Ну и доставалось же Пушкину когда-то за строки:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Вроде, все хорошо: зримо, ярко, плавный стих, прелесть созвучий. И как легко воспринимаются эти строки сегодня, спустя почти 170 лет… Но ради этого Пушкин нарушил правила, существовавшие тогда для поэзии и прозы, отойдя от традиций классицизма с его теорией трех стилей, которая разделяла все слова “по пристойности материи” (по степени важности темы, избранной автором). “В первый раз, я думаю, дровни, в завидном соседстве с торжеством”, – писал один критик. “Торжество” относилось к словам высокого стиля, “дровни” же были сомнительны как предмет литературного изображения… Критика осуждала поэта за слово “корова”, за то, что “деревенскую девку” назвал “девой” и, наоборот, приличных барышень из высшего света – “девками”. Описанию языка произведений Пушкина, его взглядам на словесность посвящена книга профессора Александра Горшкова “А.С.Пушкин в истории русского языка”. М.: Дрофа, 2000. Книга вышла в серии “Библиотека учителя”. И прежде чем подвести читателя к разговору о поэте, автор коротко знакомит его с историей литературы вообще, начиная с первых памятников славянской письменности.
Продолжая тему поэзии, упомянем книгу “Джалаладдин Руми и суфийская традиция (М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. Серия “Антология гуманной педагогики”). Средневековый мыслитель Руми популярен на Востоке не менее, чем Пушкин в России или Гете в Германии. Он был не только поэтом, но учителем-суфием. Так называли аскетов раннего ислама, удалявшихся от мира. Гуманизм и мистика – совместимы ли эти понятия? Составитель книги исламовед Георгий Милославский, автор предисловия и комментариев теолог-библеист Дмитрий Щедровицкий отвечают: совместимы. Суфийское образование – это путь очищения сердца, духовное восхождение. Рассудку отводится низшая ступень. Путь умножения информации ведет к одичанию. Как писал Руми:
Не разуму доступно откровенье:
Людское сердце – вот ценитель пенья.
Под “пеньем” здесь имеется в виду постижение прекрасного. В книге о Руми можно узнать о других суфистах, познакомиться с их произведениями. Она тем более интересна, что многие имеют искаженное представление об исламе, а об исламской педагогике – вовсе никакого представления.
Тем, кто исследует реформирование образования, будет интересен доклад Всемирного банка “Обновление образования в России (региональный уровень)”, опубликованный издательством “Весь мир”. По просьбе Министерства образования специалисты Всемирного банка провели исследования в трех регионах России. Среди недостатков нашей образовательной системы они отмечают большие, по их мнению, штаты учителей, непродуманность оснований для взимания денег за платные образовательные услуги. Вообще школам следует предоставить больше финансовой самостоятельности. Они должны иметь свой счет в банке, кроме того, “учреждения образования должны изучить способы увеличения своих доходов за счет сдачи принадлежащей им собственности в аренду”. Ради экономии средств нам советуют готовить учителей так, чтобы они преподавали хотя бы два разных предмета. Учителей будет меньше, а денег на образование останется больше. Изучая доклад, понимаешь, откуда идут многие инициативы нашего министерства. Что касается положения в образовании, то мы и без Всемирного банка, как пел Высоцкий, “знаем, где у нас чего”, а что до советов, то и здесь будет верна известная, чуть перефразированная поговорка: “На Всемирный банк надейся, а сам не плошай”.
Библиотечку преподавателя общественных дисциплин пополнит книга Марины Шкробовой “Методическое пособие к учебнику Я.В.Соколова, А.С.Прутченкова “Граждановедение” для 8 класса”. (М.: Дрофа, 2000). Она завершает серию поурочных методических материалов по граждановедению. Полезной окажется и небольшая брошюрка в тридцать страниц, составленная Александром Федоренковым, “Сборник заданий к учебнику В.О.Мушинского “Основы правоведения”. (М.: Центр гуманитарного образования, 2000). Книжка содержит тестовые задания, где нужно выбрать правильный ответ, и кроссворды.
Виктор СТАРОСТИН
Комментарии