search
main
0

Мышление как способ жизни. Что такое МД-педагогика

Обычная педагогика добивается освоения детьми предметного материала, нацелена на стандартный результат – предметные знания, умения, навыки (ЗУНы). Основным механизмом учения при этом является память. Как обучать, чтобы формировать у детей высшие способности? Обычная педагогика исходит из того, что знания можно передавать от учителя к ученику. Но собственно знание всегда выводится самим человеком…

Воспитать творчески мыслящего человека можно, но для этого нужно ответить на один вопрос: «Что такое мыслящий человек?». По мнению Г.З.Пименова, директора кемеровской школы №38, мыследеятельностная педагогика так отвечает на этот вопрос: «Человек, способный владеть своей мыследеятельностью, то есть в ситуации неопределенности способный создать такую мыслительную конструкцию, которая выступит для него средством успешного действия».

Разработчики МД-педагогики считают, что, овладев определенной педагогической технологией, учитель сможет обучать детей мышлению. Технология в виде пакета мыслительных средств, таких как анализ, рефлексия, моделирование, проектирование, планирование, разрабатывается уже более десятка лет.

По системе мыследеятельностной педагогики работает целый ряд образовательных учреждений Москвы, включая детские сады и учреждения начального и среднего образования, а также Московский институт открытого образования и факультет образовательной политики в Британско-российском университете. Направляет эту работу Институт инновационных стратегий развития общего образования. Юрий Вячеславович Громыко возглавляет институт. Доктор психологических наук, один из основателей мыследеятельностного подхода, так отвечает на вопрос о ценности МД-педагогики:

– В современном обществе самой необходимой способностью становится умение учиться. Научить человека учиться – значит развить его способности в процессах коммуникации и понимания, творческого мышления. МД-педагогика продолжает традиции известного педагога и психолога Василия Васильевича Давыдова, который разработал деятельностный подход к содержанию образования и традиции русского философа и методиста Георгия Петровича Щедровицкого. Он ввел термин системно-мыследеятельностный подход.

– Юрий Вячеславович, в чем состоит отличие МД-педагогики от традиционной?

– В российских школах до сих пор используется модель педагогического образования, которая была предназначена для массового индустриального общества. Сегодня наступила эра постиндустриального общества, где важнейшую роль играют СМИ. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером. Результатом такого развития стал особый тип сознания у детей. В этих условиях педагог должен уметь работать по-другому. Он должен научить ребенка жить в информационной структуре и противостоять информационному хаосу. В России важнейшими компетенциями сегодня являются способности действовать, понимать, коммуницировать и мыслить. МД-педагогика описывает их структуру. Она рассчитана на любого ребенка и претендует на массовость, поскольку эти способности в современном обществе нужны человеку. Например, в школах нашей сети мы ввели специальный предмет, где детей обучают правильному обращению с символами и знаками, умению строить и выделять схемы. Эти умения сегодня применяются в разных разделах социально-общественной практики: в бизнесе, в инженерном деле, в политике. Предмет в школе так и называется – «Знак». В общеобразовательном школьном курсе есть предмет «Знание». Здесь ребенка учат разбираться в том, что такое знание, чем оно отличается от незнания и информации.

– Что должен уметь учитель, и каждый ли может преподавать эти предметы?

– Прежде всего педагог должен освоить несколько навыков. Во-первых, умение конструировать элементы содержания образования. Здесь на первых порах ему помогают профессионалы – те, кто уже имеет подобный опыт. Во-вторых, педагог должен научиться сценировать урок. Это значит, что педагог понимает – обучение ребенка происходит в специально созданной ситуации, где у ученика есть его интересы, цели, возможности. В-третьих, педагог должен овладеть элементами антропологической и психолого-антропологической диагностики, потому что ему необходимо постоянно отслеживать, что усваивает ребенок.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте