Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мягкий деспот. Такому педагогу доску мылом не мажут

Учительская газета, №11 от 21 марта 2006. Читать номер
Автор:

Молодой учитель. Звучит как-то снисходительно. Словно и не учитель вовсе. Но ведь и он тоже педагог, просто без опыта. А молодость, к сожалению, – дело быстро проходящее. Молодым учителям обычно дают не самые хорошие классы. А дети любят молодых учителей и с не меньшим удовольствием издеваются над ними (над теми, разумеется, кто позволяет это делать).

Помню, однажды, на заре педагогического опыта, я никак не могла успокоить свой мятежный 8-й «В», который вообще не хотел видеть во мне учителя и бурно веселился, невзирая на звонок. Мои слова просто тонули в море голосов. И вот, отчаявшись привести класс в чувство, я начала читать стихотворение Пушкина (дело было на литературе). К концу последней строфы что-то там начало доходить до умов моих учеников, и мне все же удалось их сконцентрировать, Пушкин заставил их замолчать. Правда, ненадолго. Но такого издевательства учеников над собой наверняка не потерпела бы моя сегодняшняя собеседница, учитель математики 32-й самарской школы Наталья Нилова.

– Никогда никто надо мной не издевался, пользуясь моей молодостью, – улыбается она. – И доску мылом не мазали, и кнопок не клали. Видимо, просто так меня не возьмешь.

Впечатляют результаты ее педагогической деятельности. Сразу видно, что этот человек – на своем месте и не жалеет об этом.

– У меня никогда не было мысли уйти из школы, наоборот, в школу я ушла из института. Преподавать методику заочникам и элементарную математику первокурсникам мне было скучно.

Только благодаря усилиям Натальи Николаевны некоторые из ее неблагополучных учеников не бросили школу. Злостные прогульщики не пропускают ее алгебру даже в субботу, даже шестым уроком. Постоянно приходят ребята из ее первого выпуска, благодаря которым, правда, в свое время ей пришлось немного пострадать.

– Многие те мои ученики были из неблагополучных семей, шумные. То какой-нибудь кабинет разбомбят, то еще что-нибудь учудят. Так что слез мне тогда хватило, – рассказывает Наталья. – Мы с ними многое пережили, может, поэтому потом хорошо подружились. Между детьми и учителем, особенно если он классный руководитель, обязательно должен быть духовный контакт. Ведь мы не просто учим математике или физике, мы еще и воспитываем.

Наталья Нилова учит своих учеников быть активными, творческими людьми, жить интересной, насыщенной жизнью. Пытается привить уважение к личности учителя. Показывает жизнь в ее разнообразии. Внеклассная жизнь ее учеников бурлит ключом: экскурсии, походы, поездки по разным городам, КВНы и праздники, музыкальные вечера и литературные композиции сменяют друг друга. Ее ученики даже романсы поют, хотя, казалось бы, современные старшеклассники и романсы – две вещи несовместные. Но устроить праздник в классе – это одно, а уметь учиться и получать от этого удовольствие – совершенно другое.

Учиться любят и действительно учатся по-настоящему немногие. И учитель может научить не многому, ведь все когда-нибудь забывается. Привить интерес к предмету – вот главная задача учителя, считает Наталья Нилова. Как это сделать? Разбудить творческую мысль ученика, предлагать ему интересные, нестандартные задания. Интерес к математике развить сложнее всего, думает Наталья. Старается, чтобы ее ученики много времени уделяли самостоятельной мыслительной деятельности. Но разгула страстей на уроке не допускает: при всей доброте и мягкости Наталья Николаевна достаточно жесткий и авторитарный педагог. Иногда даже деспот, считают ее коллеги.

Вот так трудится молодой педагог Наталья Нилова из обычной самарской школы. Не считает себя выдающимся учителем, думает, что вокруг достаточно умных и талантливых педагогов. Не собирается менять работу, мирится с небольшой зарплатой. Участвует в конкурсах профессионального мастерства и побеждает в них: несколько лет назад послала свою работу в Москву, на конкурс «Молодой учитель года», организуемый фондом «Династия», и получила крупную денежную премию в номинации «Педагогический поиск». Ее методические разработки печатают профессиональные журналы.

– Люблю ли я свою работу? – переспрашивает Наталья. – Если честно, я люблю только тряпку и мел. Еще цифры. Но угнетает меня в школе лишь проверка тетрадей.

– Учителя в школу не привлечь и не удержать большой зарплатой, – утверждает она. – Учителем надо быть глубоко в душе. А еще надо иметь стержень. Дети это чувствуют.

Самара


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту