На площадке МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная итогам приемной кампании в колледжи страны. Эксперты обсудили современные тенденции в среднем профессиональном образовании, популярные направления и проект «Профессионалитет».
В этом году, по данным Министерства просвещения, примерно три миллиона заявлений было подано на обучение по программам среднего профессионального образования. Большая часть из них (примерно 2,9 человека на место) – на технические направления. Приемная кампания еще продолжается, она охватывает более 3,5 тысячи колледжей и более 700 в составе вузов. В этом году поступило больше 1,2 миллиона первокурсников.
Первой на пресс-конференции выступила врио министра образования Новосибирской области Мария Жафярова. Она рассказала об особенностях этой приемной кампании. Во-первых, в этом году сильно востребованы графический дизайн, информационные системы и прогнозирование, операционная деятельность в логистике. Учитывая, что Новосибирск не только образовательный, но и логистический центр, это вполне объяснимо. Во-вторых, начал действовать новый для колледжей способ работы – прием заявлений на поступление через портал Госуслуг. По мнению Марии Жафяровой, сервис помогает более оперативно работать с абитуриентами, давать более четкую обратную связь. В-третьих, именно в этом году в Новосибирской области стали активно работать с договорами на целевое обучение во время приемной кампании.
Также врио министра поделилась изменениями в векторе развития системы среднего профессионального образования. В Новосибирской области введены 43 новые программы. Например, появились аддитивные технологии, мехатроника, мобильная робототехника, техническое обслуживание и ремонт двигательных систем и агрегатов автомобилей.
– За последние пять лет они стали востребованы, поэтому мы и дрейфуем в эту сторону, – отметила спикер.
По мнению Марии Жафяровой, увеличение внимания к колледжам связано с ростом престижа и демографической ситуацией. С каждым годом количество девятиклассников прибавляется, из них примерно 40% уходят в подведомственные колледжи. Поэтому уже на 2024 год губернатор Новосибирской области снова увеличивает контрольные цифры приема. Помимо качества подготовки на популярность влияет совершенствование материально-технической базы.
Отмечается серьезный уклон в более глубокую, предметную и детальную профориентационную работу со школьниками.
– Для того чтобы мы получили качественного абитуриента, потенциального студента, который потом бы не разочаровал работодателей и сам не разочаровался в собственном выборе, у нас, на территории региона, реализуется проект политехнической и агротехнической школы, – рассказала Мария Жафярова.
Об успехах приемной кампании колледжей рассказала министр образования и науки Тамбовской области Татьяна Котельникова. В этом регионе чуть менее 20 тысяч студентов, 20 государственных и 5 частных колледжей, кроме того, все 4 вуза имеют структурные подразделения, реализующие программы среднего профессионального образования. Как утверждает министр, над темой взаимоотношений между работодателями и колледжами Тамбовская область задумалась уже давно. Поэтому в системе сегодня шесть образовательно-производственных кластеров в сфере промышленности, IT-технологий, сельского хозяйства как основополагающей отрасли экономики субъекта. Существенное влияние на формирование контрольных цифр приема оказало увеличение государственного заказа предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Это потребовало от колледжей Тамбовской области серьезной перестройки контрольных цифр в сторону подготовки специалистов для ОПК.
Также Татьяна Котельникова поделилась конкурсными итогами этого года. Налицо серьезный рост востребованности педагогических направлений. На 320 бюджетных мест было подано более 1000 заявлений.
– Мы считаем, что это результат грамотно выстроенной профориентационной деятельности наших психолого-педагогических классов, – заключила спикер.
Высокой востребованностью пользуются медицинские направления, где конкурс практически три человека на место. В текущем году увеличили прием чуть больше чем на 10%. Это связано с интенсивностью развития лечебно-профилактических учреждений в регионе, развитием медицины в сельской местности. Благодаря национальному проекту здравоохранения активно развивается медицина на селе, где требуются специалисты среднего звена.
– Сегодня меняется отношение работодателей к выпускникам учреждений СПО, и если еще два-три года назад инициатором их общения была все-таки система образования, то сегодня тренд на формулировку заказа от работодателя, – поделилась Татьяна Котельникова. – Работодатель заказывает нам конкретные специальности, и мы формируем под них конкретные группы. Они по целевому обучению.
В завершение министр образования и науки отметила, что в регионе создаются агрошколы, инженерные школы, социокультурные комплексы, где с начальной школы ребята погружаются в мир профессии и в тренды развития отраслей.
– Мы убеждены, что нужно ребят ориентировать на возможности региональной экономики, знакомить с предприятиями реального сектора и с людьми, которые делают их эффективными, – заключила спикер.
Следующей выступала заместитель министра образования и науки Нижегородской области Елена Перенкова. Так как регион – один из крупнейших индустриальных центров России, с высокой долей промышленности в экономике, и в области развито сельское хозяйство, это дает право развивать промышленность, готовить для предприятий кадры. Функционируют 74 профессиональные образовательные организации и 17 вузов, которые реализуют программы СПО. Всего в Нижегородской области свыше 75 тысяч студентов, обучаются они по 197 программам среднего образования.
– Для нас главная задача – чтобы каждый пришедший обучающийся осознанно сделал выбор своей будущей профессии, – отметила Елена Перенкова. – Этому способствует встроенный системный подход профориентации, экскурсии на предприятия, проведение занятий в предпрофильных классах школы, встречи с успешными людьми, профессиональные пробы – все в рамках проекта «Успех каждого ребенка».
Также спикер рассказала об итогах этой приемной кампании. На данный момент зачислено 23 тысячи абитуриентов. Это примерно 60% всех выпускников 9‑х классов. Более 40% студентов прошли с баллом выше 4 по аттестату, а у каждого седьмого балл выше 4,5. Самыми популярными направлениями стали мехатроника и мобильная робототехника, аддитивные технологии, информационные системы программирования, технологии машиностроения. На радиоэлектронику было 5 человек на одно место. Елена Перенкова рассказала и о работе в рамках проекта «Профессионалитет». В настоящее время в Нижегородской области создано шесть образовательно-производственных центров – это кластеры металлургии, машиностроения, сельского хозяйства, строительства. К 2024 году их станет десять.
В 2023 году на программы «Профессионалитета» прием составил больше 2000 человек. Обучение ведется по 15 специальностям. В рамках проекта заключено более 350 целевых договоров.
– Это гарантирует предприятию получение готового специалиста, и в то же время студент на момент учебы уже обеспечен рабочим местом, – объяснила спикер.
Все программы согласованы с предприятиями, под которые и подстраивают учебный план. Также, по словам Елены Перенковой, студенты имеют возможность отрабатывать свои навыки на рабочем месте.
В заключение спикер поделилась новыми тенденциями в обучении. Во-первых, это сокращение сроков обучения за счет идентификации образовательных программ. Во-вторых, максимальная интеграция с работодателем. Наконец, это новый механизм управления в образовательно-производственном кластере: в каждом из них созданы управляющая компания или наблюдательные советы, которые возглавляют крупнейшие предприятия в регионе.
В этом году замечен большой рост популярности профессии учителя. О том, что происходит в колледжах, рассказала заместитель директора колледжа МПГУ Наталья Штильман. Традиционно были востребованы педагогические специальности в сфере среднего профессионального образования.
– Это происходит из-за того, что воспитатель детского сада или первая школьная учительница становятся в жизни человека очень важными людьми – на них хочется равняться, им хочется подражать. Это профессии понятные и привлекательные, – объяснила Наталья Валерьевна.
На современном этапе наибольшую популярность среди педагогических специальностей СПО приобретают коррекционная педагогика в начальном образовании и специальное дошкольное воспитание. Здесь и со стороны общества запрос больше, и со стороны абитуриентов. По мнению спикера, школьники выбирают педагогические специальности благодаря профильным классам. Многие выпускники школы понимают свою направленность – физики и лирики, медики. Также, по мнению Натальи Штильман, иногда в педагогический вуз идут не за конкретной учительской профессией, а за гуманитарным образованием.
– Технических специальностей больше, чем гуманитарных. Выбор такого ребенка не столь велик, – заключила спикер.
С этого года на все педагогические специальности введены вступительные испытания. Их характер, форма, содержание определяются каждым колледжем отдельно. Многие колледжи остановились на варианте собеседования, и в частности, анкетирования, цель которого – понять, с чем связано желание получить специальность, и выявить уже имеющиеся профессиональные навыки.
Как отметили спикеры, в этому году на педагогические специальности в школы приходят абитуриенты со средним баллом аттестата – от 4,6.
Ника ТКАЧЕНКО, Москва
Комментарии