search
main
0

На радость Мнемозине. Классный час «Человеческая память и ее возможности»

Цель: доказать обучающимся, что необходимо развивать память, а также проверить память ребят, выяснить ее свойства, научить некоторым приемам запоминания.

Ход классного часаТренинг «Фразы»Задача: ребята по цепочке произносят фразы, следующий в цепочке должен вспомнить фразу соседа и добавить свою. (См. таблицу.)Учитель: Итак, самая сложная задача выпала последнему – он должен был повторить все фразы. Почему это трудно? (Ответы детей.) Однако существует великое множество рекордов человеческой памяти (примеры в презентации – слайды 2, 3, 4). Наша задача сегодня – понять, что же такое память, какая она бывает и что делать, чтобы память была лучше.Трудно себе представить, но первые упоминания о памяти мы встречаем в мифологии. В греческой мифологии существует богиня Мнемозина, мать девяти муз. (Сообщение о Мнемозине.) Можете ли вы назвать, какая муза за что отвечала? (Каллиопа – поэзия. Клио – история. Мельпомена – трагедия. Полигимния – героические гимны. Талия – комедия. Терпсихора – танцы и пение. Урания – астрономия. Эвтерпа – музыка и лирическая поэзия. Эрато – любовная поэзия.) Древние греки прекрасно осознавали, что без памяти никакая деятельность невозможна. Представьте себе, вы влюбились, гуляете, беседуете, отвлеклись… и все забыли. Повернулись к тому, с кем прогуливались: «Вы кто? Давайте знакомиться». Или вчера умели пришивать пуговицу, а сегодня уже не знаете, как это делается.Так что же такое память? Процессы организации и сохранения прошлого опыта. Это сложный процесс, который состоит из нескольких частных, связанных друг с другом: запоминание, воспроизведение, забывание, сохранение.Один из главных процессов памяти – запоминание, то есть процесс закрепления новой информации. Запоминание носит избирательный характер. Различают произвольное и непроизвольное запоминание. Непроизвольное – это запоминание без заранее поставленной цели. Сходили в музей и рассказываете, что запомнили. Запоминается что-то яркое, интересное, волнующее, поражающее. Наличие интереса способствует непроизвольному запоминанию. Произвольное запоминание требует волевого усилия. Человек ставит перед собой цель запомнить. Оно бывает механическим (зубрежка) и осмысленным (понимаю – запоминаю).Показателем запоминания является воспроизведение – процесс извлечения из памяти образов предметов, воспринимаемых ранее. Самая простая форма – узнавание. Оно бывает в свою очередь полным и неполным. Полное узнавание – при встрече мы узнаем друг друга. Неполное – например, услышав музыкальное произведение, я точно знаю, что слышал его ранее, но не помню, кто написал его.Другой уровень воспроизведения – воспоминание – более сложный. Чтобы сравнить два этих процесса, выполним два теста.1. Узнавание фигур (см. слайд 10). Минуту смотрим. Находим фигуры на контрольном листочке (см. слайд 11). Проверяем правильность. Посчитайте число правильных ответов.2. За минуту запомните фигуры (слайд 13). Нарисуйте их по памяти. Сравните. Посчитайте число правильных ответов.Подведем итоги. Что вы поняли? В первом тесте правильных ответов больше и усилий затрачено меньше. Это доказывает, что узнавание проще, чем воспоминание.Основные виды памятиТеперь ознакомимся с классификацией по содержанию: двигательная, образная, словесно-логическая, эмоциональная.Ну, с двигательной все понятно: этот вид памяти проявляется в трудовой деятельности, навыках ходьбы, письма. Поэтому мы не учимся каждое утро заново ходить, писать и т. п.Образная память – это восприятие образов предметов, явлений, картин жизни, с которыми мы ранее встречались. Поэтому различают память зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.Людям с преобладанием зрительной памяти необходимо видеть запоминаемую информацию в виде, например, написанного текста. Когда они воспроизводят что-то по памяти, то мысленно видят зрительный образ. Особенно хорошо зрительная память развита у художников. Известно, что Исаак Левитан по наброскам, сделанным летом, мог зимой воссоздавать на полотне картины природы. Художник Дж. Рейнольдс писал портреты по памяти. Однажды французскому художнику Гюставу Люре издатель поручил сделать рисунок с фотографии альпийского вида. Он ушел, забыв взять с собой фотографию, однако на следующий день принес совершенно точную копию.Хорошая зрительная память и у шахматистов. Известно, что один из выдающихся шахматистов XIX века Поль Морфи мог играть восемь партий одновременно, не глядя на шахматную доску, а Александр Алехин проводил сеансы одновременной игры «вслепую» на 30-40 досках.Люди с хорошей слуховой памятью лучше запоминают ту информацию, которую услышали. В процессе воспроизведения они обычно вспоминают не только смысл текста, но и интонацию, с которой был прочитан данный текст. Слуховая память в наибольшей степени развита у музыкантов. Биографы Моцарта описывают такую историю: в юности Моцарт оказался в Риме и услышал в соборе Святого Петра девятиголосное песнопение Грегорио Аллегри Miserere. Возвратившись домой, он записал по памяти это сочинение, являвшееся собственностью папской капеллы и запрещенное к копированию.Рассказывают, что итальянский композитор Россини любил разыгрывать людей, не знавших о его великолепной памяти. Так, например, после того как французский поэт Альфред Мюссе прочел написанное предыдущей ночью стихотворении в 60 строк, Россини повторил его слово в слово, сказав, что слышал эти стихи еще в детстве. Аналогичный случай описан и в биографии замечательного русского пианиста и композитора Сергея Рахманинова. Однажды к Танееву должен был приехать Глазунов, чтобы сыграть только что написанную пьесу. Перед его приездом Танеев спрятал в другой комнате Рахманинова – тогда студента консерватории. Через некоторое время после того, как Глазунов закончил играть, Рахманинов сел за рояль и повторил полностью его сложное сочинение, не имея нот, лишь по слуху.Для того чтобы выяснить, какая память преобладает у вас, выполните следующий тест (см. слайд 16).Тест 1. Я читаю слова, запишите, какие из них вы запомнили.Тест 2. Прочитайте слова, запишите, какие запомнили.Подведем итоги. Если вы запомнили больше слов из первого списка, то у вас преобладает слуховая память, если из второго – зрительная.А теперь попробуем проверить логическую и механическую память (см. слайды 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23).Тест 1. Прочитайте 10 пар слов, затем по первым словам в паре запишите вторые.Тест 2. Прочитайте следующие пары, проделайте то же самое.Итак, запомнить пары из первого списка значительно легче, потому что они связаны логически.Существует еще много различных классификаций памяти. Мы обязательно выясним и объем нашей кратковременной памяти, и наличие или отсутствие эйдетической памяти.А пока узнаем, какие же существуют законы памяти.Первый – закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. То есть чем понятнее материал, тем лучше он будет запоминаться. Поэтому для запоминания рекомендуется использовать ключевые слова, схемы, рисунки и таблицы Следующий – закон интереса: все интересное запоминается легко. Отсюда следует простой вывод: запоминание нужно делать интересным. Очень важную роль в этом играет правильная постановка цели. Спросите себя, для чего вам нужно запомнить данный материал. Знание того, что информация полезна или необходима для будущей работы, способствует лучшему запоминанию.Закон установки как закон памяти действует в двух вариантах. Во-первых, может быть установка на запоминание по времени. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить надолго. Пример неправильного использования этого закона – установка у студента на запоминание материала лишь к очередной сессии. В этом случае после экзаменов информация легко забывается, так как была установка запомнить информацию лишь на определенный короткий срок. Во-вторых, может быть установка на восприятие материала по содержанию. В любом объеме информации человек в первую очередь находит то, что ему нужно или интересно. Это и есть установка на содержание.Человеку легче вспомнить какое-то событие, если оно связано с другими одновременными впечатлениями. Это свойство памяти носит название закона контекста. Еще один закон памяти – закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. Поэтому трудно запомнить материал новой темы или дисциплины. В то же время новая информация по уже изучавшейся ранее дисциплине запоминается легче.Очень важным для запоминания является закон повторения. Если что-либо нужно запомнить надолго, то необходимо несколько раз повторить материал. При этом повторение в виде воспроизведения в несколько раз эффективнее, чем в виде дополнительного пассивного чтения или прослушивания.Существует много приемов запоминания информации. Мы попробуем лишь несколько:- цепь образов (слайды 27-28); – мнемоника (слайды 29-31);- рифмовки (слайд 32);- принцип аббревиатуры (слайд 33);- метод расположения предметов (слайд 34).Мы сегодня замечательно поработали. Попробуйте дома воспроизвести, пользуясь любым приемом, чему мы сегодня научились.ПриложениеМетод расположения предметовДопустим, что вам нужно запомнить следующий список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, яйца и майонез. Постарайтесь вызвать в сознании какие-нибудь яркие образы, связанные с маршрутом на работу. Представьте, например, светофор, обмотанный туалетной бумагой, выливающееся из газетного киоска моющее средство, дорожки сквера, вымощенные консервами с тунцом, грибы, политые майонезом, и скамейку на автобусной остановке, заваленную яйцами. Если вы представите эти ассоциации, то в супермаркете вам останется лишь вспомнить свой маршрут от дома до работы, а память сделает все остальное.УпражнениеРасположите предметы по пути своего маршрута: учебник, карандаш, фломастеры, пластилин, маркер, клей, ручка, корректор.Прим. ред. Презентация к классному часу опубликована на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/1110.​Светлана БЫЧКОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №4 Великого Новгорода

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте