Администрация школы и весь учительский коллектив заинтересованы в том, чтобы наиболее оптимально решить проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения – задачи, стоящие перед обществом и школой. Проект модернизации образования явился долгожданным документом, обсуждение, доработка и принятие которого станут важным этапом в развитии российской школы.
За последние годы изменился социальный заказ общества на качество и уровень образования, более сложным стал контингент учеников и их родителей и, к большому сожалению, резко ухудшилось здоровье учеников, особенно старших классов.
Нам необходимы перемены в образовании. Надежды мы возлагаем на образовательный стандарт. Но, как и каждое нововведение, он имеет свои “плюсы” и “минусы”. Положительным является тот факт, что данная концепция позволит осуществить в школах здоровьесберегающие технологии: ликвидируются перегрузки учеников, снимется проблема школьных дидактогенных неврозов; дети смогут хорошо усвоить материал по всем предметам без ущерба для здоровья и колоссальных затрат времени. У учителей гуманитарного цикла появится возможность вести на уроке продуктивный диалог с учениками, внедрять интерактивное обучение, а не “утопать” в огромном количестве фактического материала.
Введение стандартов позволит слабым ребятам выйти на уровень минимума знаний. И, наконец, уйдет еще одна важная, на мой взгляд, проблема: разнобой в уровнях знаний при использовании различных программ и учебников. Этот вопрос особенно остро встает при переходе ученика из одной школы в другую. Ребята, чтобы получать положительные оценки, вынуждены менять учебные пособия, перестраиваться, вследствие чего теряется преемственность обучения и логика изучения материала.
При переходе на новую концепцию образования возникает много вопросов организационного и методического плана. Я думаю, что введение общеобразовательных стандартов потребует реформирования системы образования в целом.
Учитель в своей работе обычно ориентируется на ученика со средним уровнем знаний и усвоением материала – это тоже своего рода стандарт. Но при этом мы не упускаем детей слабоуспевающих, добиваемся, чтобы они усвоили школьную программу, и детей с развитыми способностями. Мы вводим в урок дополнительную информацию, глубже освещаем материал. Если жестко ориентироваться на общеобразовательный стандарт, то может сложиться ситуация, когда минимум знаний приведет к потере интереса к учебе у сильных и одаренных детей, и мы вырастим “серых троечников”. Поэтому, на мой взгляд, с введением стандартов встанет вопрос о критерии стандарта для учеников с разным уровнем способностей. Учителю скорее всего придется отрабатывать с сильными и одаренными учениками кроме минимума еще и максимум теоретических и практических навыков, работать над их развитием за счет регионального компонента, консультаций, факультативов и т.д. Ориентируясь на базовый компонент, педагогам все равно придется применять дифференционную и индивидуальную системы в обучении.
Существует и другой, весьма важный вопрос, который обязательно встанет перед выпускниками школы: как, имея в багаже только базовые знания, поступать в вузы? Ведь тот же единый экзамен предлагает нам задания 3 уровней сложности по всем предметам школьной программы.
На сегодняшний день при существующей разнице в требованиях между школой и вузом этот вопрос не имеет рационального решения.
Анна АФАНАСЬЕВА,
завуч школы N 8
Краснодар
Комментарии