search
main
0

На полтона ниже

Проблемы с голосом возникают у каждого, но мало кто знает, как их решать

Многие конференции, симпозиумы, семинары и прочие аналогичные мероприятия проходят при сравнительно малом количестве участников, и знают о них в основном только те, кто в теме. Хотя обсуждаемые там вопросы порой вполне заслуживают того, чтобы стать достоянием миллионов граждан, ибо затронутые проблемы напрямую касаются их самочувствия, здоровья и, следовательно, профессиональных успехов. Так, в конце апреля в Медицинском университете имени Н.И.Пи­ро­го­ва прошел круглый стол на тему «Приобретенные патологии голосового аппарата у преподавателей. Мероприятия по профилактике и лечению». И об этом хорошо бы знать каждому учителю и воспитателю.

– Все, что связано с голосом и речью, весьма актуально для людей, чья трудовая деятельность связана с необходимостью много говорить, – отметила доктор медицинских наук, заведующая кафедрой гигиены педиатрического факультета Университета имени Н.И.Пирогова Ольга Милушкина. – Научно доказано: голос педагога – один из главных инструментов воздействия на обучающегося при организации образовательного процесса. К сожалению, большинство учителей, испытывая колоссальные нагрузки на голосовой аппарат, не знают, как защитить его от возникновения патологий.

Профессор кафедры оториноларингологии педиатрического факультета Университета имени Н.И.Пи­ро­го­ва Елена Радциг рассказала о результатах опроса, проведенного среди студентов медицинских, психологических и педагогических факультетов ряда российских и зарубежных вузов на предмет выявления проблем с голосовым аппаратом и причин их возникновения.

– Выяснилось, что среди представителей голосо-речевых профессий данные проблемы часто возникают у 6,8% опрошенных россиян и 3,8% зарубежных респондентов, – сообщила она. – Казалось бы, немного, однако на протяжении года минимум один раз голос теряет каждый третий в РФ и каждый пятый за рубежом, раз в три месяца сложности с речью возникают у 10% россиян и 8,8% иностранцев. Интересно, что в качестве причин своих проблем люди указывают на заболевания (79%), крики и любительское пение (29%), повышенную голосовую нагрузку (12%), а также волнение, стресс, переохлаждение и так далее. Среди мужчин у нас от нарушений голоса часто страдают примерно 4%, среди женщин России – 6,9%. А самое грустное, что из всех опрошенных россиян лишь чуть более 5% обратились к врачу с этими проблемами.

Ассоциацией организаций и специалистов в сфере гигиены «Союз гигиенистов» было проведено исследование, согласно которому нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков пубертатных мутаций голоса и 41% детей с речевыми проблемами. Все это препятствует полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшает психическое здоровье, накладывает ограничения на выбор профессии. При этом наиболее частыми нарушениями голоса учителя считают недостаточную силу голоса, осиплость, охриплость, сухость в горле, кашель и так далее. Разумеется, большинство педагогов считают причиной этих недугов свою профессиональную деятельность. Однако обратиться к специалистам (лору, фониатру, фонопеду, терапевту и так далее) они не спешат. Из способов восстановления голоса у них самым популярным является теплое питье, хотя обычно люди вообще ничего не делают для восстановления утраченных функций. И это притом что существуют специальные фонопедические упражнения, дыхательная гимнастика, ингаляции, лекарственные препараты, которые очень эффективны в таких случаях.

Профессор НИИ медицины труда имени академика Н.Ф.Измерова Ирина Федина напомнила о Гигиенической классификации труда по показателям вредности и опасности (Руководство. Р2.2.2006-05), согласно которой оптимальной считается нагрузка на голосовой аппарат до 16 часов напряженного труда легкой степени, допустимой – 20 часов средней степени тяжести, а вредной – до 25 часов (1‑я степень) и более 25 часов (2‑я степень). Она особо подчеркнула, что речь идет о суммарном количестве часов, наговариваемом в неделю.

– Голосовая нагрузка как вредный профессиональный фактор впервые была закреплена в приказе Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 года №555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» и в приказе Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14 марта 1996 года №90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», – рассказала Ирина Федина. – К сожалению, приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года №302н и корректирующие его приказы голосовую нагрузку как вредный профессиональный фактор не указывали. Приказ Минздравсоцразвития России от 27 апреля 2012 года №417н «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний» не предусматривает нозологических форм профессиональной патологии голосового аппарата. Тем не менее согласно современному законодательству при суммарной голосовой нагрузке в 20 часов в неделю работники обязаны минимум раз в год проходить обследование у врача-отоларинголога.

– Предупреждение нарушений голоса нужно начинать еще в вузе! – заявила профессор кафедры логопедии МПГУ, вице-президент Ассоциации фониатров и фонопедов Ольга Орлова. – С сентября 2016 года в нашей стране проходит масштабный Всероссийский социальный проект «Здоровый голос», призванный повысить уровень знаний по проблеме нарушения голоса, улучшить прогноз у людей, чья профессия связана с голосом и речью. В нем приняли участие более 50000 человек из 30 городов России.

Докладчик напомнила о том, что именно благодаря своему голосу многие известные люди получили всемирную популярность, стали актерами, политиками, певцами, дикторами. Также она перечислила требования к профессиональной речи, коих оказался целый список, но будущие учителя, по ее мнению, должны об этом знать. Ибо согласно исследованиям ученых Великобритании успеваемость школьников напрямую зависит от качества голоса их преподавателя. А ведь именно успеваемость является фундаментальным фактором успеха любого педагога. В качестве же главных причин нарушения голоса у педагогов Ольга Орлова назвала недостатки профотбора абитуриентов в высшие и средние учебные заведения, отсутствие специальных курсов по постановке голоса в период обучения, а также недостаточное знакомство будущих специалистов с механизмом голосообразования и нормами гигиены.

По итогам круглого стола была принята резолюция, с которой вы можете ознакомиться на сайте www.ug.ru.

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

круглого стола на тему: «Приобретенные патологии голосового аппарата у преподавателей. Мероприятия по профилактике и лечению»

Приобретенные патологии голосового аппарата у детей и взрослых являются важной междисциплинарной проблемой и требуют детального изучения, как в научном, так и в практическом плане. Частота случаев патологии гортани за последние два десятилетия возросла. Это объясняется разными причинами — плохой экологической обстановкой, большими голосовыми нагрузками при несоблюдении гигиенических требований и отсутствии навыков голосовой культуры. Сведения о распространенности голосовых нарушений и в нашей стране, и по данным зарубежной литературы весьма противоречивы, частота выявления патологии голоса колеблется от 1,5 до 51%, а среди лиц голосо-речевых профессий (учителя педагоги, преподаватели, в том числе медицинских ВУЗов, и др.), – до 60%.

Участники круглого стола обсудили актуальность сохранения здоровья голоса преподавателей, как основного инструмента работы и просвещения обучающихся, профилактики патологий голоса, меры сохранения профессионального долголетия в образовательной среде, указали на необходимость привлечения внимания научного сообщества и органов государственной власти к патологии гортани у педагогов и преподавателей, а также внесение этой патологии в перечень профессиональных заболеваний. В приказе Минздрава РФ от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, Перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» в перечень вредных и опасных производственных факторов (п.V. Факторы трудового процесса) включена нагрузка на голосовой аппарат (с суммарным количеством часов, наговариваемых в неделю, более 20), требующая осмотра оториноларингологом 1 раз в год.

В перечне медицинских противопоказаний к работам с вредными или опасными факторами производственной среды (приложение 2 приказа №29н) указаны различные виды патологии голосо-речевого аппарата, препятствующие допуску к работе в условиях повышенной голосо-речевой нагрузки, тогда как в перечне профессиональных заболеваний данная патология отсутствует. В этой связи при пересмотре и актуализации перечня профессиональных заболеваний крайне актуальным следует считать внесение предложений по внесению в него нозологических форм патологии гортани с целью медико-социальной поддержки лиц, профессионально использующих голос в качестве рабочего инструмента.

Была подчеркнута необходимость создания здоровых и безопасных условий труда (по параметрам микроклимата, параметрам ЭМИ, режимам дистанционной работы преподавателей), отмечена актуальность раннего выявления нарушений ЛОР-органов у преподавателей с целью своевременной дифференциальной диагностики и предотвращения прогрессирования заболеваний.

Для профилактики и лечения приобретенных нарушений голосового аппарата необходим комплекс мер междисциплинарного характера, включающий мероприятия по предупреждению развития нарушений голоса, санитарному просвещению и гигиеническому воспитанию, современные методы восстановления и лечения нарушений голоса, своевременные периодические медицинские осмотры работающих и профилактические медицинские осмотры детей.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте