search
main
0

Мы школа для мотивированных детей

​Так утверждает директор лучшей российской и московской школы – лицея №1535, возглавляющего рейтинги в отечественном образовании, Татьяна ВОРОБЬЕВА. Кто же работает в лицее, кто составляет его славу? Треть педагогического коллектива лицея – выпускники МПГУ-МГПИ. Многие факультеты педагогического университета имеют давние традиции, дают качественное образование своим выпускникам, хорошее знание предмета. Отчасти поэтому уровень образования у учеников лицея высок, и они успешно поступают в ведущие вузы страны.

Немного истории В нашем здании в 1955 году специальным решением Совета министров СССР была открыта первая в стране школа-интернат с углубленным изучением восточных языков. Первоначально здесь преподавали два восточных языка: китайский и хинди, позже открыли специальную школу-интернат с изучением хинди,  здесь остался только китайский. Задача была –  подготовить кадры для развития будущих отношений со странами Востока, в первую очередь Китаем и Индией. Именно школа-интернат №14  была первой школой в стране с изучением китайского языка, школа имеет давние традиции, ее  хорошо знают в Китае. Дети в интернате находились на полном государственном обеспечении и в отличие от других интернатов страны получали повышенную норму питания. В какой-то момент, в конце 1980-х годов, встал вопрос о выборе дальнейшего пути развития: либо интернат, либо школа с углубленным изучением китайского языка. С одной стороны, на гособеспечении должны быть дети, которые в этом нуждаются, с другой – ребенок должен иметь способности к изучению труднейшего восточного языка. При этом на тот момент мы были уже не единственной школой такого типа. В то время было несколько вузов, где можно было продолжить изучение китайского языка: Институт стран Азии и Африки  МГУ, МГИМО, Институт военных переводчиков. Часто нашим ребятам было крайне сложно поступить в эти вузы, в связи с тем что у них не хватало знаний европейского языка, а  у нас на изучение китайского отводилось до 8 часов в неделю, а европейского – максимум два. Наши выпускники не выдерживали конкуренции с ребятами, которые поступали в институты из языковых спецшкол. К 1990 году стало ясно, что в структуре нашего учреждения нужно что-то менять. В Институте стран Азии и Африки возникла инициативная группа, которая предложила открыть на базе школы-интерната лицей, сделав первым иностранным языком английский, а китайский – вторым языком, усилив подготовку по русскому языку, истории, литературе. Поступление на конкурсной основе в 8-й класс должно было обеспечить выбор учебного заведения, программ обучения в большей степени детьми, а не только родителями. Предложение ИСАА нашло отклик в педагогическом коллективе, в  1990 году были открыты два экспериментальных класса, мы проработали год и показали хорошие результаты. В 1991-м Московский городской комитет образования принял решение об открытии на базе школы-интерната №14 экспериментальной школы-лицея №14, свою историю мы ведем с этой даты. Четыре года мы работали в режиме экспериментальной школы, а в 1995 году успешно прошли аттестацию и стали лицеем №1535, помимо китайского языка сейчас у нас изучается еще и японский. Первый выпуск лицея 1993 года практически весь целиком пошел учиться в Институт стран Азии и Африки, сегодня туда ежегодно поступают порядка 10-12 выпускников. Реалии сегодняшнего дняЛицей развивался, развивались наши контакты с другими институтами и факультетами МГУ. У нас появились первые профили: социально-экономический, историко-филологический. В 2005 году мы начали сотрудничество с Высшей школой экономики,  появились экономико-математическое и социально-гуманитарное направления. Потом появились медико-биологическое направление и сотрудничество с Первым МГМУ им. Сеченова. Это результат нашего слияния со школой №35, где в 1988 году были открыты первые в Москве профильные медико-биологические классы. Совместно с факультетом психологии МГУ мы открыли психологический профиль, а совсем недавно – физико-математический, который сейчас становится все более востребованным. Многопрофильность во многом и есть залог нашего успеха. Первые 12 лет у нас учились с 8-го по 11-й класс, потом мы попробовали набрать 7-й класс, подготовительный. Опыт дал положительные результаты, сейчас набор осуществляем в 7-е, 8-е классы. Мы обязательно набираем 9-е классы с предпрофильной психологической и медико-биологической специализацией, добираем ребят в 10-е классы, которых открываем традиционно больше, чем 9-х. Для нас очень важно, чтобы школа расширялась, ежегодно  мы выпускаем 10-12 классов. У нас есть красивый ритуал посвящения в лицеисты, который проходит в 8-м классе. Эта традиция зародилась в 1990 году. В день лицея – 19 октября – ученики произносят клятвы, им вручаются удостоверения лицеиста. У нас всегда, еще со времен интерната, очень важным направлением  деятельности была музейно-экскурсионная, туристско-краеведческая работа,  так остается до сих пор.  Сейчас появилась олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», а  мы занимаемся этим уже третий десяток лет, то есть какие-то вещи мы предугадываем. Что касается олимпиад, то подготовка к ним – еще одна важная составляющая жизни лицея. В этом году у нас 108 призеров и победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 33 человека по 7 предметам едут на заключительный этап Всеросса, кроме этого, ребята участвуют и побеждают  еще в массе вузовских олимпиад.Для нас всегда было важно, чтобы ребенок мог выбрать второй иностранный язык, элективный курс, объединения дополнительного образования, у  нас их очень много. Наши мальчики и девочки играют в мини-футбол, побеждают в московских соревнованиях, защищая честь округа, есть секции волейбола, баскетбола, настольного тенниса, шахмат, театральные коллективы, ставящие спектакли на разных языках, только что приехал с фестиваля театр на французском языке со своими дипломами и кубками, у нас работает радиостудия, есть пресс-центр. Ребенок должен найти возможность себя выразить, ведь каждый в чем-то одарен, надо просто понять, что ему ближе и в чем он может быть успешен. Но мы нигде не говорим, что мы школа для одаренных детей, мы школа для мотивированных детей.Представление, что в лицее учатся только отличники, неправильно. У нас есть и те, кто имеет тройки, но мы стараемся, чтобы к 11-му классу они были уверены в своих силах, в том, что они окончат школу с хорошими знаниями, поступят в тот вуз, который выбрали. Перед школой стоит задача помочь им определиться, в  этом участвует и наша психологическая служба, у нас 6 педагогов-психологов. Профориентационную работу мы начинаем с начала 9-го класса, в конце которого лицеисты должны выбрать профиль, к 11-му классу основная часть учеников точно знает, куда хочет поступить. Конечно, бывают мечущиеся натуры,  мы разрешаем переходить из профиля в профиль, лучше здесь метаться, чем это делать в вузе, конечно, не просто так, для перехода им нужно досдать разницу в профиле. Часто нам задают вопрос: сколько процентов ваших учеников поступает в вуз? У нас поступают все, проблема может быть лишь в том, что выпускник хотел в один вуз, а поступил в другой.Наша гордость – педагогиУ нас сложившийся педагогический коллектив. В первые годы существования в лицее было около 400 учащихся,  нам казалось, что это предел, мы были одной большой семьей. В 2005 году прошла реконструкция нашего здания, оно стало больше, и мы начали расти, а  в 2008 году мы создали комплекс, присоединив  школу №35. Только сейчас,  через 6 лет,  мы можем сказать, что стали единым коллективом. Это был очень длительный, непростой процесс, ведь когда на  одной территории встречаются разные культуры, традиции, понимание целей и задач образовательного процесса, надо обо всем договориться педагогическим и детским коллективам, это требует колоссальных усилий и времени,  за одну минуту такого сделать нельзя. Я с сочувствием смотрю на директоров, которым приходится объединять вокруг себя 3-4 школы, потому что понимаю, насколько это сложно. Нашу школу отличает то, что мы живем не только сегодняшним днем, а пытаемся выстроить векторы своего развития,  видимо, изначально при создании лицея они были выбраны правильно.Мы избегаем определения лучшая школа России. Мы  школа, которая показывает лучшие результаты образовательной деятельности. У нас есть свои недостатки,  мы о них знаем,  пытаемся их устранять, смотреть дальше и развиваться. Это и определяет наши лидирующие позиции.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте