Перевернутое лукошко
Грамматический разбор по методике учебного моделирования
Разбор слова по составу
Слово в языке живет в двух стихиях: в звучании и на письме. Между тем обычно состав слова анализируется только по его письменной форме.
Этого недостаточно, если иметь в виду взаимообусловленное обучение орфографии и орфоэпии.
Параллельный разбор (устный и письменный) раскрывает перед учеником сложный состав самого простого слова. Это позволяет поморфемно соотносить звучание и графику, выходя на более высокий уровень грамотности.
Для того чтобы проводить такой двусторонний разбор, нужны две группы условных обозначений – не только для письменных, но также и для устных морфем.
Традиционно используемые знаки
удобны, так как графически просты и вместе с тем хорошо контрастируют, различаются между собой. Такого рода графический контраст различных частей слова необходимо сохранить.
Однако, помимо этого, нужно еще подумать о том, чтобы, с одной стороны, условные обозначения для устной и письменной морфем-“тезок” напоминали друг друга (например, корень написанного и корень звучащего слова), а с другой стороны, чтобы все устные морфемы чем-то были похожи между собой и в то же время отличались от любой письменной морфемы.
Вот почему стиль рисунка в предлагаемых условных обозначениях связан с видом речи: элементы овала передают части звучащего слова, а прямоугольные элементы – морфемы графического слова. В то же время одноименные морфемы по общему виду своих контуров напоминают друг друга.
Так, окончание обозначается обычным прямоугольником в письменном слове, но в устном изображается овалом.
Корень отмечается знаком (“лукошко”) – в устном (фонетическом) слове и знаком (“коробка”) – в написанном слове.
Суффикс обозначается соответственно знаками (“перевернутое лукошко”) и (“перевернутая коробка”).
Такими же знаками можно обозначать и приставки. И в самом деле, по своим функциям они похожи, служат для образования новых слов.
Различаются же они только позицией: если словообразовательная морфема находится перед корнем, это приставка, а если за корнем – суффикс. (Можно обозначать приставку и традиционным знаком , а в фонетическом слове , хотя это в какой-то мере избыточные знаки: и без них все ясно).
Если в слове две приставки, а также два или больше суффиксов, они разделяются вертикальными черточками. А при желании можно и не разграничивать их, обьединяя общим знаком всю суффиксальную или всю приставочную часть слова. Например, так:
Начинать разбор слова можно либо с корня, либо с окончания. Если производится полный поморфемный разбор, то для того чтобы узнать, есть ли в слове окончание, достаточно сказать его вместе с такими словами: “нет…” и “вот…” (для имен) или “мы” и “я” (для глаголов). (Ученики еще не изучали ни склонения, ни спряжения, они не знают пока, что такое падежи, лица,числа.)
То, что в слове изменилось, это и есть окончание. Пустой овал или квадрат обозначают нулевое окончание. Если в слове ничего не изменилось, значит, в нем вообще нет окончания.
(Например: нет кино. Вот кино.)
После этого находим корень. Он должен быть обязательно в любом слове (других частей может и не быть, а вот без корня нет и слова).
Выписываем родственные слова столбиком так, чтобы сходные части оказались друг под другом. Отчеркнем эти сходные (одинаковые или очень похожие) части знаком корня.
Как видим, в некоторых родственных словах корни немного различаются.
Здесь в корне чередуются гласные буквы О/А.
А здесь чередуются согласные буквы Ж/Г.
Но по остальным буквам, а самое главное – по смыслу эти части совпадают. Вот такая общая часть родственных слов считается корнем.
Теперь очень легко найти приставку: она пишется слева от корня (а в устном слове звучит перед корнем).
Для чего нужна приставка? Вот слово “сказал”. Прибавили “рас”, и получится новое слово “рассказал”. Значит, приставка нужна для образования новых слов.
Справа от корня пишется суффикс (в устном слове он произносится после корня). Служит он, как и приставка, для образования новых слов.
Сопоставление зрительно зафиксированной звукозаписи с буквенной записью тех же слов должно привести к формированию более прочных орфографических навыков.
“Перевернутым лукошком” (или “коробкой”) можно отмечать также соединительный гласный звук (или соединительную гласную букву) в составе сложных слов. Соединительные элементы легко различаются по своему местоположению (между корней).
Таким образом, общий условный знак обьединяет все словообразовательные морфемы. И одновременно противопоставляет их корню слова.
Специальный знак для основы слова не выделен, поскольку он явно избыточен. (Основа – это все слово без окончания, а окончание своим замкнутым контуром и само отделено от основы и столь же резко отграничивает от себя основу слова).
Зиновий ГОЛЬДИН
Для того чтобы лучше запомнились новые термины, их можно в шутку зарифмовать:
Перед столиком – лавка.
Перед корнем – п╡иставка.
Без корня нет дерева.
Вывод бесспорен:
У каждого слова
Отыщется КОРЕНЬ.
Мурзик, Мурзик, кс, кс, ксы!
Ну-ка, где тут СУФФИКСЫ?
Мурзик, фыркая в усы:
“За корнями СУФФИКСЫ!”
То свидания, то прощания –
изменяются окончания.
Риторика
Еще елка зелена…
Давно мы не встречались, дорогие коллеги, на нашей риторической кухне. А между тем, несмотря на глубокую осень и холодные злые ветры безденежья в нашей стране, жизнь на ней не только продолжает развиваться, но и время от времени дает удивительные, прекрасные плоды.
Закрывая риторическую полку “Методической кухни” в феврале 96-го года (“УГ” N 4), мы сообщили о двух предстоящих серьезных публикациях по риторике. Можем вас порадовать: фундаментальный труд доцента МГУ А.А.Волкова – “Основы русской риторики” вышел в издательстве МГУ весной 96-го года, и небольшой тираж его тает, как сугроб весной, хотя и продается только в киосках МГУ и по заявкам риторических конференций и семинаров.
Вторая книга – “Говори! Уроки развивающей риторики” С.Ф.Ивановой, обещанная издательством “Школа-пресс” на первый квартал 96-го года, еще задерживается с выпуском в связи с общероссийскими “экономическими проблемами”. Но, надеемся, выйдет к великому моменту: началу первой Международной конференции по риторике (!), которая проводится Московским государственным университетом имени Ломоносова с 27 января по 2 февраля 1997 года.
* * *
оимся поверить такому счастью, но, видимо, ситуация с преподаванием риторики столь сложна и запутанна, что МГУ, его кафедра общего и сравнительного языкознания, возглавляемая известным ритором академиком Ю.В.Рождественским, больше не могла спокойно взирать на происходящее и взяла бразды правления в свои руки, невзирая на самый неподходящий с экономических позиций момент.
Оргкомитет конференции, руководимый А.А.Волковым, разработал и утвердил тему, цели и структуру конференции – и поезд тронулся…
И хотя “еще елка зелена”, спешите заранее прислать свои заявки на участие, если вас заденут за живое ее тема и главные проблемы.
Тема: Проблемы предмета риторики и вопросы ее преподавания.
Основные задачи:
1. Определение научного статуса риторики в системе филологических дисциплин.
2. Выявление проблем преподавания риторики на всех этапах и в различных формах обучения и определение стратегии их решения.
3. Выявление основных проблем издания литературы по риторике и теории словесности и инвентаризация существующих публикаций.
4. Обсуждение и принятие результирующих документов конференции, позволяющих создать Ассоциацию исследователей и преподавателей риторики.
Разумеется, на конференции будет организована выставка-продажа журналов и книг по риторике и русской филологии. Причем приглашаются к участию в выставке все издательства, а не только столичные и государственные. Не останется в стороне, как всегда, и любимая “Учительская газета”.
Устроители очень надеются на поддержку со стороны всех государственных органов и частных благотворителей, заинтересованных в просвещении народа и возрождении отечественной риторики.
Радостная надежда на воссоединение всех наших разрозненных усилий внедрить русскую риторику во все звенья образовательной системы окрыляет нас и создает солнечное весеннее настроение несмотря ни на что…
И все ярче высвечиваются в моей памяти слова, подаренные-завещанные замечательным русским духовным просветителем о.Иннокентием (Просвирниным): “Человечество живо одною круговою порукой – добра”.
Пусть Ассоциация исследователей и преподавателей риторики свяжется такой круговой порукой, а “Учительская газета” станет нашим “звеном единения”.
София ИВАНОВА
Комментарии