search
main
0

На самом краю скалы

В Карелии разрабатывают алгоритм помощи семье и ребенку в кризисной ситуации

В карельской столице состоялся республиканский форум «Вместе на помощь семье», организованный детским омбудсменом республики Геннадием Сараевым и Карельским фондом развития образования. Событие, посвященное детским и подростковым проблемам, объединило специалистов, которые помогают семьям справиться с кризисными ситуациями. Поддержал форум благотворительный фонд CSS. Он зарегистрирован в России в феврале 2019 года и занимается финансированием проектов российских некоммерческих организаций, реализующих программы для детей и семей в трудной жизненной ситуации.

«Учитель учит, учил и будет учить все Отечество. От него очень многое зависит, в том числе и благополучие в семье. Эту встречу организовали люди, которые умеют оценить ситуацию и принимать решения», – подчеркнула экс-министр образования, председатель правления Карельского фонда развития образования Галина Разбивная, приветствие которой открыло встречу.

Непреложная ценность детства

Участником события стала Антонида Лукина, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики Сибирского федерального университета, которая приехала в Карелию из Красноярска.

«Проблема детства актуальна всегда, на каждом этапе развития общества она приобретает новые значение и поворот. Помогать нашим детям надо во взрослении. Мы, взрослые, изменили сами себе, погнались за какими-то фишками и образцами западного образования. Это погоня за сиюминутным результатом, а за ней теряется ребенок. Мы не даем детям прожить детство по-настоящему», – отметила специалист из Красноярска.

Антонида Лукина высказалась и об обучении в современных школах. Она отметила, что в образовательном стандарте нет ребенка, есть только обучающийся. И, по ее мнению, это тоже своеобразная потеря детства.

«Родители учеников, которые сейчас пошли в школу, – это дети безвременья. У них нет ресурсов на детей. Меня беспокоят два направления, о которых я сегодня еще буду говорить: родители, которые десоциализированы полностью, дети для них – источник дохода, и другие родители, которые готовы вкладываться в своих детей и ждут от них высоких результатов», – продолжила Антонида Лукина.

Спикер отметила, что еще один враг детства – это бедность, не только материальная, но и духовная. «За работу с одаренным ребенком, за то, что помог ему подойти к олимпиаде, конкурсу, учитель получит стимулирующие выплаты. А если он помог ребенку из неблагополучной семьи, его никак не поощрят», – подметила эксперт.

Антонида Лукина тесно работает с красноярским детским омбудсменом, а о ситуации в школе знает из первых рук – в школьную пору вступили внуки эксперта. Она охарактеризовала работу детских защитников и социальных педагогов в школе цитатой из романа Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Служба кризисной помощи

Уполномоченный по правам ребенка в Карелии Геннадий Сараев обозначил главную задачу взрослых. Детский омбудсмен видит ее в необходимости оберегать детство как ценность. Для этого необходимо объединение усилий разных общественных институтов, но прежде всего семьи и школы. Развитие темы продолжилось в диалоге тех, кто призван оберегать и поддерживать детство.

Организаторы форума посчитали необходимым сформировать у экспертов, работающих с детьми в трудной жизненной ситуации, единую стратегию действий, направленную на преодоление ребенком и его семьей кризиса. Еще одной целью встречи стало формирование у специалистов различных сфер деятельности мотивации на межведомственное и межсекторальное взаимодействие и расширение участия в кризисной помощи ребенку и семье.

В рамках встречи Геннадий Сараев представил модель Службы кризисной помощи детям и семьям с детьми при уполномоченном, познакомил участников форума со специалистами, оказывающими услуги в рамках работы этой структуры. В структуру входят три подразделения: юридическое, медиа­ционное, психологическое. Эта служба доступна для разных специалистов и проводит консультации абсолютно бесплатно.

Обсуждение выявило и серьезные дефициты в системе школьного образования – недостаточное количество психологов и социальных педагогов в образовательных организациях Петрозаводска и Карелии.

Детский телефон доверия

Логичным продолжением обсуждения стала вторая часть форума, на которой была представлена информация о детском телефоне доверия (ДТД). Эта служба отметила десятилетие. Телефон, по которому могут позвонить дети и взрослые, работает в 82 субъектах России. В Карелии телефон доверия доступен в круглосуточном режиме с 2014 года.

«Детский телефон доверия должен работать не только для детей, поскольку специалисты службы решают вопросы детства, то на него могут звонить и получать консультации родители, педагоги, психологи, воспитатели. Все те, кто непосредственно работает с детьми, кто сталкивается с трудностями и кризисными ситуациями», – уверен детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев.

За 2017 год на ДТД поступило более 10 тысяч звонков, в 2019 году – почти 5,5 тысячи, за 2020 год – около 4 тысяч. В основном детей и родителей беспокоят семейные проблемы, у подростков это невозможность принятия себя, взаимоотношения со сверстниками, суицидальные мысли. В службе ДТД работают пять специалистов – психологи и координатор. Главные принципы такого телефона: доступно, бесплатно, анонимно, конфиденциально и квалифицированно.

Форум завершил работу. В открытом доступе представлены записи всех обсуждений. Специалисты, которые уехали в районы и города республики, продолжают работу с семьями в трудных жизненных ситуациях. Обсуждение проблемы с экспертами форума стало для них возможностью найти новые идеи для помощи и контакты тех, кто направит в преодолении кризисных ситуаций. Работа, судя по настрою аудитории, получилась многоаспектной и содержательной.

Цитата

Главный герой книги Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Холден говорит своей сестренке Фиби: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему».

Александра СЕВЕРНАЯ, Петрозаводск, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте