов с учетом состояния здоровья и работа специально с родителями, чтобы показать им, что школа может быть помощником, что необходимы дополнительные диагностики, возможно, и лекарственное лечение ребенка, которое за 2-3 года доведет его до нормального состояния. Известно, что в последнее время расширилось количество исследований недоношенных детей, которые начинают говорить с 3 лет и подчас к школе еще не достигают определенного уровня.Мы гордимся тем, что новый стандарт дает очень мощный прирост увеличения группы учащихся с повышенным уровнем достижений, мы выявили факторы, которые наибольшим образом влияют на результаты обучения. В стандарте выделен уровневый подход, достижение базового уровня фиксируют как некоторую границу. Есть учащиеся, выполнившие больше половины заданий базового уровня, но есть учащиеся, которые выполняют и задания повышенного и высокого уровня. Ребенок, освоивший курс математики на повышенном уровне, выполняет более двух третей заданий базового уровня и не менее половины заданий повышенного уровня. Высокий уровень: ребенок выполнил хорошо почти всю работу.Какие мы видим факты? Первый факт: увеличение числа учащихся, продемонстрировавших овладение русским языком на повышенном и на высоком уровне, за счет уменьшения учащихся, продемонстрировавших только базовый уровень. Второй результат, который мы зафиксировали не только по математике, но и по русскому языку, и по читательской грамотности или по чтению: практически не изменилось, даже слегка увеличилось число учащихся, не достигающих базового уровня. О чем это говорит учителям и методистам? О том, что если мы фиксируем перестройку учебного процесса на развитии познавательной активности, то тут используют более активные методы обучения, новые типы заданий, это дает прирост, и мы его фиксируем. Но учителя за эти годы еще не переориентировались на работу на конкретные результаты, не освоили конкретные планируемые результаты, методика еще не заработала на каждого ученика, который должен был бы достичь этих результатов. Поэтому одно из серьезных направлений – именно работа с учителями, с тем, чтобы они начали индивидуально работать со всеми детьми, чтобы количество детей, не освоивших базовый уровень, уменьшалось. Нам важно переориентировать школу и учителей на достижение новых результатов, поэтому в 5-х классах в пилотных регионах была организована специальная работа по коррекции тех базовых умений, которые не освоили учащиеся.Мы задавали вопросы: как организован учебный процесс; как работают с группами учащихся (или это классический процесс, ориентированный на фронтальную передачу знаний, имитацию сотрудничества, или организована работа в группе); какова роль учителя; какие задают домашние задания (или то, что разучили на уроке, и дали по образцу сделать дома, или творческое задание). Таким образом, были выделены по шкале 4 уровня: недостаточный уровень развития познавательной активности, низкий, средний и высокий.В 2013 году только 1-2% учителей были отнесены к тем, кто очень активно использует различные формы организации познавательной активности. Для каждой группы мы подсчитали результат. 12% учителей использовали чисто фронтальные методы и задавали задания по образцу домой, результаты этой группы значительно ниже – в среднем 50-59% по русскому языку, – чем результаты группы, в которой активно используют эти методы.Второй фактор связан с использованием информационно-коммуникационных технологий. Оказалось, что в практике сейчас значительно шире используют и компьютерные программы, и возможности информационно-коммуникационных технологий для русского языка, чем для математики. Мы даже сравнили перечень тех средств, которые имеют в школе, и увидели, что статистически значимы различия между теми учащимися, которые имели возможность активно работать с этими средствами, и теми, кто не имел возможности для этой работы.Для нас очень важна комплексность подхода и влияния на систему обучения, поэтому мы разработали специальные формы для администраций образовательных учреждений, в которых директор или завуч видит, как освоена программа в 4-м классе по всем основным элементам, как в каждом конкретном классе освоен учебный материал по сравнению со страной или какой-то референтной группой.Каждый класс – уникальное объединение, в котором, во-первых, разные учащиеся, во-вторых, совершенно по-разному работающие учителя. Самый главный вывод, который мы еще сделали по прошлому эксперименту: в России нет практически ни одного учебного учреждения, в котором нет проблемного класса, что мы называем классом коррекции. Почти всегда есть класс с неудачными результатами, но в одном из проблемных четвертых классов мы увидели, какой замечательный учитель там работал, он создал такую обстановку, что при выполнении групповых проектов дети справились с задачей, сделали ее бесконфликтно, проконтролировали и презентовали так, что по всем нашим показателям дали высокий результат. В других классах, даже тех, что дали очень высокие результаты по математике и по русскому языку (возможно, это были отобранные дети, очень хорошо читающие), была проблема во взаимодействии детей между собой.Поскольку мы оцениваем и личностные результаты, то есть один из результатов – отношение детей к различным аспектам учебной деятельности. Тут была использована методика, когда детей спрашивают, как они себя чувствуют на разных уроках, на переменах, что происходит, например, когда они выполняют задания в группах продленного дня или на контрольной работе. Похоже, что русский язык меньше всего вызывает интерес у детей. Почему-то русский язык оказывается самым тревожным для учеников среди всех предметов, изучаемых в начальной школе, а результаты с 1-го по 4-й класс все равно стабильны. Привычен результат, когда дети приобретают все больше тревожности, завершая обучение в начальной школе.Для нас, занимающихся измерениями, очень важны две позиции. Во-первых, нужно обратить внимание на дальнейшее усиление активности учащихся на уроках русского языка, это можно сделать за счет использования различных форм организации учебного процесса, использования информационно-коммуникационных технологий, учебных и проверочных заданий, инициирующих детское творчество, для того чтобы дети полюбили русский язык и активно вовлеклись в учебный процесс. Во-вторых, наша рекомендация относится ко всем специалистам, которые занимаются разработкой измерителей. В стандарте недаром записано, что на оценку выносят не просто освоение знаний и умений, а способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, приобретая те знания и умения на уроках русского языка. Поэтому мы призываем (и делаем это в наших измерительных материалах) не использовать только задания, оценивающие формальное овладение отдельными правилами и умениями. Это должен делать учитель в большей степени для того, чтобы сказать: наши дети компетентны, владеют коммуникативными компетенциями; давать им возможность продемонстрировать уровень освоения русского языка. Российские дети – самые талантливые в мире, это показывают международные исследования, мы лидируем среди всех стран мира по грамотности и чтению в 4-м классе и с 2006 и 2011 годов удерживаем это лидерство. Поэтому задача российской школы – обеспечить этих замечательных детей и учителей стандартами и теми условиями, которые могли бы реально не ухудшить результаты, а обеспечить рост качества образования во всей школе на той хорошей базе, которую закладывает начальная школа.Галина КОВАЛЕВА, Центр оценки качества российского образования Российской академии образования
Комментарии