В поселке Улу-Юл пилят лес. Отсюда до сельского райцентра – 95 километров по тайге. До ближайших городов – несколько дней пути. Лесопилки – главная достопримечательность поселка, где тысяча с лишним населения, одиннадцать улиц и три переулка. А еще – песчаный пляж, кедровый питомник и Улу-Юльская школа.
90% ее выпускников хотели бы жить и работать, не выезжая из родной Томской области. Больше половины из них предпочли бы никуда не уезжать даже из родного поселка. Об этом старшеклассники узнали, проведя между собой социологический опрос.
До сих пор рабочих в Улу-Юл привозили издалека. Хотя директора предприятий предпочитают местных жителей: они лучше приспособлены к суровым местным условиям. Управляющий совет Улу-Юльской школы (в него входят представители главных предприятий поселка и родители учеников) решил изменить систему профориентации в поселке и принципы набора на работу. А для этого – показать старшеклассникам все реальные рабочие места в Улу-Юле, дать им возможность попробовать себя и платить им зарплату. Так родился Центр профессиональных проб – межведомственное объединение, которое ведет просветительскую и социальную деятельность. Его штаб находится в Улу-Юльской школе.
На первый взгляд, это – обычный кабинет школьного психолога: стол, стулья, шкафы. Подростки приходят сюда, чтобы определить свои интересы и способности, получить поддержку психолога, пройти профдиагностику и теоретические занятия по выбранной профессии. Отсюда они отправляются работать на то или иное предприятие поселка.
За каждым закрепляют наставника. На лесопилках, например, школьники знакомятся с технологией работы станков и пилорамы, выполняют несложные и безопасные виды работ, выезжают на производственные площадки и знакомятся с марками лесозаготовительной техники.
Поработав положенное время, подросток заполняет лист самооценки (\”как я вижу себя в этой профессии\”), а педагог – оценивает его деятельность. Это и называется \”сделать профессиональную пробу\”. Не получилось? Можно выбрать другую профессию.
Работают школьники на весенних и осенних каникулах и частично – летом. Специалисты из Центра профессиональных проб составляют для них индивидуальные планы и графики практик. Они же отслеживают рынок труда в поселке. Например, в сельскую администрацию нужны юрист, делопроизводитель, социальный работник, бухгалтер. В лесничество – бухгалтер, экономист, инженер защиты и охраны леса, механик, лесник, лесничий, мастер леса. В аптеку – фармацевт, провизор, лаборант, в детский сад – воспитатель, младший воспитатель, завхоз, рабочий, повар, в ЖКХ – машинист котельных установок, сантехник, диспетчер, сварщик…
В шкафах \”кабинета профессиональных проб\” хранится банк данных о рынке труда в поселке, отчеты школьников и их наставников. А главное – десятки договоров с предприятиями-партнерами. Договоры настоящие: подписи, печати, суммы зарплаты. Школьников действительно принимают на работу.
Конечно, никто из них не может работать юристом или экономистом. В Улу-Юле в ходу понятие \”пассивная практика\” (наблюдение, ведение дневников, анализ проведенного дня). Присутствуешь на рабочем месте, наблюдаешь, делаешь выводы – тоже осваиваешь профессию.
\”Советы школьникам, желающим трудоустроиться\”, вывешенные на сайте школы, предупреждают: продолжительность ежедневной работы не может превышать: для тех, кому от пятнадцати до шестнадцати лет – 5 часов, для тех, кому от шестнадцати до восемнадцати – 7 часов. Для школьников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет во время учебного года – 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 3,5 часа. Многие хотели бы работать и дольше, но это – ст. 94 Трудового Кодекса РФ.
В 2016 году в таежном поселке Улу-Юл работало 25 подростков, в 2017 году – 36. Все вместе они заработали 85 тысяч рублей.
Директор Улу-Юльской школы Алла Юрьевна Широких, лауреат Всероссийского конкурса \”Лучший директор образовательного учреждения\”, считает, что важная роль в создании и деятельности Центра профессиональных проб принадлежит Управляющему совету школы, который сумел эффективно задействовать социальных партнеров. Среди них – отдел культуры районной администрации, ДЮСШ, Центр дополнительного образования детей.
Выяснилось, что грамотные рабочие и хорошие специалисты нужны поселку не только на лесопилках. Они требуются в лесничество, в ЖКХ, на железную дорогу, в клуб, в детский сад… Некоторые школьники хотят попробовать себя в роли педагогов в летнем лагере. Другие осваивают профессию продавца или швеи, знакомятся с актерским мастерством на сцене Дома культуры, учатся навыкам оператора: видеосъемке и монтажу материала.
Кстати, у Первомайского района, в который входит Улу-Юл, есть свой телеканал на ютюбе. Теперь в поселке готовятся снимать фильмы о своей жизни.
Старшеклассники поняли, что будущее Улу-Юла зависит от них.
P.S. В 2017 году федеральные эксперты Института государственно-общественного управления образованием (Москва) назвали деятельность \”Центра профессиональных проб\” поселка Улу-Юл в числе 10 лучших российских практик в сфере общественно-государственного управления школой.
Практика поселка Улу-Юл уникальна? Или такой опыт есть и в других школах России? Зададим этот вопрос Светлане Поповой, эксперту лаборатории образовательных технологий в профессиональном образовании Института системных проектов Московского городского педагогического университета. – Такие практики редко встречаются в России, – считает эксперт. – Вероятно, потому что они требуют большой организационной работы со стороны школы и готовности принимать на практику школьников со стороны работодателей, что встречается еще реже. И тут нельзя преуменьшить роль членов Управляющего совета школы, которые нашли время и желание для организации профессиональных проб. Опыт Управляющего совета школы поселка Улу-Юл показывает, что многие проблемы могут решаться на местах, самим жителями, без решений и указаний сверху. Такой опыт мог бы быть особенно интересен для малых городов, поселков и сел, где найти квалифицированных специалистов становиться все сложнее: молодежь уезжает учиться в большие города и не проявляет желания возвращаться на родину.
Фото сайта Улу-Юльской школы
Комментарии