Михаил КОВАЛЬЧУК, академик РАН: – Человек всегда пытался понять, как устроен окружающий мир, – цивилизация развивалась благодаря его любознательности, любопытству. В древности мир казался настолько огромным, неделимым и сложным, что его обожествляли, воспринимали как единое целое. Ученый, исследовавший мир, назывался натурфилософом. Ученики Платона и Сократа изучали не математику и физику, а единственную в то время науку – натурфилософию.
Дальше по мере роста наших представлений, появления новых знаний и нового инструментария мы начали выделять из единой и неделимой природы сегменты, чтобы в ней легче было разобраться.В середине прошлого века начала формироваться принципиально новая линия – линия синтеза. Мы начали манипулировать атомами, осознанно создавая из них искусственные материалы – полупроводниковые, лазерные. Нанотехнологии завершают линию синтеза, превращая ее в технологический уклад. Мы достигли той стадии, когда дальнейшее развитие науки, образования, промышленности возможно только на междисциплинарной основе, конвергенции, взаимопроникновении наук и технологий, ведь сама природа конвергентна по своей сути.Образование – на порядок более сложная, громоздкая и всеобъемлющая система, чем наука. Сегодня ее надо менять. Если этого не сделать, мы быстро окажемся на задворках цивилизации.При этом, как и в науке, узкая специализация в образовании должна сокращаться, но глобально мы должны перейти к принципам междисциплинарности, конвергенции наук.Школа – это главное место, где изначально заложен междисциплинарный подход и конвергенция. Ребенок, приходящий в школу, – tabula rasa, он ментально не имеет специализации и воспринимает мир целиком. В начальной школе нет физики и химии, но есть предмет «Окружающий мир», то есть природоведение – та же натурфилософия.С 1-го класса нужно показывать, что окружающий мир, природа едины, а потом объяснять, зачем мы его искусственно делим на части, не утрачивая при этом представления о его неделимости. Например, мы изучаем птицу как единое целое, но ее скелет изучает зоология, зрение – физика, полет – механика. Создавая новые школьные стандарты, нужно зафиксировать и усилить исходно существующую в общем образовании конвергентность.Нужно проводить работу с учителями на курсах повышения квалификации, чтобы они осознавали важность конвергентного подхода и свою роль, исходя из задач, которые стоят перед современным образованием и наукой. В Москве по договоренности с Департаментом образования мы собираемся организовать такие курсы на базе недавно созданного Центра непрерывного естественно-научного образования.
Комментарии