search
main
0

Мы вместе

Три года – это много или мало, для того чтобы понять важность и необходимость профессионального объединения учителей-словесников столицы? С одной стороны, это совсем небольшой временной отрезок, если, например, сравнить с деятельностью таких авторитетных организаций филологов, как Международная ассоциация преподавателей русского языка (МАПРЯЛ) и Российская ассоциация преподавателей русского языка (РАПРЯЛ). С другой стороны, за три года Московская ассоциация смело заявила о себе в СМИ, достойно выполнила многие возложенные на нее функции.

В​есной 2011 года тогдашний заместитель руководителя Департамента образования Наталья Шерри обратилась на кафедру филологического образования Московского института открытого образования (МИОО) с просьбой начать подготовку мероприятий, связанных с объединением предметного сообщества учителей русского языка и литературы столицы и дальнейшим созданием региональной ассоциации. Процесс был запущен незамедлительно. Тем более что кафедра филологического образования МИОО имела на тот момент широкий выход к учительству Москвы. Собственно говоря, объединение словесников и произошло в кратчайшие сроки именно потому, что кафедра филологического образования МИОО создала вокруг себя некий костяк учителей-профессионалов прежде всего за счет того, что плотно занималась формированием базы экспертов для проверки работ государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе; курировала крупные проекты в системе столичного образования (организация и проведение городского конкурса «Лучшая библиотека образовательной организации»,  работа школы юного филолога, успешная реализация культурно-образовательного проекта «Литературный венок России», деятельность городской экспериментальной площадки «Теория и методика формирования филологической культуры субъектов учебно-воспитательного процесса на основе сочетания традиционного и инновационного изучения русского языка и литературы»); проводила курсы повышения квалификации, на которых обучала более 70% московских учителей русского языка и литературы.    В сентябре 2011 года в стенах Московского Дома учителя состоялось учредительное собрание, на котором были приняты судьбоносные решения: – создать региональную общественную организация и дать ей довольно символичное название – «Независимая ассоциация словесников» (РОО НАС);- зарегистрировать ассоциацию в Министерстве юстиции Российской Федерации; – выбрать совет организации (в него вошли такие известные столичные педагоги, как  Евгения Абелюк, Ольга Брюханова, Наталья Генералова, Светлана Лаврищева,  Ольга Мончаковская) и его председателя  (на тот момент учителя русского языка и литературы  школы №1400, кандидата педагогических наук, обладателя гранта мэра Москвы, лауреата Премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды  Романа Дощинского. – Прим. «УГ-М»). РОО НАС стала первой организацией учителей-предметников столицы, которая приобрела юридическую оформленность, банковский счет. Было очевидно, что подобная организация должна быть поддержана и  самим профессиональным сообществом, и Департаментом образования, и ведущими организациями, подведомственными департаменту (на тот момент – Московским институтом открытого образования, Московским центром качества образования, ГОМЦ «Школьная книга», редакцией «Учительская газета-Москва»; сегодня еще и Центром педагогического мастерства, Московским городским педагогическим институтом, Московским институтом развития образования, городским методическим центром), и директорским корпусом столицы (членами ассоциации стали и директора успешных образовательных комплексов города – по образованию учителя русского языка и литературы Стелла Цимбалюк, Александр Артемьев), и крупными издательствами (друзьями и партнерами ассоциации с самого момента ее рождения стали издательства «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф», «Экзамен», «Интеллект-центр»).Началась непростая кропотливая работа по созданию статуса, имиджа и веса ассоциации. Главным лозунгом руководства ассоциации стали слова: «Мы сотрудничаем со всеми! У нас нет врагов!» И если всерьез говорить о том, когда на самом деле был запущен процесс демонополизации в системе столичного образования, я полагаю, что есть смысл утверждать: в том числе вместе с появлением ассоциаций учителей-предметников.Надо отметить, что по аналогии с ассоциацией, объединившей учителей русского языка и литературы, стали появляться ассоциации и других учителей-предметников. Во всяком случае, к началу 2012 года в Москве были зафиксированы 18 предметных ассоциаций. Некоторые из них тут же регистрировали их в качестве юридических лиц (например, РОО «Ассоциация библиотекарей образовательных учреждений Москвы»), другие  создавали региональные отделения всероссийских ассоциаций (так произошло с историками и географами). На определенном этапе возникла необходимость объединения всех предметных ассоциаций Москвы, так была создана Единая независимая ассоциация педагогов (РОО ЕНАП), которую возглавила учитель французского языка  школы №19 им. В.Г.Белинского, председатель Ассоциации учителей иностранных языков Екатерина Морозова. Таким образом, на сегодняшний день РОО НАС юридически стала структурным подразделением РОО ЕНАП, что немаловажно в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, ключевым требованием которых можно считать межпредметность и метапредметность школьного образования. Для того чтобы по-настоящему реализовать идеи межпредметности и метапредметности, должен быть отлажен механизм общения учителей-предметников друг с другом. РОО ЕНАП и стала в свое время удобной площадкой для организации профессионального диалога.Каждый год в деятельности Московской ассоциации учителей русского языка и литературы добавлял работы и создавал поводы для проявления общественно-профессиональной активности. В 2013 году прежде всего усилиями московских коллег была учреждена Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка», в состав которой вошли региональные отделения из более 50 субъектов Российской Федерации. Президент страны, наш национальный лидер Владимир Путин обратился к участникам ее учредительного съезда: «Считаю создание Ассоциации учителей русского языка и литературы востребованной, отвечающей духу и запросам времени инициативой, важным шагом в консолидации учителей-словесников вокруг единых целей и задач. Искренне рассчитываю на вас, вашу активную жизненную позицию, истинный профессионализм и подвижничество». На тот момент никто не предполагал, что деятельность созданной организации окажется в центре решения особо значимых государственных вопросов, ведь не секрет, что у истоков изменений в преподавании русского языка и литературы (введение выпускного сочинения, изменение формата ЕГЭ по русскому языку, старт обсуждения концепции школьного филологического образования в России) стояли инициативы, впервые обозначенные и четко сформулированные общественными деятелями именно нашей ассоциации. Каковы же конкретные результаты трехлетней деятельности Московской ассоциации учителей русского языка и литературы? Во-первых, ассоциация ежегодно старалась проводить мероприятия, которые были ориентированы именно на категорию учителей русского языка и литературы и повышение их профессионального уровня. Причем эти мероприятия не менялись из года в год. Перед нами, по сути дела, выстроилась целостная и стабильная картина профессионально ориентированных мероприятий, проводимых под эгидой ассоциации:    январь – ежегодный турнир знатоков русского языка, истории и культуры (среди педагогов и библиотекарей);    февраль – ежегодный научно-практический семинар «Встреча с издателями: вопросы и ответы»;    март – ежегодные Московские методические чтения «Фестиваль методических идей»;    август – ежегодный форум педагогического актива Москвы;    октябрь – ежегодный межведомственный круглый стол «Итоги ОГЭ и ЕГЭ в текущем году и обсуждение демоверсий следующего года»;    декабрь – ежегодная международная конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество».Во-вторых, в  проведении мероприятий было налицо внимание ассоциации к работе со школьниками. Стоит подчеркнуть, что речь идет не только о талантливых, одаренных, высокомотивированных учащихся, а в целом о школьниках, учащейся молодежи. Именно на них рассчитаны такие массовые мероприятия ассоциации, как:    апрель – ежегодный городской конкурс «Читаем вместе в классе и семье» (проводится каждый год в разных форматах, но особенно полюбилась ребятам форма литературного квеста; при этом большинство заданий разрабатывают сами учителя в рамках конкурса метапредметных контрольно-измерительных материалов, проводимого под научным руководством Московского центра качества образования);    июнь и ноябрь – ежегодный Всероссийский словарный диктант (проводится в два этапа: 6 июня приурочен к Дню русского языка, 22 ноября – к Дню словаря);    декабрь – ежегодная городская детско-взрослая метапредметная читательская конференция «Современная литература и я-читатель» (эту конференция мы рассматриваем как средство