Данную проектную работу рекомендуется проводить в курсе органической химии как обобщающий урок (окончание 10-го класса), рассчитанный на 2 часа. Основные цели данного урока-игры: актуализация теоретического материала по курсу химии за 10-й класс, а также систематизация умений и навыков, приобретенных учениками за время изучения органической химии. В процессе игры изучаются инженерно-технические основы производства, повышается эрудиция учащихся, пробуждается их творческая фантазия. Проектный метод предполагает включение большого объема материала из разных разделов курса, то есть является интегрированным, позволяет реализовать межпредметные связи химии с математикой, экономикой, технологией, экологией и т.д.
Данная разработка – проект получения некоторых органических веществ традиционным или нетрадиционным методом.
Это групповая работа. Ученики 10-го или 11-го классов делятся на группы примерно по 4-5 человек. Каждой группе предлагается разработать свой проект химического предприятия по производству органических веществ. В качестве примера можно использовать вещества, которые человек часто использует в повседневной жизни, а именно: уксусная кислота, глюкоза, спирт, мыло. Каждая группа состоит из специалистов, необходимых для данного производства: снабженца, рекламодателя, эксперта, заведующего химической лабораторией, технолога (обязанности распределяются в зависимости от уровня знаний детей). Также каждой группе дается определенная сумма денег, необходимая для осуществления задуманного химического синтеза и запуска товара на мировой рынок. Группа работает сообща, но за конкретное действие отвечает конкретный специалист, это воспитывает групповую и индивидуальную ответственность.
Работа состоит из нескольких этапов.
Первый этап. Из предложенного списка (он изображен на доске или плакате) необходимо выбрать исходные вещества и приобрести их по определенной цене (если каких-то веществ не хватает, их нужно синтезировать самостоятельно). Так закладываются химические основы данного проекта. За определение исходных веществ и их приобретение ответственны снабженец и заведующий химической лабораторией.
Второй этап. Ученики должны дать характеристику реакции на каждой стадии производства и подобрать оптимальные условия ее осуществления в промышленных условиях. Для этого следует рассмотреть условия реакции и сформулировать некоторые подходы, позволяющие осуществить реакцию в промышленных условиях. Ответственные: технолог, заведующий химической лабораторией.
Третий этап. Для каждой реакции учащиеся должны предложить конструкции и принципы работы химических аппаратов, в которых можно было бы осуществить эту реакцию. Ответственные: технолог, заведующий химической лабораторией.
Четвертый этап: поскольку процесс включает несколько стадий, их нужно объединить и разработать общую технологическую схему производства, которая позволила бы согласованно работать разным аппаратам, превращая одни вещества в другие и в конечном счете в продукты реакции (уксусную кислоту, глюкозу, спирт, мыло). Ответственный: технолог.
Пятый этап. Полученное химическое вещество необходимо реализовать на мировом рынке. Для этого рекламодатели должны отрекламировать свой продукт химического производства. Ответственные: эксперт и рекламодатель.
И, наконец, шестой этап. Полученный и отрекламированный продукт поступает на реализацию по определенной цене.
В заключение работы каждая группа должна представить отчет, состоящий из двух частей: конструкторская документация на плакатах и пояснительные записки к этим плакатам.
Можно провести конкурс на лучший проект химического предприятия.
Комментарии