Когда Лариса Лукичева взяла на себя управление школой №26 города Вологды, чувства страха не было. Что за руководитель, который воспринимает новое дело как опасность? «Бояться не в моем характере», – признается она. Зато есть у нее качества, которые должны быть присущи каждому управленцу, – ответственность за начатое дело и внимание к каждому подчиненному. За четыре года нового руководства 26-ю школу перестали называть окраинной, школой «на задворках», она стала образовательным учреждением, куда родители стремятся отдать своих детей. Сегодня здесь обучаются более тысячи школьников. Последние два года школа неизменно набирает шесть первых классов. По итогам прошлого учебного года школа получила Хрустальную сову, став победителем городского конкурса «Лучшее образовательное учреждение системы образования г. Вологды». О том, как удалось добиться таких результатов, «Учительской газете» рассказала директор школы №26 Лариса ЛУКИЧЕВА.
– Многие годы я работала в одной из лучших школ города, откуда и пришла в школу заводского микрорайона. Она тоже работала стабильно, но высоких результатов не показывала. Создавалось впечатление, что здесь каждый работает сам по себе. Чувствовался высокий потенциал педагогического коллектива, и администрация была достаточно компетентна, но жизнь школы протекала без малейшего намека на развитие. Для меня такое положение вещей было неприемлемо. Всю жизнь я стремилась к совершенствованию профессионализма и саморазвитию. Кроме того, мне как директору-новичку стали отчетливо видны проблемы, с которыми столкнулась бы в ближайшее время уже «моя» 26-я. Одна из наиболее серьезных – старение кадров. На тот момент средний возраст педагогов составлял 50 и более лет.Школа нуждалась в мощном инновационном импульсе, который бы перевел нас из режима стагнации в режим развития. Первым значительным управленческим решением было введение в штатное расписание новой административной единицы – заместителя директора по экспериментальной и инновационной работе. К тому времени таких зам. директоров в школах города еще не было.Мне всегда был близок слоган, который я услышала однажды в фильме. Учитель, обращаясь к своим ученикам, сказал «Think big!», что значит «Мысли масштабно!». Начиная новое дело, ставь высокие цели, ищи свой путь и иди по дороге свершений, пока твоя цель не будет достигнута. На общем собрании педагогического коллектива я постаралась объяснить каждому цели и принципы нашей будущей работы. Как было раньше, уже не будет. Необходима активная жизненная и профессиональная позиция каждого учителя, ученика, родителя, чтобы деятельность такой огромной махины, как наша школа, стала эффективной.На одном из таких собраний приняли решение о разработке, создании и реализации документа, без которого невозможно представить жизнедеятельность современного образовательного учреждения, – Программы развития. Мы решили создать школу социального партнерства, школу знаний и радости.Наш микрорайон ГПЗ-23 расположен далеко от центра города, отсюда трудно добираться до учреждений дополнительного образования, театров, музеев, кино и т. д. И мы поняли, что для нас важно создать такой комплекс образовательных услуг, чтобы дети имели возможность полноценно развивать свои способности в стенах школы. Также очень важно, чтобы школа имела собственное лицо, являлась авторитетным образовательным учреждением в муниципальной системе образования, чтобы родители, жители нашего микрорайона, захотели привести к нам своих детей, зная, что 26-я готова выполнить их социальный заказ. В итоге коллективом школы была создана программа развития, которая состоит из нескольких проектов. Формат проекта был выбран не случайно. Он предполагает экспериментальную, исследовательскую работу, определяет возможные риски и пути их преодоления, позволяет вносить изменения в ходе его реализации.О каком бы направлении развития школы я сейчас ни говорила, мое твердое убеждение: учитель – центральное звено образовательного процесса. Именно так называется наш проект по совершенствованию учительского корпуса школы, и он является приоритетным.Начиная работу над реализацией этого проекта, мы осознавали, что в большинстве случаев наш учитель – женщина, которая работает на 23-28 часах педагогической нагрузки в неделю, не имеет времени и возможности читать периодическую литературу по актуальным вопросам педагогики и методики, имеет стаж педагогической работы более 15 лет. По большому счету она уже устала от такой работы и такой зарплаты, не чувствует поддержки государства, общества, администрации школы и своего коллектива.Исходя из этих фактов, были выстроены основные направления работы: реструктуризация научно-методической службы школы, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, моральное и материальное стимулирование, привлечение в школу молодых учителей.- Коллектив – явление разнородное, каждый по-своему воспринимает нововведения. Не приходилось ли сталкиваться с сопротивлением со стороны педагогов? – Большинство учителей, особенно с большим стажем работы, – люди с твердым убеждением в своей правоте. Многолетняя педагогическая деятельность научила их, что главная задача – давать, а иногда и заталкивать знания в головы учеников. Преодолеть этот стойкий педагогический консерватизм – задача не из легких. Для этого администрация школы разработала цикл педагогических советов, лекций, практических занятий, тематика которых была крайне разнообразна и охватывала различные стороны современной педагогики и методики. Вот лишь некоторые темы: «Компетентностный подход в обучении», «Учитель-профессионал, какой он?», «Оценочная деятельность учителя. Плюсы и минусы», «Анализ и самоанализ урока. Типичные ошибки» и т. д. Так у наших педагогов появилась возможность ознакомиться с новинками педагогической и методической российской и зарубежной мысли и закрепить новые знания на практике. Сейчас даже самые «сопротивляющиеся» осознали, что работать по-новому интересно и нужно.- А где же сегодня искать молодые кадры, ведь выпускники педагогических вузов с трудом идут в школу?- В Вологодском государственном педагогическом университете ежегодно проводится весенняя ярмарка вакансий. Наша школа уже два года принимает в ней участие. Кроме того, с ВГПУ заключен договор социального партнерства, и мы проводим занятия педагогической интернатуры. У нас есть возможность дополнительно выплачивать молодым специалистам 2,5 тысячи рублей ежемесячно как стимулирующую часть заработной платы. В результате с 2011 года к нам в школу пришли работать 12 молодых специалистов, и ни один из них за это время не ушел.Мы возродили педагогическое наставничество. Все молодые учителя закреплены за опытными педагогами. Причем мы не навязываем наставников, пары складываются сами собой из людей, которым комфортно работать вместе. У старших товарищей опыт и мастерство, у молодых – азарт и желание пробовать что-то новое.На сегодняшний день наши молодые учителя – победители, призеры и дипломанты городского и регионального конкурсов «Педагогический дебют». А учитель начальных классов и английского языка Ирина Жук вошла в пятерку победителей Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2012». В то время стаж ее педагогической деятельности составлял лишь полгода. Кстати, работу у нас Ирина Александровна нашла через сайт школы.На сегодняшний день практически все наши «девочки» и «мальчики» аттестованы на первую квалификационную категорию или готовятся к аттестации. Мы лелеем и пестуем каждого, кто решил посвятить свою жизнь нелегкой профессии учителя, и в ответ получаем качественную работу и уважение.- Лариса Валерьевна, это действительно значимые достижения. А каков их «рецепт приготовления»? – Во-первых, мое твердое убеждение – коллектив должен понимать и принимать то, что задумано, то, к чему мы стремимся. А для этого необходимо говорить, разъяснять подчиненным свою позицию так, чтобы все поняли, зачем все эти изменения. Когда это произойдет, они обязательно пойдут за тобой и поддержат во всех начинаниях.Во-вторых, еще в самом начале моей административной деятельности мне пришлось решать вопросы морального и материального стимулирования. В нашем коллективе были педагоги, показывавшие прекрасные результаты, многие годы отдавшие школе, но не имевшие ни наград, ни званий.Моральное стимулирование для учителя иногда бывает важнее материального. Но в нашей школе педагоги знают, что работать хорошо, занимать активную позицию в коллективе также выгодно и с финансовой точки зрения. Мы разработали собственную балловую систему начисления стимулирующей части заработной платы педагогов. И количество баллов, заработанных учителями, неуклонно растет. – Какие еще проекты у вас реализуются?- В рамках проекта «Открытая школа» мы ежедневно обновляем сайт школы. Каждый посетитель имеет возможность задать мне вопрос на волнующую тему. За три года мы получили почти 400 вопросов от родительской общественности. Также сайт дает нам возможность проведения интерактивных опросов.Обновляется компьютерная база школы. Сегодня у нас есть пять интерактивных досок, 69 компьютеров, два мобильных компьютерных класса, половина кабинетов оборудованы мультимедийными установками. Причем федеральные и региональные средства были выделены на оборудование для начальной школы в рамках введения новых ФГОС, а все остальное мы приобрели сами. Нам помогают администрация Вологды, управление образования, но мы также пытаемся привлекать внебюджетные средства. И речь идет не о средствах родителей, хотя родители нам тоже помогают, за что мы им очень благодарны. Мы работаем с фирмами, и большинство руководителей фирм нам в помощи не отказывают. За счет этого обновляем базу и участвуем в различных конкурсах. На средства муниципальных грантов оборудовали тренажерный зал, и теперь дети и педагоги могут абсолютно бесплатно заниматься спортом. Кроме того, сделали ремонт малого спортзала, а в этом году на территории нашей и соседней школы был построен общий современный стадион.Я всегда стараюсь продемонстрировать наши достижения, поделиться нашими наработками. Например, свою программу развития и промежуточные результаты ее реализации мы послали в журнал «Управление качеством образования», и она была опубликована. Также мы поучаствовали во всероссийском заочном конкурсе образовательных систем «Управленческий ресурс». Недавно узнали, что я стала лауреатом этого конкурса и получила серебряную медаль.Помимо прочего, Управление образования Вологды доверило нам проведение семинара «Программа развития образовательного учреждения как системообразующий фактор управления качеством образования» для руководителей образовательных учреждений города. Сказать, что я переживала – ничего не сказать. Всего четыре года «директорствования», а на семинар придут опытнейшие директора городских школ. Однако по итогам семинара школа получила высокую оценку. – Для вас это, наверное, является самой лучшей наградой?- Вы знаете, я сама учитель, и мне понятно, чего хочет учитель. Он хочет ясности и понимания, с одной стороны, и признания, с другой. Если все складывается, если он понимает, что о нем заботятся, то все непременно получается. Каждая победа наших учителей – это для нас подарок. А еще большей наградой является то, что мои учителя мне нередко говорят: «Лариса Валерьевна, опирайтесь на нас в любой ситуации. Мы всегда с вами».Вологда
Комментарии