search
main
0

На пути изумления собственными силами… Размышления о студенческом научном обществе МГПИ

​В жизни каждого человека случаются моменты, когда хочется остановиться, оглянуться на предыдущий опыт, осмыслить и оценить его. Когда достигаешь успеха, важно понять, в какой мере на это повлияли те или иные случайности и закономерности, события и люди. Защитив кандидатскую диссертацию, хочется с благодарностью вспомнить студенческие годы и работу в научных обществах института.

Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что интеллектуальные победы – одни из самых приятных воспоминаний студенчества. Первое выступление на студенческом научном обществе «Язык и культура» и на конференции в другом вузе (МГСА), первый самостоятельный мастер-класс, первая опубликованная статья, первое вышедшее в свет пособие… А ведь поступая в институт, я не планировал заниматься наукой так серьезно. В школе я даже не был отличником! Впрочем, школьная оценка и склонность к научной работе не находятся в прямой взаимосвязи. В школе оценку ставят чаще всего за ответы, а наука начинается с вопроса. Она не для тех, кто отстаивает в книжных магазинах очереди за решебниками. Правильно сформулированный вопрос, гипотеза в науке ценятся порой выше, чем ответ. Сама жизнь редко предлагает нам готовые ответы, даже сами вопросы порой формулируются в реальной жизни нечетко. Человек, знающий все ответы, – всего лишь прилежный студент, человек, задающий вопросы, любопытствующий – уже исследователь.Почему студенты приходят в научные общества института? Пожалуй, первый мотив – любопытство. Интересно узнавать что-то и делиться этим друг с другом, ездить на конференции в разные вузы, встречать ученых, методистов, коллег. Приятно лично знать тех, кто пишет учебники для нас и наших учеников. Возможно, у кого-то возникнет вопрос, настолько ли серьезны такие изыскания, насколько они интересны. Вполне серьезны. Члены СНО выступают на конференциях, публикуют статьи, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, а окончив институт, часто поступают в аспирантуру.Значит ли это, с другой стороны, что СНО служит преимущественно для подготовки аспирантов как некие курсы при аспирантуре? Ничуть нет. Та школа, которую проходят в студенческом научном обществе, важна для специалиста в любой области, и в первую очередь для учителя-практика. Член СНО – это человек, умеющий формулировать и отстаивать свои мысли, человек публичный, человек, готовый взяться за любую проблему.Еще одна приятная сторона работы в научном обществе – атмосфера общения с людьми с похожими интересами. В одной секции могут собраться студенты разных курсов, даже разных факультетов. И все равно все единомышленники в изначальном значении этого слова – «едины в мысли». Подобная общность интеллектуальных интересов расширяет рамки общения с масштаба учебной группы или курса до масштаба всего института.В конечном итоге вопрос участия или неучастия в научном обществе сводится к тому, какие из предлагаемых институтом возможностей хочет использовать студент. Китайская мудрость говорит нам, что человек, достигший вершины дерева, лишь ненадолго остается удовлетворенным, затем он замечает, что выбрал дерево не слишком большой высоты, и ищет следующее. Расширяя эту метафору, скажу, что институт предлагает студентам целый лес возможностей и выпускники обозревают будущее с вершин покоренных ими деревьев. И я счастлив, что нашел в этом лесу свое достойное дерево!Петр СТЕПИЧЕВ, старший преподаватель кафедры англистики и межкультурной коммуникации МГПИ, член координационного совета Ассоциации учителей английского языка и культуры Москвы (MELTA), к. п. н., выпускник факультета английской филологии МГПИ и аспирантуры МГПИ, один из первых участников студенческого научного общества МГПИ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте