search
main
0

На снежной горке… Повторение пройденного в разделе “Словообразование”

Не секрет, что знания, получаемые в школе, подобны снежному кому: все новое наслаивается на ранее пройденное, само по себе становясь основой для будущих наслоений. Однако если снежок вылепить наспех, не тратя лишние секунды на его укрепление, то он развалится в воздухе, не успев долететь до цели. И так во всем.

Если на каждом уроке (какой предмет ни возьмем) не обращаться к пройденному (и желательно – давно пройденному) материалу, не показывать связи в единой системе знаний, то и эта система восприниматься учениками не будет. И к концу учебных лет вряд ли ребята смогут с уверенностью сказать, что чувствуют себя в предмете “как рыба в воде”, и с легкостью смогут ответить на любой каверзный вопрос. Русский язык не является исключением.
В любом учебнике при изучении нового материала между строк всегда есть недоговоренность, основанная на том, что “этот вывод ученик при желании сможет сделать и сам; база для этого у него есть, а загромождать его лишним во время урока не стоит; для школьной программы это необязательно”. Но у ребенка не всегда есть время или желание ворошить имеющуюся базу и открывать что-то за пределами учебника. Так помогите ему!
Давайте посмотрим, как можно повторить пройденное на уроке по теме “Сложносокращенные слова” (второй час) в 6-м классе, пройдя поэтапно весь урок.
1-й этап. Проверив домашнее задание, напомните ребятам о том, что язык – это система, и предложите на практике это проверить – провести необычный (будто бы спонтанный) урок, вернувшись назад к разделу “Лексика” (кстати, что изучает раздел “Лексика”?).
2-й этап. Поищем связи лексики и словообразования на примере профессиональных слов (профессионализмов). Вопрос: что это за слова?
3-й этап. После того как ребята вспомнят, что “профессионализмы – это слова и выражения, употребляемые группами лиц, связанных между собой по профессиональному признаку, роду деятельности”, и приведут примеры (в речи лесорубов и пильщиков употребляются слова брусок, горбыль, лежень, решетник и др., в речи столяров и плотников для названия инструментов употребляются слова медведка, наструг, рубанок и др.), напомните им, что, например, в речи журналистов специальное значение, отличное от общепринятого в литературном языке, имеют слова полоса, утка, фитиль. (Вопрос: а как называются слова, имеющие общепринятое в литературном языке значение, такие, как нож, пол, дочь, сын, мальчик, девочка, школа, дом и т.д.? – Общеупотребительная лексика).
4-й этап. Предложите, “раз уж появилась возможность”, углубиться в этот “уже всем давно понятный” материал и посмотреть, как образуются и какими по происхождению могут быть профессионализмы, т.е. “откуда они берутся, как появляются”. Запишем на доске:
1) Появляются (как мы уже вспоминали) благодаря переосмыслению значения литературных общеупотребительных слов (подвал, шапка – газетные; кирпич – “проезд запрещен”; ковш у экскаватора и т.д.).
2) Заимствуются из других языков (камбуз, кон, рея – в речи моряков). Какие слова мы называем заимствованными?
3) Диалектные по происхождению (абрашка – “багор для ловли рыбы”, в речи рыбаков). А какие слова называются диалектными?
4) Появляются в результате словообразовательных процессов (взмет, лежка, подвывка – в речи охотников).
5-й этап. А теперь давайте попробуем определить, каким словообразовательным способом образуются эти профессионализмы:
взметнуться – взмет;
лежит – лежка;
подвывать – подвывка.
Вопрос к классу: а какие еще есть словообразовательные способы? Приведите примеры из общеупотребительной лексики.
6-й этап. Напишите на доске следующий ряд:
ЛФК, ЛПП, ЛДПР, ФТП, ФНК.
Обратите на них внимание ребят, спросите, как можно назвать одним словом написанное на доске (аббревиатура, сложносокращенные слова), и попробуйте вместе расшифровать их (лечебная физическая культура, лечебно-профилактические процедуры, либерально-демократическая партия республики, факультет технологии и предпринимательства, факультет начальных классов). Какие это слова: профессиональные или общеупотребительные?
Когда ребята сделают вывод, что они скорее всего общеупотребительные, попросите их определить способ сокращения, предварительно вспомнив все три способа.
7-й этап. Сделав вывод, что написанные аббревиатуры – это сокращения по начальной букве, прочитайте их всем классом. Как только ребята начнут “спотыкаться” на буквах Л (эль) и Ф (эф), успокойте их и расскажите о том, что “мы имеем дело с фонетическими профессионализмами. Это слова общеупотребительной лексики, которые в профессиональной среде произносятся иначе”: ЛФК (элфэка), ФНК (фээнка) и т.д.
8-й этап. Кстати, мы вспомнили слово “фонетический”. Если позволит время, задайте следующий ряд вопросов: Что такое фонетика? Какие бывают звуки? Чем они друг от друга отличаются? А какие бывают согласные звуки? А гласные?
После ответов – ваш заключительный аккорд: к таким фонетическим профессионализмам относятся не только подобные аббревиатуры, но и (в подавляющем большинстве) слова, которые отличаются от общеупотребительных произношением, а именно твердостью-мягкостью согласного звука или местом ударения, т.е. ударностью-безударностью гласного звука.
Например: шинель – в лит.яз. (н”), воен. (н); полифония – в лит.яз. ударение на предпоследний слог, муз. – на 3-й слог.
И наконец, подкиньте ребятам мысль (сначала в виде домашнего задания) понаблюдать за речью окружающих и найти фонетические профессионализмы, помогите отличить их от просторечий или орфоэпических ошибок, похвалите прилюдно за правильный пример. И дайте потом ученикам возможность в течение долгого времени закидывать вас, будто снежками, вопросами и примерами. Поверьте, вы снова ощутите себя ребенком, стоящим на снежной горке, довольным и радостным: наконец-то! Им интересно!

Евгения СЕРЕДА,
аспирант кафедры
русского языка МПГУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте