Одной из задач образовательной политики в области дошкольного воспитания стал поиск путей оптимизации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи для повышения педагогического потенциала родителей дошкольников, в том числе и тех, чьи дети в силу разного рода причин не посещают дошкольное учреждение.
Для оказания помощи родителям в воспитании детей, имеющих нарушения общего и психического развития, на базе нашего дошкольного учреждения – детского сада №497 была создана Служба ранней помощи (СРП). Работа нашей службы направлена на психолого-педагогическую коррекцию и всестороннее развитие детей группы риска или уже имеющих проблемы развития в возрасте от 6 месяцев до 4 лет. В СРП в течение недели выделяем 3 часа на индивидуальную работу дефектолога, педагога-психолога, логопеда, музыкального руководителя с каждым ребенком. Опираясь на наблюдения за ребенком и сведения анамнеза, на каждого ребенка они составляют индивидуальную программу, учитывающую все особенности малыша. В программе определяют перспективы развития ребенка на ближайший период. Родители, обязательно присутствующие на занятиях, имеют возможность получить консультацию у каждого специалиста. Также мы открыли Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР). Родители дошкольников присутствуют на занятиях, проводимых педагогами и психологами, наравне с детьми активно участвуют в разнообразных формах деятельности. Большое внимание мы уделяем формированию межличностных отношений детей и родителей. Анализируя вопросы, которые чаще всего родители дошкольников задают специалистам, мы пришли к выводу, что необходимо создать новую форму работы с родителями, которая бы не только давала возможность передать им необходимые знания, но и развивала бы их личностный, творческий и интеллектуальный потенциал. Такой новой формой работы с родителями стал родительский клуб, который получил название «Клуб талантливых родителей». Почему мы дали клубу такое название? Оно не могло быть другим, только талантливые родители могут всесторонне и гармонично развивать собственного ребенка. Основной целью деятельности клуба стало оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, развитие творческих способностей родителей, дедушек и бабушек. Психолог составил план работы клуба, который отражал работу по таким направлениям, как: обучение дошкольников игре; особенности развития когнитивной сферы ребенка от рождения до 4 лет; особенности развития личностной сферы дошкольника; организация различных видов деятельности с детьми раннего возраста; организация семейных детских праздников и досугов. Занятия в Клубе талантливых родителей проходят один раз в неделю, в содержание работы входят рассмотрение теоретических вопросов воспитания и развития детей, а также различного рода практические занятия. Мы учим родителей лепить, рисовать, танцевать, петь. Очень интересно проходят практикумы по выразительному чтению. Выяснилось, что многие родители никогда не задумывались о том, какое влияние на ребенка оказывает выразительность их речи при чтении художественных произведений. Большое внимание мы уделили показам способов работы с иллюстрациями. На занятиях мы знакомим родителей с работами иллюстраторов детских книг (А.Пахомова, Ю.Васнецова, Е.Рачева, Е.Чарушина). В начале работы многие родители стеснялись выполнять задания (нарисовать, выразительно прочитать) в присутствии других, но общая доброжелательная атмосфера и поддержка педагога-психолога помогли им преодолеть стеснение. Мы с большим удовлетворением отметили возросшую активность членов нашего клуба. Они по собственной инициативе приносили на занятия разные книги, альбомы, поделки и рассказывали о том, как используют их в работе с детьми. Многие родители стали интересоваться литературой по вопросам воспитания и развития детей, а также делились друг с другом впечатлениями о прочитанных книгах. Даже гимн нашего клуба создали сами родители: Чтоб понять того, кто меньше, Нужно стать намного меньше И превратиться из великана В гражданина чуть ниже дивана. Чтоб понять того, кто меньше, Нужно проще смотреть на вещи И удивляться каждый день, Словно в первый раз. Чтоб понять того, кто меньше, Вспомни высокие папины плечи И как умещался город огромный На твоей малышке ладони. Чтоб понять того, кто меньше, Просто спеши ему навстречу И постарайся в огромных ладонях Его маленький мир удержать. Работа клуба, по отзывам родителей, помогла им осознать значимость детства, понять необходимость целенаправленной работы с детьми, она постоянно совершенствуется. Мы отметили также значительные позитивные изменения в развитии детей – дети научились общаться, играть, петь, танцевать, то есть они овладели всем тем, что понадобится им для безболезненной адаптации к дошкольному учреждению. Н.АНУФРИЕВА, старший воспитатель детского сада №497
Комментарии