В 90‑е годы прошлого века с падением качества высшего образования по стране в целом возросла его доступность. Среднее специальное, столь популярное в советское время, отошло в тень. Однако в последнее десятилетие благодаря таким значимым чемпионатам, как, например, WorldSkills, престиж и популярность колледжей и техникумов начали возрождаться из пепла. Что же выбрать: вуз или ссуз? Теория или практика? Погружение в науку или более быстрое трудоустройство? Где гарантирован успех? Мнения студентов разделились.
Ксения ВИНОГРАДОВА, студентка 1‑го курса Института информационных технологий и технологического образования РГПУ имени А.И.Герцена, Санкт-Петербург:
Долгие раздумья
– Прежде чем стать студенткой вуза, я раздумывала, пойти учиться в колледж после 9‑го класса или поступать в университет после 11‑го класса. В результате выбрала второе. Если честно, стало жаль времени: учиться в колледже нужно четыре года, а потом, чтобы получить высшее образование, придется поступать в вуз и вновь учиться. Почему я бы все-таки поступала в вуз после окончания колледжа? Наверное, не буду оригинальной, если скажу, что, на мой взгляд, высшее образование предоставляет больше возможностей, формирует другое окружение. Кроме того, после окончания обучения в вузе в рамках целевого набора я уже знаю, где буду трудоустроена, и очень рада, что местом работы станет моя родная школа.
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ, студент колледжа, Великий Новгород:
Гендерное разделение
Я думаю, в наше время девочки чаще поступают в вузы, а парни – в ссузы. Потому что среднее профессиональное образование, во-первых, быстрое – не надо учиться пять лет, как в институте, а только три, максимум четыре года. Во-вторых, больше, чем в вузах, бюджетных мест, много шансов поступить на бесплатной основе. В-третьих, проще учиться. И самое главное – узкая специализация среднего профессионального образования дает возможность потом найти работу по специальности, причем часто с хорошей зарплатой. Например, относительно высокие зарплаты и доходы у автомехаников, сварщиков высокого разряда. А если хочешь быть нормальным мужчиной, иметь авторитет, надо хорошо зарабатывать.
Андрей ФИЛИППОВ, выпускник Колледжа пищевых технологий, Санкт-Петербург:
По воле родителей
Я окончил колледж год назад. Пришел туда после 9‑го класса. Конечно, это было не мое желание, а моей семьи. У меня мама работает поваром-кондитером в крупном супермаркете. Она и посоветовала. Если честно, учиться мне было неинтересно, потому что я мечтал поступить в творческий вуз. Но из школы пришлось уйти, поскольку несколько учителей сказали, что я не смогу сдать ЕГЭ. Практики у нас было много, мы ездили печь булочки на небольшие производства и однажды – на большой комбинат. Не могу сказать, что к нам там относились доброжелательно. Одна повар даже накричала на меня, сказав, что я ей мешаю. Поэтому после окончания колледжа я отслужил в армии и сейчас тружусь подсобным рабочим в строительном магазине. Хочу накопить денег и поступить на платное отделение вуза, куда стремился изначально.
Елена НИКИШИНА, студентка 1‑го курса Российского государственного социального университета, Москва:
Вопрос престижа
Мой выбор – это высшее образование. Я считаю, что оно более престижно, чем среднее, так как многие относятся к людям с дипломом с уважением. У студентов, которые обучаются в высших учебных заведениях, развивается интеллект и расширяется кругозор благодаря разным факторам. Также в университете можно познакомиться с культурными и образованными людьми. Многие востребованные и высокооплачиваемые профессии невозможны без получения высшего образования. На высшем образовании строится ваш карьерный рост в будущем. За время обучения в высшем учебном заведении студент может изучить множество полезных предметов и освоить сразу несколько профессий! Свою специальность выбрала, потому что она основывается на общении с людьми. Я люблю людей и искренне хочу всем помогать! В моей профессии предусмотрена возможность расти и развиваться, оттачивать навыки общения, убеждения, можно узнать многие юридические тонкости!
Мария Р., студентка 2‑го курса Нижегородского педагогического колледжа:
«Побег» от ЕГЭ
Я поступила в колледж после 9‑го класса. Училась хорошо, но мне не хотелось сдавать ЕГЭ по математике, с учителем отношения не заладились, она все время нас запугивала, что мы не сдадим ЕГЭ. И нам это говорила, и родителям. В конце концов мама предложила мне уйти из школы и получить среднее педагогическое образование, а потом, мол, видно станет, нужно учиться дальше или нет. Поступить мне было нелегко. В прошлом году на обе специальности («начальные классы» и «дошкольная педагогика») был бешеный конкурс – на бюджет 11 человек на место. Как потом выяснилось, многие выбрали педколледж по той же причине, что и я. Многих напугали учителя математики.
Я до последнего не была уверена, что меня возьмут на бюджетное место (платно учиться у меня нет возможности), но то, что я из многодетной семьи и мои родители – педагоги, сыграло свою роль, меня приняли. Учиться мне нравится, никто нас не запугивает, наоборот, стараются помочь и поддержать. Вообще обстановка в колледже семейная, но это иногда имеет и свои минусы. Педагоги стараются быть внимательными и заботливыми, ведь у многих студентов родители далеко.
Ангелина ЯКОВЛЕВА, студентка 2‑го курса Омского государственного университета имени Ф.М.Достоевского:
Теория vs практика
Я ушла в музыкально-педагогический колледж после 9‑го класса. Вопреки названию, кроме музыки и педагогики в нем есть и другие специальности, я поступила на дизайн. Тогда мне казалось все ясным, не хотелось тратить время, потому что с 6 лет мечтала стать художником, чтобы раскрасить мир в яркие цвета. Ну и просто устала от школы.
Контраст в отношении педагогов к ученикам в гимназии и колледже, конечно, разительный. В школе ты никто, и если тебя иной раз назовут на «вы», понимаешь, что оступился. В колледже, наоборот, нас уважали, по крайне мере, называли исключительно на «вы», а если вдруг на «ты», чувствуешь некую избранность, будто похвалили. Но в колледже было много практики – рисовали мы ежедневно часами. Я оказалась не готова к тому, чтобы рисование стало моей профессией. Хобби это хорошее, но, наверное, я переросла свою мечту. Ведь вокруг столько интересного!
В школе мне и оглянуться некогда было. Сдала ЕГЭ, ушла из колледжа, поступила в университет. Сейчас учусь на втором курсе факультета культуры. Хотела изучать культуру, университет мне представлялся храмом науки. А у нас опять сплошная практика – танцуем, выступаем перед публикой на всяких городских и районных праздниках. И я, честно говоря, не очень понимаю, чем в таком случае высшее образование отличается от среднего специального.
Софья ГРИГОРЬЕВА, студентка 3‑го курса Россошанского химико-механического техникума, победитель регионального чемпионата WorldSkills Russia, обладатель медальона «За профессионализм в национальном чемпионате», Россошь, Воронежская область:
Результат работы в радость
Я учусь по специальности «мастер отделочных строительных и декоративных работ» с уклоном в квалификацию «облицовка плиткой». Выбрала эту профессию еще в десятом классе. Родители у меня тоже отделочники, поэтому знаю, что работа тяжелая, но справиться можно, в том числе и женщинам. В этой деятельности мне нравятся два момента – и денег можно заработать, и сделать красиво: когда работа выполнена, смотришь на нее, и глаз радуется! Даже если ты не себе это делаешь.
Я живу в общежитии, привыкла к самостоятельной жизни, одной не страшно, я уже взрослая. И у меня есть планы на будущее. Я хочу после окончания колледжа поступать на заочное отделение в вуз на специальность «учитель математики» и одновременно работать как плиточник-отделочник. Папа у меня тоже работал учителем математики, а потом перешел на работу отделочника. Думаю, от него у меня интерес к учительской профессии. Все-таки на стройке очень тяжело работать постоянно. Поэтому надеюсь поступить в вуз и учить детей, хочу, чтобы именно эта специальность стала моей основной.
Преподаватель колледжа помогает мне готовиться к вступительным экзаменам в вуз по математике, мы прорешали экзаменационные задания, надеюсь, это поможет мне при поступлении.
Роман НИКУЛКИН, студент Петрозаводского автотранспортного техникума, Карелия:
Не хватило баллов на бюджет
Мой выбор обусловлен тем, что я не набрал тех баллов, которых хватило бы на поступление на бюджет в высшее учебное заведение. После этого я решил поступить учиться на автомеханика. Захотел попробовать себя в чем-то новом. За год и три месяца, что я учусь, было много интересного, начиная от изучения устройства автомобиля и заканчивая практикой в лаборатории. На данный момент мне нравится обучение вождению в автошколе, которая находится в техникуме. Уверен, перспективы в профессии могут быть, если постараться, конечно.
Ксения Т., студентка вуза, Великий Новгород:
После вуза шире перспективы
Если честно, учиться мне надоело уже в 8‑м и 9‑м классах. Я думала о том, чтобы после 9‑го класса поступить в колледж и потом скорее начать работать. Но у нас в городе не нашлось варианта для меня. Если бы я была мальчиком, то, может быть, поступила бы в строительный колледж или стала автомехаником. А для девочек варианты среднего профессионального образования в Великом Новгороде только такие: педагогический, медицинский, торговый, химический или юридический профили. При этом не все они подразумевают поступление после 9‑го класса, есть такие профили, на которые можно поступить только после 11‑го. Я бы выбрала последний из перечисленных профилей, юридический, потому что в школе мне всегда нравились обществознание и право. Хотела после этого колледжа поступать на юрфак и параллельно работать. Но оказалось, что, во-первых, данная специализация колледжа подразумевает подготовку помощников юриста, то есть, по сути, просто секретарей. А во-вторых, моя мама позвонила в приемную комиссию Новгородского государственного университета, и там ей сказали, что после ссуза практически нет шансов поступить на бюджетное отделение юрфака. Так что я окончила все-таки одиннадцать классов и отправилась в НовГУ, на философский факультет. На этот факультет мало желающих поступать, конкурса практически нет. После его окончания я планирую поступить в магистратуру и все же получить профессию юриста.
Андрей САФРАНЧУК, студент 1‑го курса образовательного комплекса «Юго-Запад», ТСП «Академическое», Москва:
Важно четко обозначить цели
Пожалуй, вопросы, куда идти после школы, что же выбрать – вуз или ссуз, чем руководствоваться при выборе специальности, волнуют многих. Как человек, который не разочаровался в выборе учебного заведения, попробую помочь отыскать ответ тем, кто нуждается в подсказке. Прежде всего надо понять: независимо от того, что говорят родители и учителя, жизненный путь не всегда проходит через высшее учебное заведение, и колледж – это не приговор, к тому же нет ничего плохого в том, чтобы получать высшее образование после среднего специального. Также очень важно понимать, что же конкретно хочет человек от учебного заведения, так как вузы и ссузы отличаются не только программами обучения, но и спецификой, последние зачастую предусматривают гораздо больше практических занятий, чем первые, что, конечно, очень полезно, к примеру, для учителей. В общем, выбирать ссуз или вуз следует, исходя из специальности, которую хотите получить, понимая важность непосредственно практических умений. Распространенное общественное мнение о том, что высшее образование лучше среднего специального, не имеет значения и реальных оснований под собой.
Теперь поговорим о том, как же выбрать специальность. Распространенное мнение, что профессию стоит получать, основываясь на ее востребованности и заработной плате, ошибочно. Занимаясь тем, что вам не нравится, вы вряд ли добьетесь успеха, и востребованность самой специальности уже ничем не поможет. Успеха всегда добивается тот, кто идет по дороге жизни, не останавливаясь, поэтому нужно выбирать путь, по которому следовать приятно. Поэтому решающий и, если честно, единственный фактор, на который стоит обращать внимание при выборе специальности, – это ваш интерес.
Остался последний вопрос, какое конкретное учебное заведение выбрать, когда вы уже определились со специальностью и поняли, вуз или ссуз. Здесь все максимально просто: почитайте про учебные заведения, в которых есть нужная вам специальность, посетите дни открытых дверей лично или дистанционно, с помощью цифровых платформ.
Дмитрий, студент Финансового университета при Правительстве РФ, Москва:
Мой выбор был предопределен заранее
На девятом году обучения в школе перед выпускниками основного общего звена школы встает вопрос об их будущем. Школьники должны принять решение, что для них будет более полезно – пойти в 11‑й в класс и поступить в вуз или же все-таки получить среднее профессиональное образование в колледже или техникуме. Для меня эта проблема никогда не была актуальной. С самого детства я знал, что по окончании 11 классов обязательно буду поступать в университет.
Кто-то может выразить мнение об отсутствии необходимости получать высшее образование, ведь в современном мире существует множество других способов построить впечатляющую карьеру и открыть для себя двери в светлое будущее. Несмотря на это, и я, и мои родители, совместно с которыми я принимал решение, видели необходимость в получении мной именно высшего образования. Первым аргументом родителей являлся престиж, которым обладает специалист с вузовским образованием. Вторым плюсом учебы в вузе можно назвать их уверенность в моем таланте и желании моей полнейшей самореализации как в профессиональном, так и в научном плане. Мне и самому всегда хотелось постараться освоить хотя бы одну из фундаментальных наук, что, по моему мнению, невозможно в колледжах.
Также стоит сказать и о проблеме, с которой чаще всего можно столкнуться в 9‑м классе. Человек в 15‑16 лет слабо понимает, чего он действительно хочет. Поэтому для многих выбор профессии в этом возрасте может стать серьезной ошибкой. К слову, я в свои 15 лет плохо понимал, чем действительно хочу заниматься. Мне нравился большой спектр дисциплин – от биологии и химии до математики и экономики, что только затрудняло выбор учебного заведения и тем более факультета. Ближе к концу 10‑го класса мои мысли и желания стали яснее, и я решительно начал готовиться к поступлению в экономический вуз.
Теперь расскажу о своих личных мотивах. Мне примерно с 14 лет хотелось поехать учиться в один из двух мегаполисов нашей страны. Такое желание не совсем совместимо со средним профессиональным образованием, так как чаще всего родители не готовы отпустить своего ребенка в 16 лет далеко от себя и родного города. А еще одним желанием, будоражившим мне мозг, было стремление познакомиться с новыми людьми, у которых со мной будет много общего, чтобы мы могли мотивировать друг друга, идя к общей цели. Сейчас я учусь на первом курсе Финансового университета при Правительстве РФ, и пока меня абсолютно все устраивает. Получилось именно так, как я хотел.
Гутмилляр А., студентка 1‑го курса образовательного комплекса «Юго-Запад», ТСП «Академическое», Москва:
Я не стесняюсь спросить совета
Как правило, мы оканчиваем школу в 17 лет и не можем до конца понять, кем хотим быть. Нам хочется получить отличное образование, чтобы работать на высокооплачиваемой должности, но мы еще не понимаем, в чем мы лучшие, чтобы двигаться и развиваться в данном направлении. В 10‑м классе нам нужно решить, какие экзамены мы будем сдавать, определяемся, как правило, с помощью родителей, и начинается подготовка. После того как экзамены сданы, необходимо выбрать учебное заведение, и дети снова обращаются за помощью к мамам и папам. Они обычно предлагают варианты, которые интересны самому ребенку, и выражают уверенность, только если разбираются в сфере.
Выбор учебного заведения начинается с направления, после этого ищутся вузы и колледжи. Конечно, каждому подростку хочется занять бюджетное место, но иногда не получается, и вчерашний школьник поступает на платное отделение. Некоторые дети не хотят обращаться за материальной помощью к родителям, хотят преодолеть трудности сами, поэтому выбирают колледж. Другие поступают в ссуз, потому что только там изучается конкретная и нужна им специальность.
В этом году я подавала документы сразу в несколько колледжей на ряд направлений. Меня приняли во все на бюджет, и я не могла выбрать, на чем остановлюсь, потому что все специальности, пусть и разные, были для меня интересны! Родители начали помогать мне в принятии решения, искать все плюсы и минусы учебных заведений. Больше всего плюсов мы обнаружили в специальности «эколог», потому что это очень увлекательное направление, очень востребованное в наше время.
Из всего сказанного можно сделать вывод: для того чтобы определиться с выбором учебного заведения, нужно не стесняться просить помощи у педагогов и родителей. Они попытаются помочь вам принять правильное, оптимальное для вас решение.
Анастасия ВОЩИНСКАЯ, студентка 1‑го курса факультета архивоведения и документоведения, МИРЭА:
Решающий фактор – уровень культуры
Лично мой выбор пал на вуз, так как в наше время высшее образование – это один из главных факторов перспективного развития. Оно помогает устроиться на хорошо оплачиваемую работу, но, к сожалению, этот принцип имеет обратную силу в России. Увы, образование в нашей стране не позволяет людям со стопроцентной вероятностью получить престижную должность, так как работодателю важны не «корочки», а опыт и навыки, которые не дают многие российские вузы. Высшее образование, безусловно, повышает уровень культуры человека, а также в вузе учат элементарным манерам, например стучать в дверь, перед тем как войти, прививают интерес к науке. Выбранная мной специальность документоведа является востребованной, существует большое количество различных документов, которые требуют конкретики и грамотности оформления.
Артем С., студент 2‑го курса факультета АСУ, Нижегородский технический университет:
Хочу поработать и понять себя
Я сейчас в академическом отпуске, хотел совсем уйти, потому что мне не нравится учиться, но родители уговорили взять тайм-аут на год – уйти в академ, а там принять решение, покинуть вуз совсем или продолжить обучение.
Скажу честно, меня все не устраивает: и программа, и преподаватели, и их требования. Честно говоря, я ждал совсем другого, поэтому учиться мне не хочется. Школу я окончил хорошо, мне не очень трудно было сдавать экзамены по физике и математике, то есть я не считаю себя глупым или плохо подготовленным. Дело в том, что все, что нам дают, совершенно не коррелируется с избранной специальностью. Преподаватели в большинстве своем пожилые, они совсем не в теме. Мне бы хотелось учиться у тех, кто владеет специальностью, а не гонит рутину. Уже прошел почти год, мне нужно в декабре принять решение, и я склоняюсь к тому, чтобы бросить эту учебу, найти себе что-то другое. Возможно, сначала поработать и понять, чего я хочу.
Комментарии