приобщения юных читателей к современной литературе, а также как источник информации о современных авторах для учителей-словесников; в 2011 году в школе №1227 стартовала первая  читательская конференция по книге Рубена Гонсалеса Гальего «Белое на черном»; в 2012 году эстафету приняли Московский институт открытого образования – конференция по книге Дмитрия Балашова «Великий стол» – и  школа №739 – конференция по книгам известных белорусских авторов Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее», «Правдивая история Деда Мороза» и «Гимназия №13»; в 2013 году IV читательскую конференцию по книгам современной писательницы Дины Сабитовой «Сказки про Марту», «Где нет зимы», «Три твоих имени» принимала школа №1231; в 2014 году конференция проходила в школе №1251 и была посвящена обсуждению повестей Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и «Гвардия тревоги»).В-третьих, деятельность ассоциации с самого начала была направлена на продвижение передовых педагогических практик московского образования в регионы Российской Федерации и за рубеж. Очень тесные контакты Московской ассоциации сложились с такими регионами, как Ярославская область, Вологодская область, Ульяновская область, Республика Татарстан. Общими усилиями были проведены мероприятия, реализованы совместные проекты, которые широко освещали СМИ.Особую значимость в нынешних социально-политических условиях приобретают установленные контакты: Москва – Грозный, Москва – Махачкала, Москва – Сухум, Москва – Цхинвал. Эти регионы очень нуждаются в реальной методической помощи московских коллег. При поддержке Рособрнадзора, Федерального института педагогических измерений мы запустили программу проведения специальных вебинаров, выездных семинаров учителей русского языка и литературы Москвы на базе образовательных организаций Северного Кавказа. Не менее интересными оказались наши международные проекты, осуществляемые вместе с Департаментом внешнеэкономических и международных связей, издательством «Златоуст», Московским государственным лингвистическим университетом, Центром международного образования МГУ:    в 2012 и 2013 годах дважды члены ассоциации ездили в Камчию (Болгария) для организации и проведения тематической смены для детей и подростков в санаторно-оздоровительном комплексе Правительства Москвы;    неоднократно Московская ассоциация в рамках международных программ по проведению мастер-классов и общественных акций, направленных на продвижение русского языка, взаимодействовала с коллегами из Латвии, Эстонии, Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Чехии, Франции, Испании.Нельзя не упомянуть об особой роли ассоциации, которую она сыграла в процессе присоединения Крыма к России. Никто из членов ассоциации не сомневался в важности поддержки учителей русского языка и литературы молодой республики. При тесном контакте с Федеральным институтом развития образования была создана мобильная система повышения квалификации работников образования Республики Крым. В летний период, накануне начала  нового учебного года, задуманная система была воплощена в жизнь, что очень помогло учительству региона без стрессов и с наименьшими потерями адаптироваться к работе в новых образовательных условиях. А итоги курсов повышения квалификации были подведены на специальном мероприятии 28 августа 2014 года в Симферополе –  на августовском педагогической конференции учителей истории, русского языка и литературы и руководителей методических служб Республики Крым и Севастополя, посвященном возвращению Крыма в Россию, 100-летию начала Первой мировой войны.В-четвертых, ассоциация с самого первого дня своего существования оказалась в центре экспертно-аналитической деятельности, организованной в системе столичного образования. Ассоциация так выстроила взаимоотношения с ведущими организациями, что сегодня трудно себе представить ситуацию, когда будут приняты те или иные документы или сформированы те или иные группы экспертного сообщества без привлечения мнения рядовых членов ассоциации. Например:    учебно-методические комплексы по русскому языку и литературы, попавшие в Федеральный перечень учебников, проходили общественную экспертизу силами членов нашей организации;    члены ассоциации проводили экспертизу примерных программ, созданных НИИ столичного образования при МГПУ;    контрольно-измерительные материалы, разработанные сотрудниками Московского центра качества образования, в течение трех лет проходили экспертную оценку членов Московской ассоциации;    эксперты для проверки работ государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе по большей части  те, чьи кандидатуры прошли через оценку коллег-профессионалов из ассоциации;    эксперты для жюри конкурса сочинений, организованного Московским институтом развития образования и «Учительской газетой-Москва» в 2014 году, также были подобраны из членов нашей ассоциации;    для методической поддержки возвращения сочинения как формы итоговой аттестации российских школьников эксперты ассоциации были включены в федеральный проект «Актуализация системы повышения квалификации учителей русского языка и литературы, обеспечивающих педагогическое сопровождение детей – участников Всероссийского конкурса сочинений» под научным руководством специалистов Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования;    стало доброй традицией и то, что к подготовке контрольно-измерительных материалов для проведения школьного и окружного туров всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе Центр педагогического мастерства привлекает членов нашей ассоциации;    наконец программы повышения квалификации, утверждаемые на уровне Московского института открытого образования, также проходят через «сито» одобрения членов ассоциации.Дополнительные возможности для влияния на преподавание русского языка и литературы появились в связи с тем, что члены московских ассоциаций учителей-предметников вошли в состав общественных палат, общественных советов, общественных комиссий, рабочих групп различного уровня и ранга.В-пятых, совершенно уникальная миссия ассоциации заключается в том, что только она создает для учителей русского языка и литературы неформальную, психологически комфортную и юридически поддержанную профессиональную среду. Почему это особенно важно подчеркнуть? Сегодня мы имеем дело с катастрофическими темпами старения педагогических кадров и отсутствием в связи с этим соответствующей молодой смены. Более того, даже если рассматривать возраст 30-40 лет (а это, с точки зрения психологов, достаточно неплохой возраст в профессиональном плане: уже накоплен педагогический опыт, учитель считается более творческим, вполне состоявшимся и гармоничным, в общем, настоящим квалифицированным специалистом!), наметилась негативная тенденция, связанная с угасанием профессиональной активности, колоссальным эмоциональным выгоранием учительства вплоть до признаков пессимизма, отчаяния, озлобленности.  Ассоциация ставит перед собой в том числе задачу исправления такой ситуации. На наш взгляд, в непосредственном общении учителей друг с другом, при грамотной организации этого процесса лидерами ассоциации наметившуюся негативную тенденцию все-таки можно переломить. Ассоциация – это место, где люди могут выплеснуть отрицательную энергию, поговорить по душам, набраться внутренних сил и вдохновиться на новые педагогические подвиги. Не знаю, насколько правомерно такое сравнение с этической точки зрения, но ассоциацию в этом смысле можно действительно сравнить с профессиональным храмом, куда приходят каждый со своими проблемами и где под руководством наставника пытаются их непременно решить теми или иными способами.Подводя итоги трехлетней деятельности ассоциации, хотелось бы сказать также о наших планах на будущее. В первую очередь следует сохранить все те мероприятия, которые  ассоциация успешно проводила ранее. В Год литературы ассоциация готова включиться в реализацию грантовых программ некоммерческих неправительственных организаций, проводимых в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации «Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».Особого внимания и ответственного отношения требуют формирование и развитие современных общественно-профессиональных форм контроля и надзора в сфере образования. Необходимо совместными усилиями власти и членов ассоциации продумать, каким образом профессиональное сообщество может участвовать в независимых мониторингах системы столичного образования, а также в коррекции принимаемых документов, когда они еще существуют на уровне проекта. Мы надеемся на то, что все задуманное выглядит перспективно и привлекательно в предстоящий Год литературы и будет в полной мере реализовано в 2015 году. Роман ДОЩИНСКИЙ, председатель РОО «Независимая ассоциация словесников», член Общественной палаты РФНаши контактыАдрес: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.Телефон: 495-246-01-98 (пн.-пт. с 10.00 до 18.00).E-mail: aurilm@yandex.ru Сайты: http://aurilm.blogspot.com, учитель-словесник.рф

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте