search
main
0

Наболевший вопрос

Почему учителя перестают гореть своей работой?

Осенью 2020 года в рамках проекта Образовательной инициативы «Яндекса» было проведено Всероссийское исследование профессионального выгорания учителей. Оказалось, что у 75% опрошенных имеются ярко выраженные симптомы выгорания, а 38% находятся в его острой фазе. В мае 2022 года образовательная компания «ЯКласс» поделилась с РБК результатами опроса 1043 учителей со всей России, из которого следует, что более 80% страдают от выгорания в конце учебного года.

 

Реакция на биологическом уровне

С точки зрения медицины выгорание – полноценный диагноз, который прописан и в МКБ-10 (Z73.0), и в новой МКБ-11 (QD85). Переутомление проявляется в виде эмоционального истощения, меняет работу лобных долей головного мозга и, как следствие, нарушает обмен кортизола – гормона стресса. Симптомы могут походить на обычную усталость: головная боль, нарушение сна, боли в мышцах, повышенное кровяное давление, но вскоре как снежный ком кортизол накапливается до предела и проявления меняются. Возникают нервозность, апатия, пассивная агрессия, чувство беспомощности и уничижения по отношению к себе, депрессия, суицидальные мысли.

На биологическом уровне реакция на стресс происходит следу­ющим образом: сигналы передаются от органов чувств в мозг (конкретно в гипоталамус), подключая вегетативную нервную систему, и воздействуют на кору надпочечников. Вырабатываются адреналин и нор­адреналин, а если раздражитель (в  случае выгорания стрессовые условия) сохраняется, то гипофиз вновь активирует кору надпочечников, но вырабатывается уже кортизол. Высокий уровень кортизола токсичен для человека – ухудшается память, снижается уровень дофамина и серотонина.

Такая последовательность характерна и для других болезней – депрессии и невротических синдромов, поэтому выгорание может повлечь за собой развитие глубоких когнитивных искажений.

 

Внутри учебной деятельности

Педагоги часто делятся историями профессионального выгорания, однако мало кто из них решается что-либо поменять. Большинство просто не знает как. Где найти поддержку и ресурсы на работу, рассказала руководитель проекта психологического сопровождения педагогических работников Анна Валериевна Ермолаева.

 

Анастасия ТЮРИКОВА, преподаватель английского языка в средней общеобразовательной школе, Санкт-Петербург:

– Появились сильная физическая усталость, сонливость, отсутствие интереса к процессу, ощущение рутины, апатия, нежелание брать новые проекты и искать методики. Перестала заниматься танцами из-за повышенной усталости, меньше хотелось встречаться с друзьями. Поначалу в преодолении трудностей опиралась на свою гиперответственность, поэтому мыслей о профнепригодности не возникало, но не было и ощущения профессионального роста. Пришло осознание, что работа с детьми для меня очень энергозатратна, но по-прежнему интересна.

В итоге помогли сокращение рабочих часов и несколько месяцев терапии с психологом для стабилизации. Расслабиться можно во время каникул, но, как правило, в это время администрация нагружает отчетами и проверками.

На профессиональное выгорание влияют бумажная отчетность, требование выполнения заданий только на бумаге, что к реальному процессу не имеет никакого отношения. Сюда же можно отнести разновоз­растной коллектив, нечеткое распределение ответственности среди сотрудников и отсутствие методической помощи. При этом образовательные стандарты постоянно обновляются. Учителя дополнительно набирают часы, чтобы адекватно зарабатывать, но на качественную подготовку детей и отработку этих часов энергии уже не хватает.

 

Екатерина САРАЕВА, исполнительный директор Карельского фонда развития образования (КФРО), психолог, гештальт-терапевт:

– Эмоциональное выгорание – это целый симптомокомплекс, который развивается у людей в связи с профессиональной деятельностью. Чаще всего синдром явно выражен у специалистов, работающих с людьми. Синдром является следствием столкновения человека с рабочим стрессом, имеет низкую интенсивность и длительное воздействие.

Тема почти 50 лет изучается в психологии. Существует несколько вариантов теоретического переосмысления этого состояния среди специалистов. Есть множество опросников для определения уровня выгорания или наличия и выраженности симптомов. О симптоматике можно узнать в любой доступной в Сети литературе по этому поводу. Также написано множество статей на тему того, как можно себе помочь: от элементарных индивидуальных методов самопомощи до групповых тренингов по улучшению психологического климата в коллективе, развитию коммуникативных навыков сотрудников, способов конструктивного разрешения конфликтов и прочее.

Необходимо отметить, что в настоящий момент в связи с эпидемией и проведением спецоперации на Украине психологическое состояние очень многих людей нарушено. В случае с учителями можно говорить о том, что к 2019 году – началу пандемии – многие из них страдали от профессионального выгорания. Эпидемия и резкие изменения в рабочем графике усугубили стресс. Высокий риск, неопределенность, информационные перегрузки привели к присоединению симптоматики, схожей с астенией, депрессией, тревожно-фобическими расстройствами. Спец­операция спровоцировала рост агрессивных реакций. В школах увеличилось количество конфликтов между учителями и учениками, между учителями и родителями. В связи с этим на сегодняшний день говорить о синдроме эмоционального выгорания как о каком-то чистом состоянии нельзя.

Проблемы диагностики состояния напрямую влияют на сложность его коррекции. Ощущается, что в последние несколько лет в развитии и специфике выгорания значительно возросла роль организационных и общественных факторов. Это отношение к профессии в обществе, престиж и имидж учителя, состояние отрасли школьного образования вообще, введение термина «услуга» (14.07.2022 понятие «образовательная услуга» было исключено из российского законодательства), которое многое изменило в восприятии профессионалом содержания своей работы и его работы со стороны родителей, учеников.

К организационным факторам развития выгорания относится и рабочая нагрузка. В настоящее время она превышает человеческие возможности. Если попробовать составить список поручений, которые учитель получает в течение рабочего дня, то мы увидим ужасающую картину. Дополнительная работа начинает превышать по объему основную.

Еще один мощнейший источник стресса – это информационное поле и его всепроникающее и в большей степени негативное влияние на нас. О нем почти ничего нет в литературе по выгоранию. Но именно информационные перегрузки сейчас играют одну из ведущих ролей в развитии выгорания, создавая и поддерживая определенный неблагоприятный фон.

 

Александр, учитель истории в средней общеобразовательной школе, Ярцево, Смоленская область:

– На данный момент как таковой эффект выгорания почти не проявляется. Единственное, имеется усталость от самих уроков, но это происходит в любом месте, когда работаешь больше года. К концу учебной недели пропадает желание выбираться в свет.

Помогает или день в тишине с самим собой, или резкая смена деятельности, условно – уехать на выходные куда-то и «перезагрузиться». К специалисту не обращался, так как, будучи педагогом, изучаешь все возможные методы рефлексии и, безусловно, понимаешь, что за чем идет.

Выгорание – это большая проблема педагогического сообщества России, учитывая, что нагрузка далеко не 18 часов (1 ставка). Когда у тебя плюс-минус две ставки – 36 часов – и ты постоянно в школе, становится понятно, почему происходит выгорание. Ведь это и взаимодействие с детьми, родителями, профсообществом. Энергозатратным оказывается все, и расслабиться ты можешь, когда дети закончили учиться, а также в отпуске.

 

Павел САМЦЕВИЧ, преподавал в средней специализированной школе, Долгопрудный, Московская область:

– Синдром выгорания проявился в моральном истощении и нежелании общаться даже с ближним кругом. Появилось ощущение профнепригодности. За специализированной помощью обратился в психологическую службу. Рефлексировал, на выходных «отрубался» от всего и гулял по городу, посещал разные выставки. Но в итоге выгорание все равно привело к «сходу с дистанции» на продолжительное время. В самой работе тяжело было с проверками обычных заданий, а творческие, напротив, позволяли расслабиться.

 

Анна ЕРМОЛАЕВА, руководитель отдела экстренной психологической помощи Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ:

– Безусловно, работники образования находятся в группе риска профессионального выгорания. В первую очередь это обусловлено необходимостью непрерывно поддерживать общение со взрослыми и детьми, что является трудозатратным процессом. Особенно с точки зрения эмоций. Здесь важно добавить, что работа педагога очень энергозатратная, сложная и имеет большое значение в жизни каждого человека.

В российских школах на начало 2019-2020 учебного года насчитывалось более 1,1 миллиона учителей. Количество значительное, и поэтому оставлять это профессиональное сообщество без профилактики и коррекции развития стрессовых состояний было бы большой ошибкой.

Возможность обратиться к специалистам, которые могут оказать помощь в виде психологического сопровождения, – это некий залог и гарант комфортного обучения наших детей. Занимаясь с педагогами профилактикой профессионального выгорания, мы оказываем позитивное влияние на их работу с подрастающим поколением, создаем благоприятные условия для всего процесса обучения.

В начале июня Министерство просвещения РФ проинформировало региональные органы исполнительной власти о том, что в целях профилактики эмоционального выгорания педагогических работников в период с 7 июня по 15 июля 2022 года на базе телеграм-канала «Психологическое сопровождение педагогических работников» https://t.me/pedagogimgppu будут организованы тематические практикумы и онлайн-сессии для педагогов. Данную инициативу распространили от Калининграда до Дальнего Востока.

Эксперты Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы системы образования МГППУ подготовили план психологического сопровождения. Участие в проекте являлось добровольным и доступным каждому преподавателю. Присоединиться можно было абсолютно в любой момент, так как все записи и эфиры остаются в свободном доступе, а последовательно выстроенная программа позволяет самостоятельно идти по уже намеченной траектории.

Ежедневно в разных форматах мы организуем мероприятия, нацеленные на проработку эмоционального состояния педагогов. Психологи проводят практико-ориентированные занятия с различными упражнениями, тренинговыми формами, терапевтическими визуализациями и релаксациями. Например, по пятницам у нас открытые онлайн-сессии с возможностью задать вопрос и пообщаться со специалистами на интересующие темы. И я вижу, что для многих это является действительно хорошим ресурсным подспорьем.

В будущем мы собираемся актуализировать программу, запускать повторные сессии с новыми интересными дополнениями перед началом учебного года и другими необходимыми периодами. Мы хотим, чтобы программа не только отражала потребность педагогических работников в таком сопровождении, но и стала неким профессиональным объединением, где можно поделиться рекомендациями, получить психологическую поддержку.

Дарья ЮЖИК, Ксения ЖАВОРОНКОВА

 

От редакции

Важно отметить, что большинство респондентов, за плечами которых более 30-35 лет работы, ответили, что синдром выгорания для них остается расплывчатым явлением. Возможно, учителям легче списать все недомогания на обычную усталость в конце дня, чем признавать нездоровое воздействие некогда любимой работы на качество жизни. Участвовавшие в опросе также отметили, что после введения ФГОС появилось много рутинной бумажной волокиты, а неудовлетворительная оценка труда в денежном эквиваленте негативно сказалась на эмоциональном состоянии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте