Ничто не заменит нам роскошь человеческого общения. Нормального. С глазу на глаз, без посредничества экрана. Эта мысль невольно приходила мне в голову, когда я ехала на 11‑й Международный фестиваль школьных учителей в Елабугу. Он проводится ежегодно, начиная с 2010 года, лишь в прошлом году не состоялся по всем понятным причинам. Нынешней весной у организаторов – Казанского федерального университета и Правительства Республики Татарстан – тоже не было уверенности, что получится собрать учителей в августе, но все понимали, что нет смысла переводить фестиваль в онлайн-формат. Потому что это прежде всего общение. Разговор единомышленников-профессионалов, причем доверительный и на равных, поверх каких бы то ни было барьеров и стен. Дима Зицер, писатель, публицист и педагог, директор школы «Апельсин», один из почетных гостей фестиваля, назвал такое общение лабораторией. «Мы с вами можем говорить обо всем, даже о том, о чем принято молчать, задавать друг другу самые серьезные вопросы, поскольку наш разговор проходит за закрытыми дверями».
Само собой, на фестивале были соблюдены все санитарные требования. Участники уже на этапе регистрации должны были предъявить сертификаты о вакцинации или справки об имеющихся в достаточном количестве антителах. На входе проводились обязательная термометрия и обработка рук, соблюдалась дистанция, ношение маски было обязательным для всех, кроме модераторов и лекторов.
Последнее требование было самым трудновыполнимым. В дни проведения фестиваля в Татарстане царила невозможная жара. Температура в дневные часы доходила до +33 в первый день и до +36 – в третий. Открытые настежь окна и закрытые шторы, мощные вентиляторы, расставленные во всех аудиториях, помогали мало. Тем не менее учителя, а большинство из них люди в возрасте, с проблемами со здоровьем, не уходили с мастер-классов и круглых столов, потому что им было по-настоящему интересно. Сложные погодные условия и эпидемиологическая ситуация не помешали фестивалю состояться, а это говорит о его большом потенциале и жизнеспособности.
Выгоранию(я) – нет!
Одной из главных тем 11-го фестиваля была проблема профессионального выгорания учителей. Ей были посвящены лекции и семинары, вопросам профилактики синдрома усталости уделяли внимание модераторы многих мастер-классов. Оказалось, что подходы к самому понятию «выгорание» не у всех одинаковы. Например, академик РАО Александр Асмолов доказал слушателям, что за синдромом профессионального выгорания стоит потеря смысла учительской профессии. В основе проблемы потеря интереса педагога не к профессии, не к детям, а прежде всего к самому себе. Человек перестает наполняться новыми знаниями, впечатлениями, открытиями, топчется на месте и становится неинтересным сначала себе, а потом и ученикам. Отсюда усталость, беспомощность, конформизм, отсутствие доверия. Конечно, сказывается распавшаяся на наших глазах связь времен. Поколения – цифровое и доцифровое – никогда еще не были так далеки друг от друга. Неизбежная драма «зачем я здесь?» оборачивается разочарованием и равнодушием.
По признанию учителей, собравшихся в огромном зале елабужского Дворца культуры нефтяников, слова Александра Асмолова, его неожиданный взгляд на будни педагога заставили задуматься о самой сути профессии, посмотреть на самих себя через призму не сегодняшнего дня, но будущего. «Нельзя использовать старые карты, чтобы исследовать новый мир» – эти слова Альберта Эйнштейна в числе других светились на большом экране.
О возвращении к сущности профессии, к необходимости ответа на главный, основополагающий вопрос «Зачем я иду к детям, что я им могу дать?» говорил и Дима Зицер. Общался он с учителями в другом формате и в своей провокационной манере, но цель была та же – заставить педагогов посмотреть на себя глазами ребенка, разрушить привычные клише и штампы, которыми себя ограждают некоторые учителя от сложного и многообразного мира. «Педагог должен жить поверх барьеров, которые воздвигают время и власть, и всегда помнить о главном: зачем?» – вот основной посыл выступлений почетных гостей. Простой рецепт? Да. Выполнимый? С трудом, надо признать.
От общего к частному
Более 80 мастер-классов модераторов были посвящены самым разным аспектам профессиональной деятельности. В этот раз организаторы поделили их на 6 блоков, чтобы участникам было легче ориентироваться и выстраивать собственную ежедневную образовательную траекторию: мастер-классы идут параллельно на нескольких площадках, дублируются далеко не все. Блок «Профилактика профессионального выгорания» интересовал почти всех, так же как и «Урок ХХI века». Мастер-классы проводили как теоретики и методисты, так и практики – лучшие учителя, победители и лауреаты конкурса «Учитель года». В нынешнем году в Елабугу прибыла сильная команда: абсолютные победители Алла Головенькина и Лариса Арачашвили, лауреаты Диана Минец из Череповца, Максим Новиков из Екатеринбурга, Наиль Мирсаитов из Казани и победитель конкурса народного признания «Самый классный классный» 2017 года Лилия Ноговицына из Мытищ. Онлайн-мастер-класс дал абсолютный победитель 2020 года Михаил Гуров из Ростова-на-Дону.
Блоки «Комплексный подход к организации медико-педагогического сопровождения образовательного пространства», «Воспитание в ХХI веке: новые вызовы», «Учебник для школы ХХI века» и «Национальное образование» тоже вызвали интерес участников. Обсуждение многих тем, затронутых на мастер-классах, продолжалось в перерывах и вечерами, в неформальной обстановке.
Интересными и полезными для многих стали мастер-классы, обобщающие опыт организации онлайн-обучения и дистанционного общения со студентами и учащимися. Так, например, Марина Коваленко, старший преподаватель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ и Тринити-колледжа в Дублине, член экспертной комиссии по проверке Международной олимпиады молодежи и всероссийских языковых олимпиад, создала на базе ExPeert-платформы эффективную, даже в каком-то смысле прорывную технологию для интеграции экспертной, самостоятельной и пиринговой оценки эссе. На своем мастер-классе она подробно рассказала, как создавалась, апробировалась и совершенствовалась ее модель, какие неожиданные препятствия встретились при ее внедрении и как они преодолевались. И самое главное – участники мастер-класса узнали из первых рук, как применять данную технологию учителям других предметов в своей повседневной практике.
Надо сказать, что все модераторы ФШУ охотно делились своими наработками, скидывали всем желающим свои презентации, давали участникам адреса электронной почты и контакты WhatsApp и Viber, личных страниц в соцсетях, чтобы плодотворное общение не прерывалось в будущем. И это, на мой взгляд, самый важный итог такого рода встреч: мощный импульс к личностному развитию, мотивация к поиску новых методик, начало новых деловых и дружеских контактов.
Встреча друзей
Среди 400 участников фестиваля каждый год встречаешь тех, кто приезжает в Елабугу не первый раз. Многим педагогам нравится формат, сочетающий образовательный и эмоциональный компоненты. Получившие заряд бодрости на весь учебный год уже весной подают заявку на очередной фестиваль и с нетерпением ждут повторения незабываемого праздника. «Повторников» среди участников и модераторов фестиваля довольно большой процент, и это еще раз говорит о том, что организаторы на правильном пути, а формат выбран самый лучший.
Ренат Камалов, учитель математики и информатики, заместитель директора по науке Гимназии Глазова, финалист конкурса «Учитель года»-2018, представлявший Удмуртию, на прошлом фестивале был модератором, в этом году приехал в роли участника и слушателя. Ренат делится впечатлениями:
– Фестиваль собирает лучших. А еще собирает друзей. Фраза банальная, но думаю, что для всех – участников, организаторов, модераторов и даже студентов Елабужского института Казанского федерального университета – это реальность. Так, на прошлых фестивалях я познакомился с учителями года Аллой Головенькиной, Александром Шагаловым и Сергеем Кочережко, а сейчас мы встретились с Дианой Минец и Ларисой Арачашвили. В этом году я пережил уникальный опыт – знакомство с доктором педагогических наук Андреем Иоффе. Каждая его статья для меня – ценность. Свой мастер-класс он посвятил особенностям современного урока. Это открытие для всех учителей, особенно тех, кто готовится к конкурсу «Учитель года».
На фестивале за три дня проходит более 100 мастер-классов, учитель любого предмета найдет то, что ему нужно. За первые два дня я узнал то, что меня интересовало: о структуре урока говорили Андрей Иоффе и Дима Зицер, о работе системы «Сберкласс» рассказала Алла Головенькина, о структуре цифрового портфеля учителя – Диана Минец, о межпредметных связях и развитии интеллекта – Наиль Мирсаитов, о веб-квестах, интерактивном видео – Максим Новиков. Я заранее запланировал посетить эти мастер-классы. На третий день я совершенно случайно попал на мастер-класс по пластилинографике. Ведущие мастер-класса сотрудники кафедры педагогики Казанского университета так владеют аудиторией, что я понимаю: пластилин – это то, чего мне не хватало. Я веду робототехнику у первоклассников, и мелкая моторика рук моих учеников иногда оставляет желать лучшего. Буду использовать пластилин дифференцированно, чтобы разнообразить задания. После этого я посетил мастер-класс учителя физики из города Златоуста. Альбина Ринадовна Хрущева говорила об эвристическом методе в проектной работе, и для меня это снова открытие: простой эксперимент, минимум средств, а я покажу детям, чем проект отличается от поделки.
Не школой единой жив учитель
Многим участникам наверняка запомнятся не только лекции и мастер-классы, но и вкуснейшие завтраки, обеды и ужины в студенческом кафе, интересные национальные блюда, доброжелательные и заботливые студенты-волонтеры, работавшие в качестве помощников и официантов, утренняя зарядка, замечательные церемонии открытия и закрытия фестиваля с блеском талантов, с неподражаемой и неповторимой хозяйкой фестиваля Еленой Ефимовной Мерзон, директором Елабужского института КФУ, вызывающей всеобщее восхищение. Для кого-то самым ярким впечатлением останутся вечерний джазовый концерт оркестра «Визит» под открытым небом на площади перед Елабужским институтом и экскурсии по достопримечательностям города. Особое место в программе занимает Ночь науки, где происходят настоящие чудеса, работают ученые-энтузиасты. Возможно, для кого-то главным событием станет встреча с доктором. Третий раз подряд в дни фестиваля реализуется просветительский проект «Здоровый учитель». Организаторы знают, что педагоги настолько поглощены работой, так перегружены в течение года, что на собственное здоровье у них просто не остается времени, поэтому включили в фестивальную программу лекцию об основах здорового образа жизни и консультации специалистов: неврологов, психотерапевтов, диетологов, эндокринологов, аллергологов, специалистов по позвоночнику и восстановительной физкультуре. Все, кто побывал на лекции и мастер-классах докторов семейной клиники «Танар», постоянного партнера фестиваля, признаются, что не только получили представление о механизме той или иной проблемы со здоровьем, но и узнали о простых и действенных способах избавления от них. Участникам события в канун нового учебного года еще раз напомнили о том, что здоровье человека зиждется на трех китах: полноценном сне, сбалансированном питании и регулярной и разумной двигательной активности. Если хотя бы одному из этих компонентов не уделять должного внимания, результат не заставит себя ждать.
В заключение хочется сказать, что каждый участник увезет с собой много разнообразных впечатлений, знаний, неожиданных наблюдений и открытий и обязательно поделится этим багажом с коллегами и учениками. Хочется верить, что полученный импульс будет действовать долго, до 12-го фестиваля, который непременно состоится в августе 2022 года.
Вера КОСТРОВА, Республика Татарстан, фото автора
Комментарии