Для того чтобы ребенок стал говорить, особых усилий не требуется. Нужна лишь языковая атмосфера. А вот письменной речи приходится обучать. Это – обязанность школы. Важно, чтобы именно в это время ребенок почувствовал красоту русского слова, многогранность языка. Но чаще всего, просмотрев учебники, видишь, что предметом изучения являются в основном правила. Сначала – правила правописания, затем – грамматики и синтаксиса. Но правила орфографии не всегда соответствуют законам языка. А ведь с законами ребенок знакомится еще до того, как ему начинают преподавать правила!
Как разрешить это противоречие, не навредив ребенку? Технологией-“помощницей” стала для меня методика Н.А.Зайцева. С одной стороны, она представляет собой систему, в которой все логически обосновано, с другой – позволяет строить обучение на основе дидактической игры. Ребенку при таком обучении комфортно, различные информационные перегрузки не вредят его здоровью.
На первом этапе своей работы, когда ребята учатся писать и читать, мы стараемся помочь им избежать ошибок при звуковом анализе. Я не оговорилась, действительно в чтение мы выходим через письмо (сначала указкой, потом кубиками и затем карандашом). Так соединяется образ слова с графическим изображением. Таблица и кубики позволяют воздействовать на все каналы восприятия ребенка: он видит, слышит и ощущает. Это позволяет в более короткий срок перейти к фонетическому анализу слова. Д.Б.Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. Уже в первые дни мы внимательно следим, чтобы ребята не допускали перестановок, пропуска букв и слогов. А дальше для исключения “смешения” букв могут даваться и орфографические правила. Обычно смешиваются следующие фонемы: лабиализованные гласные сонорные, парные звонкие и глухие согласные. Чтобы ребенок почувствовал “опасность” ошибки, мы применяем большое количество таких слов. И уже в ходе работы проявляется один из принципов методики Н.А.Зайцева: “слышим – пишем”. Далее ребята уже сами формулируют то или иное правило.
Психолог Г.С.Абрамова пишет, что в процессе учебной деятельности ребенок решает соответствующие ее содержанию задачи: анализирует материал с целью выявления в нем закономерностей и строит на основе этого целостный объект. Следовательно, при решении учебной задачи мысль ребенка движется от общего к частному. Этот метод можно назвать разветвленным программированием, в котором:
– учебный материал представлен логически законченными крупными блоками;
– ученик осуществляет поиск и выбор правильного ответа.
Таким образом, возникает блочное и модульное обучение.
Методика русского языка начальной школы предполагает сначала изучение отдельных тем, и только в конце третьего класса должны связываться грамматические категории. А они соединиться никак не могут! Это все равно что рабочего, месяцами штамповавшего одну деталь, попросить собрать весь механизм. Механическое изучение правил грамматики (в начальной школе) неизбежно вызывает пассивное отношение учеников к предмету. А наши ребята сами придумывали и составляли правила, а затем сравнивали их с научными определениями. В учебной деятельности осуществлялись принципы наглядности, систематичности, научности, доступности, и русский язык стал одним из любимых предметов для наших ребят.
Система подачи материала “по Зайцеву” дает возможность учителю обеспечивать индивидуальный подход к каждому ученику, многократно повторить и объяснить ту или иную тему. Такое обучение не является механическим запоминанием, заставляет задумываться, доказывать, даже спорить и искать ответ в словарях и справочниках.
Можно бесконечно говорить о тех удачах, которые сопровождали нас с ребятами целый год, – мы учились писать стихи, рассказы, выпускали газеты, ставили спектакли. А когда я попросила ребят назвать то, чему они научились за это время, на доске появились слова: любить, уважать, дружить, слушать и слышать, писать, читать. А девочка, имевшая одну четверку за год, успевающая по всем предметам, добавила “не бояться”. И ребята дружно ее поддержали. Чего боялся благополучный ребенок все это время, какой барьер в знании он преодолел, я выяснять не стала. Главное уже произошло…
Елена АВДОНИНА,
преподаватель высшей категории
Новосибирск
Комментарии