Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Путь в профессию: строим будущее сегодня

На стыке наук

Лабораторными практиками жизнь школьников не ограничивается

​Традиция специализированных профильных классов существует в 57‑й школе уже более 50 лет. В 60‑х годах начали набираться первые математические классы (работавшие в школе все годы без перерыва). В начале 70‑х возникли биологические классы, через 10 лет переместившиеся в 520‑ю школу и потом разошедшиеся по всей Москве. 30 лет работают гуманитарные классы.

Специализированные классы были ориентированы прежде всего на академическую науку. Научная составляющая, подготовка к обучению на теоретических факультетах сильнейших университетов (в противоположность к прикладным задачам и олимпиадной подготовке) задавали основной вектор и при формировании программ, и при наборе учащихся.

В последние десятилетия ситуация в науке и технологическом развитии стала радикально меняться. Появились направления, развивающиеся на стыке нескольких дисциплин, требующие очень высокой математической и IT-подготовки, с очень тонкой гранью между фундаментальным и прикладным знанием.

Математико-экономические классы появились в 57‑й школе три года назад. Создавая их, мы пытались ответить на вопрос: в чем их особенность и каким школьникам это направление обучения подходит больше?

Мы понимали, что для многих родителей, чьи дети поступают в матэкономклассы нашей школы (да и других), ответы на эти вопросы не всегда очевидны. Действительно, несмотря на высокую востребованность высшего экономического образования, экономика так и не стала стандартным школьным предметом. Будучи включена в курс обществознания, она воспринимается многими как набор теоретических знаний про спрос и предложение и рецептов «как заработать деньги». С другой стороны, семиклассникам, получившим первый олимпиадный опыт, экономика, наоборот, часто представляется чем-то вроде «другой математики» (и там и там задачи, но опять же «про деньги»).

Мы, планируя жизнь нового профиля, хотели показать ученикам основы современной экономической науки – дисциплины, все больше приближающейся к традиционным естественным наукам возможностями полевых исследований и экспериментов, часть из которых можно продемонстрировать даже школьникам.

В то же время мы понимали, что сильное экономическое образование может рассматриваться исключительно как прикладное математическое, поскольку экономический анализ невозможен без использования строгих математических моделей. И мы выстраивали математико-экономическое направление в первую очередь как математическое.

Именно этим определяется логика предлагаемых учебных программ и курсов, реализованных в системе дополнительного образования, а также отдельных мероприятий, организованных для школьников.

С 8‑го класса в учебном плане кроме привычных алгебры и геометрии присутствует курс математического анализа, призванный помочь детям выработать навыки самостоятельного доказательства верности или неверности предложенных утверждений. В 9‑м и 10‑м классах школьникам предлагается курс статистики, позволяющий освоить основы теории вероятности и статистического анализа, необходимые будущим экономистам.

В процессе изучения основ экономики мы с 8‑го класса используем элементы case study, а также предлагаем изучение отдельных тем с использованием современных технологий (дистанционные курсы на платформах «Открытое образование», «Универсариум» и «Курсера», авторами которых являются преподаватели ведущих российских вузов, в том числе имеющие опыт преподавания экономики школьникам). С 8‑го класса на уроках информатики желающие ученики могут обучаться в формате Яндекс-лицея, осваивая навыки программирования, необходимые современным экономистам. И, конечно же, профильность классов не отменяет полноценное изучение всех дисциплин школьной программы.

Большое внимание мы уделяем системе дополнительного образования. Школьникам предлагаются курсы олимпиадной экономики, призванные лучше подготовить к участию в олимпиадах. Не менее важными являются занятия курса «Анализ данных», позволяющие научиться структурировать и анализировать массивы информации, в том числе с использованием современных технологий.

Большой интерес вызывают занятия кейс-клуба, на базе которого ученики осваивают навыки поиска, систематизации и презентации данных по актуальным бизнес-проблемам.

Конечно же, ученики матэкономклассов ставят перед собой высокие цели, стремясь участвовать в различных интеллектуальных соревнованиях, становясь лауреатами Всероссийской и Московской олимпиад по экономике, кейс-чемпионатов. Нам важно, чтобы участие в таких мероприятиях не только приводило к краткосрочным достижениям, но и мотивировало к дальнейшему развитию.

Мы стараемся предложить ученикам, уже достигшим олимпиадных побед, различные внешкольные учебные активности, в том числе привлекая наших выпускников, а также организовывать взаимодействие между старшими школьниками и теми, кто поступил или только поступает в матэкономклассы.

На старте мы считали важным, чтобы наши выпускники понимали, чем они будут заниматься не только после школы, но и после получения высшего образования. И регулярные встречи с экономистами-профессионалами (профессорами российских и зарубежных вузов, действующими предпринимателями) и молодыми представителями науки и экономической отрасли позволяют ученикам лучше представить свое будущее.
Совсем недавно, всего лишь три года назад, в нашей школе было принято принципиальное решение об открытии новой линейки биомедицинских классов.

Ключевой особенностью биомедицинского класса является принципиально иной подход к изучению биологии. Для полноценного изучения анатомии, зоологии, ботаники и других фундаментальных разделов биологии необходимо обладать достаточно сильной базой по цитологии (науке о клетке) и биохимии. Невозможно говорить о строении тканей, не зная, какие в них входят клетки и какие функции они выполняют. Именно поэтому мы начинаем изучать биологию с клеточного и молекулярного уровней – наиболее элементарных уровней организации живого. В свою очередь для правильного понимания биохимических процессов необходимо обладать базовыми знаниями органической химии, поэтому мы посвящаем первые занятия по биологии именно этому разделу смежной науки.

Когда речь заходит об освоении современных разделов биологии, необходимо (именно необходимо!) обладать достаточно хорошим знанием английского языка, языка современной науки. Поэтому мы приняли решение добавить к классической программе английского языка обязательные разделы по биологии, так называемый биологический английский. Логичным образом после биологического английского мы планируем добавить химический, но это пока одна из целей в нашем обширном to do list.

Большое внимание уделяется практическим занятиям в лабораториях. Наши ребята занимаются проектной деятельностью в Институте биологии гена РАН, где работают с генно-модифицированными организмами и их клетками in vivo.

Но лабораторными практиками жизнь биомедицинского класса не ограничивается. Летние практики проводятся на биостанциях в Подмосковье, где ребята занимаются классическими разделами биологии – зоологией и ботаникой. В рамках дополнительных занятий также реализована подготовка к олимпиадам.

Мы ставим перед собой глобальную цель – ознакомить с биологией как с наукой, при этом подходя к ее изучению с разных точек зрения, в том числе через призму других естественных наук. Нам кажется важным и правильным, что будущие ученые должны быть специалистами не в одной узкой области, а обладать фундаментальной базой по тем дисциплинам, которые необходимы для работы в научной лаборатории.

1 сентября 2019 года в школе №57 открылся новый 8‑й класс математико-информационного профиля. Обучение в нем рассчитано на 4 года. В основе создания профиля лежала идея соединить традиционно сильную математическую подготовку в 57‑й школе и прикладную информатику (в настоящее время чаще используется термин computer science – «компьютерные науки»).

В процессе планирования рабочей программы профиля возникла проблема, связанная с тем, что computer science является одной из самых динамично развивающихся областей науки. Технологии стремительно усложняются, и то, что еще недавно казалось фантастикой (например, машинное обучение), теперь является повседневной реальностью. Поэтому возник вопрос: как выстроить учебную программу таким образом, чтобы знания и навыки учащихся были актуальны через 5‑10 лет, то есть к моменту, когда они окончат школу, а затем и вуз?

Решение этой проблемы мы видим, с одной стороны, в обучении фундаментальным основам computer science (основам дискретной математики, алгоритмам и структурам данных), а с другой – в выделении некоторого инвариантного ядра в ИТ-технологиях, которое остается актуальным в течение длительного промежутка времени. В качестве примера можно привести web-технологии: несмотря на их активное развитие и разнообразие, в основе все равно лежат протокол HTTP и связка технологий HTML-CSS-JavaScript.

Программу основного образования дополняют кружки и спецкурсы. В 8‑9‑м классе учащиеся в обязательном порядке посещают кружок робототехники, на котором изучаются основы алгоритмов управления, электроники и цифровой схемотехники.

В 10‑11‑м классе для учащихся особенно актуальной становится проблема профориентации и выбора той сферы computer science, в которой им будет интересно развиваться. Мы предлагаем учащимся систему выборов по следующим темам:
– «Анализ данных»;
– «Машинное обучение и основы искусственного интеллекта»;
– «Разработка web-приложений (углубленный курс)»;
– «Разработка мобильных приложений (углубленный курс)»;
– «Основы компьютерной безопасности»;
– «Компьютерная графика».

И конечно, обучение в профильном классе немыслимо без погружения в контекст текущих разработок. Для этого организуются экскурсии в ведущие IT-компании: Mail.ru Group, «Яндекс», 1C и так далее. Кроме того, предполагаются цикл проф­ориентационных встреч с сотрудниками различных IT-компаний, лекции и мастер-классы.

Дмитрий БЛИДМАН,
учитель экономики школы №57;
Артем ЛЫСЕНКОВ,
учитель биологии
и естествознания школы №57;
Владимир ПУГНИН,
учитель информатики
школы №57


Комментарии

Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt