Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Москва и москвичи

На острие пера

Наше медиапространство
УГ - Москва, №01 от 05 января 2021. Читать номер
Автор:

В современном обществе информационная культура становится не только важным критерием развития личности, но и критерием овладения личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации. Сегодня освоение информационного пространства, адаптация его к образовательным пространствам учебного заведения требуют высокого уровня медиакомпетентности. Необходимы умения создавать и грамотно оперировать медиаинформацией, осуществлять профессиональное медиатизированное общение, находить решения профессиональных задач с применением знаний о медиа и технологиях.

Отличительной особенностью современного образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника, и медиаобразование выступает здесь как особая педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии на основе формирования критического мышления и собственного мировоззрения, которое происходит под влиянием информационных потоков. Таким образом, основной задачей становится уже не просто передача знаний школьнику, а научение его овладевать новыми видами деятельности. Важную роль в системе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, играет медиапространство школы.

Медиапространство – это среда, создаваемая электронными средствами коммуникации, электронное окружение, в котором сообщества, группы, организации могут действовать вместе в одно и то же время. Другими словами, это среда, которая возникает в результате взаимодействия средств массовой коммуникации и аудитории.

Медиапространство современной школы – открытая социальная система средств массовой коммуникации. Коммуникационные технологии, используемые в рамках медиапространства современной школы, чаще всего представлены web-страницами (сайтами) в интернет-пространстве, блогами в социальных сетях, печатными изданиями (газета, журнал, альманах), школьной радиостудией, студийными выпусками телевизионных новостей и передач.

В структуру медиапространства современной школы включены не только внутренние школьные СМИ, но и каналы взаимодействия с внешними медиа – образовательными изданиями, телевизионными и интернет-каналами.

Аудитория медиапространства школы – ученики, учителя, администрация, родители, представители образовательных учреждений разного уровня, специалисты из области управления образованием и другие социальные партнеры.

Медиапространство современной школы решает сразу несколько задач. Во-первых, формирует грамотную и требовательную аудиторию. Во-вторых, предоставляет возможность взаимодействия с внешними СМИ, обеспечивая принцип открытости воспитательно-образовательного пространства школы. В-третьих, формирует профессиональные навыки и компетенции у школьников, включенных в этот вид деятельности. Медиаобразование в школе – это надежный базис для формирования и апробации компетенций, журналистских талантов школьников. Интерес к общественно-политической журналистике, полученный в школе, может иметь важное профориентационное значение. Современные школьники интуитивно, быстро и точно схватывают все новейшие тенденции в мире коммуникаций и понимают, что информационно-коммуникационная компетенция – это неотъемлемая часть современного образования. А образование в нашем обществе новейших технологий – кратчайший путь к успеху и самореализации.

В школе №1517 более 8 лет работает объединение дополнительного образования «Студия ТВ Школы 1517». Сегодня «Студия ТВ Школы 1517» – это 167 учеников, регулярно посещающих занятия. В 2019-2020 учебном году ребята получили более 300 грамот и дипломов за участие в различных конкурсах и фестивалях, среди них 6 победителей в Международном конкурсе «МедиаБУМ», 10 призеров конкурса социальной рекламы «Дорога в будущее позитива» и 7 призеров конкурса «Фотография как образ мира». Для самых юных участников проекта работа в студии включена в образовательную программу уровня дошкольного общего образования.

Работа школьной телестудии складывается из нескольких направлений – информационного, образовательного, воспитательного. Тематика телепередач, формы, рубрики всегда разнообразны: тематические выпуски, праздничные и музыкальные программы, поздравления.

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Студия ТВ Школы 1517» предполагает занятия по медиа­культуре, составлению и написанию интервью, репортажей. Участие школьников в системе школьного телевидения развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общая эрудиция, а также уровень культуры, выразительность речи.

Творческий коллектив школьной телестудии систематически выпускает новостной видео­блок, готовит видеоматериалы для Московского образовательного канала. Коллектив студии постоянно участвует в мастер-классах, обучающих и практических семинарах, на которых специалисты проводят обучение технологиям работы с телесистемами. Видеоролики, созданные студией школьного ТВ, публикуются на сайте школы №1517 и на странице школы в социальной сети Facebook. Значительное количество отзывов, комментариев и лайков указывает на высокую популярность публикаций в формате видеороликов у пользователей. Московский образовательный канал также является неотъемлемой частью медиа­пространства школы. Образовательное сообщество школы может не только узнать о событиях и трендах в московском образовании, но и посмотреть, чем и как живут наши коллеги, стать участниками образовательных игр. Включение учащихся в работу школьной студии телевидения является основанием как для получения информационных умений и знаний об окружающем мире, так и для выбора будущей профессии.

С 2009 года в школе №1517 издается научно-популярный альманах «Бозон Хиггса». Альманах выходит в печатной и электронной версиях. Основная цель альманаха «Бозон Хиггса» – публикация исследовательских и проектных работ, научных статей, методических разработок, информационного материала в области науки, техники, исследований во всех областях человеческого знания, пропаганда науки среди школьников. Программа объединения дополнительного образования «Научно-популярный альманах «Бозон Хиггса» включает основы медиаграмотности и медиажурналистики. Ежегодно более 20 обучающихся становятся членами редакции школьного альманаха и осваивают программу журналистского и издательского объединения дополнительного образования.

В 2019 году обучающимся была представлена новая программа объединения дополнительного образования – «Медиапроектирование». На занятиях ребята не только осваивают новые медиатехнологии, но и учатся создавать, разрабатывать, представлять и продвигать свои медиапроекты. Медиапроектирование – новое направление в медиа­образовании. Обучение по дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программе «Медиапроектирование» предоставляет возможность учащимся приобретать навыки успешной работы в современной медиаиндустрии на стыке разных видов деятельности, а также овладеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, разрешения проблем с помощью проектного метода. Завершая обучение по программе, каждый обучающийся реализовывает собственный выпускной медиапроект в сфере, имеющей непосредственное отношение к СМИ. В частности, это может быть разработка и выпуск номера школьного журнала или иного медийного спецпроекта. Возможно также создание серии статей, очерков, репортажей на социально значимую тему, создание лонгрида, телепрограммы и т. п. Одна из основных задач объединения дополнительного образования «Медиапроектирование» – демонстрация обучающимися знаний и навыков, полученных за время освоения программы:
– владение навыками работы с различными платформами медиа;
– умение создавать кросс-платформенные конвергентные медиапродукты;
– понимание формата медиа для различной аудитории;
– знание особенностей применения форматов медиа;
– способность презентовать накопленный исследовательский материал в различных формах медийного выражения.

В 2020 году в школе стартовал новый проект – «Медиацентр в дошкольных группах». Старт новому медиапроекту в школе №1517 дало участие в городских событиях, которые традиционно доверялось освещать школьникам. На первых этапах предполагалось, что область медиа будет интересна и актуальна только для учеников старшего возраста. Но время и постоянная работа по созданию новых передач, видеопроектов, ведение колонок в школьных СМИ внесли свои коррективы.

Проект «Медиацентр в дошкольных группах» представлен для начинающих режиссеров, сценаристов, художников, корреспондентов и героев специальных репортажей как игра. Для взрослых это возможность рассказать о профессиях, о необходимости информации в мире, о навыках ее обработки и объективного анализа. Таким образом, реализуя проект «Медиацентр в дошкольных группах», решаются важные воспитательные задачи.

Одной из ключевых ценностей описанной модели создания школьного медиапространства является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария медиаграмонтности, самостоятельного поиска, умения правильно использовать информационные потоки в целях эффективной коммуникации, решения учебно-познавательных и иных личностных проблем и задач, то есть ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися позитивного опыта самостоятельной работы.

Екатерина ОЩЕПКОВА, руководитель студии школьного телевидения школы №1517;
Елена ДАВЫДОВА-МАРТЫНОВА, куратор проектно-исследовательского направления школы №1517, кандидат политических наук


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt