search
main
0

На кончиках пальцев

Пространство для обмена идеями и лучшими практиками

Центр современной методики дошкольного и начального общего образования (ДиНО) – это уникальное пространство для обмена идеями и самыми современными и актуальными практиками между педагогами. Здесь можно научиться использовать как традиционное, так и современное оборудование, которое позволяет формировать у детей объемное представление об окружающем мире и поддерживать интерес к обучению на двух важнейших уровнях образования.

Пространство центра заполнено игрушками, конструкторами, развивающими и учебными пособиями, гидропонными установками, интерактивными песочницами, цифровыми и мобильными лабораториями для формирования навыков практической деятельности и основ функциональной грамотности у младших школьников, а также наборами для знакомства с программированием роботов и 3D-технологиями. Все это используется для обучения педагогов методике организации эффективной образовательной деятельности дошкольников и младших школьников.

Ежедневно в центре проходят командные практико-ориентированные тренинги для московских педагогов по использованию современной трансформируемой образовательной среды и учебного оборудования с целью проведения практикумов с воспитанниками и учащимися начальных классов. Эти тренинги ориентированы на развитие компетенций, необходимых для реализации программ в соответствии с ФГОС дошкольного образования и обновленным ФГОС начального общего образования; для обеспечения преемственности содержания уровней дошкольного и начального общего образования; для совместной работы педагогов в проекте «Эффективная началка».

Педагоги развивают гибкие навыки, знакомятся с лучшими практиками на стыке естественных и точных наук, современными подходами к организации урока, экспериментирования, проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, участники узнают о технологиях, которые формируют у воспитанников основы естественно-научной, математической, читательской и информационной грамотности.

В основе тренингов лежит принцип изучения сложных тем на примерах формирования навыков для реальной жизни. Во время их проведения педагогам показывают, как объяснять сложные физические законы с помощью игрового и лабораторного оборудования, формировать у малышей навык применения этих законов в повседневной жизни. Педагоги учатся самостоятельно создавать учебные пособия всего за несколько минут буквально из подручных средств.

– Уже на второй день после открытия Центра современной методики дошкольного и начального образования Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы мы вместе с учителями и воспитателями нашей школы посетили тренинг «Изучение природных и погодных явлений с использованием игрового и лабораторного оборудования», – рассказывает директор школы №2100 Кирилл Герасимов. – В ходе тренинга наши педагоги научились современным подходам ведения занятия у дошкольников и урока у младших школьников, использованию на занятиях не только современного оборудования, но и созданного своими руками простого гигрометра, который можно сделать с помощью обыкновенной шишки и в дошкольной группе, и в классе. Теперь наши маленькие ученики умеют определять уровень влажности в помещении и на улицах, наблюдая за шишкометром. Мы развиваем каждого работника ради развития наших детей!

Это первые шаги в системной работе по преемственности двух уровней образования, возможность сотрудничества, создание совместных проектов дошкольников и учеников начальной школы, организация постепенного перехода из детского сада в первый класс. Совместные тренинги позволяют педагогам обмениваться мнениями по поводу учебного оборудования и методики проведения практикумов с воспитанниками и учащимися начальных классов по темам «Весовые измерения», «Изучение погодных и природных явлений», «Изучение физических явлений равновесия и устойчивости с помощью игрового оборудования», «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

– Московскому педагогическому сообществу не хватало такого центра, в котором воспитатели и учителя могли бы на различных тренингах провести опыты, эксперименты, смоделировать и сконструировать что-то своими руками. Человеческая память находится на кончиках пальцев. Мы, взрослые, так же как и дети, лучше запоминаем и понимаем, когда теория совмещается с практикой. Я с коллегами из своей школы №949 в числе первых побывала на тренинге «Весовые измерения в игровой и учебной деятельности».

Ведущие тренинга умело делают правильные акценты, обращая наше внимание на то, какой возраст дошкольника является сензитивным для формирования того или иного качества личности ребенка, как потом поддержать и развить его уже в начальной школе. В результате я побывала практически на всех тренингах, каждый раз открывая для себя что-то новое. На наших встречах всегда царила дружеская и творческая атмосфера. Понятно, что за этим стоит кропотливая многочасовая подготовка методистов. Думаю, что после тренингов хорошо известные всем «красные чемоданчики» обрели во многих школах вторую жизнь. Я от души желаю сотрудникам Центра ДиНО удачи и профессионального долголетия! – делится своими впечатлениями старший методист школы №949 Ирина Павленко.

– Методисты Центра современной методики дошкольного и начального образования ГМЦ ДОНМ через практические обучающие тренинги знакомят педагогов с современными методиками, позволяющими объяснить сложные законы и взаимосвязи объектов через игру и специально созданные учебные затруднения, – считает учитель начальных классов Школы Марьина Роща имени В.Ф.Орлова Ольга Брускова. – Например, одно из занятий было посвящено изучению равновесия и устойчивости. Вопросы равновесия интересуют людей многих профессий: строителей, альпинистов, артистов цирка.

За основу взята работа с деревянным конструктором из геометрических фигур. На занятии предлагается рассмотреть определенный жизненный сюжет с практической проблемой: построение арочного моста, гаража для машины и т. д. Педагоги учатся не предлагать готовые решения, а создавать ситуации, позволяющие анализировать причины неуспеха, задавать правильные вопросы, поэтапно усложнять задачи, интересно и грамотно делать акцент не только на результате постройки, но и на процессе.

С марта 2022 года на базе центра еженедельно проводятся обучающие тренинги для педагогов школ – участников городского проекта «Дошкольное пространство без границ». Воспитатели московских образовательных организаций на практике осваивают возможность использования трансформируемой среды, которая имеет огромный развивающий потенциал для маленьких участников образовательного процесса.

Благодаря эффективному использованию пространства создается комфортная развивающая среда, а у детей появляются новые возможности для совместной деятельности. Новые знания и компетенции, которые приобретают педагоги на тренингах, позволяют им создать максимально эффективные условия для реализации полноценной самостоятельной игровой деятельности и успешной социализации детей. После обучения у воспитателей появляются твердая уверенность в своих силах и желание работать в новых условиях.

Татьяна Аникеева, воспитатель школы №1980, победитель конкурса «Воспитатель года Москвы»-2021, считает:

– Побывать хотя бы на одном тренинге – это получить ценнейший опыт и невероятные эмоции профессионального счастья. Большой интерес представляет тренинг для воспитателей московских школ – участников городского проекта «Дошкольное пространство без границ». Благодаря ему многие воспитатели увидели огромный потенциал трансформируемого пространства дошкольных групп, ушли внутренний протест и страхи, которые возникают у многих педагогов при внедрении такого пространства в своем дошкольном учреждении.

Новые тренды вызывают интерес у педагогов. В Центре ДиНО знакомят с современными технологиями формирования предпосылок функциональной грамотности, инженерного мышления, которые позволяют эффективно и творчески решать любые жизненные задачи. На тренинге «STEM-образование дошкольников: развитие инженерного мышления в процессе создания тематических конструкций» педагоги узнают, почему развитие инженерного мышления дошкольников актуально в настоящее время, как составлять и решать инженерные задачи с детьми, какие инструменты и ресурсы есть у воспитателя для эффективной реализации естественно-научного и инженерно-технического направлений в работе, как организовывать современные STEM-проекты с дошкольниками.

– Спасибо за интересный и содержательный тренинг! Потрясающая энергетика исходила от методистов. Они щедро делились своими знаниями. Материал подавался легко и доступно. После теории сразу шли практические задания. Была возможность тесно пообщаться с коллегами и обменяться опытом при выполнении практических заданий. Образовательное событие – это новая для меня технология. Обязательно буду использовать этот калейдоскоп идей в своей работе. Сплошные положительные эмоции! – отмечает воспитатель школы №2087 Ирина Москаленко.

Материалы тренингов, проводимых методистами Городского методического центра, создаются с использованием собственных разработок и интересных профессиональных идей авторов портала «Игры и занятия для дошкольников» (deti.mosmetod.ru).

За несколько месяцев работы Центр современной методики дошкольного и начального общего образования стал популярным среди московских учителей и воспитателей. В его образовательных тренингах приняли участие уже около тысячи педагогов из 93 школ столицы. Центр будет постоянно развиваться, оснащение и темы тренингов – расширяться с учетом запросов и потребностей профессионального сообщества.

Наталья АНИКАНОВА, Марина ЕРМАКОВА, старшие методисты ГМЦ ДОНМ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте