search
main
0

Мы открыты для новых идей

Гражданин ХХI века. Какие качества, кроме набора знаний, способна дать ему современная школа? В бесконечных спорах о том, кто должен воспитывать: семья или школа, – надо признать, что потенциал той и другой стороны огромен, если есть между ними сотрудничество и взаимопонимание. От этого мы и отталкивались, начиная по кирпичикам строить воспитательную систему нашей школы. «Строительство» начиналось с осознания некоторых истин, суть которых сводилась к следующему: школа должна стать правовым пространством, где каждый реализует свои права и выполняет обязанности, ощущая себя полноправным участником школьной жизни. В правовом пространстве школы, будь это урок или внеклассное мероприятие, каждый учится уважать законы школы и права других, через свое самоуправление учится демократии, которая, кроме свободы, подразумевает и ответственность.

На педагогических советах мы серьезно обсудили актуальность и необходимость работы над проектом, который назвали «Школа – правовое пространство». Социальные проблемы родителей (а значит, и детей), безработица на селе, пьянство, отсутствие организованного досуга, правовых знаний у учеников, их родителей стали вескими аргументами в пользу предлагаемого проекта.

Целью его было развитие гражданско-правовой и этической культуры всех участников образовательного процесса. Главная идея (кредо): научись осуществлять свои права, не нарушая права других.

Задачи: повышение правовой грамотности всех участников образовательного процесса; создание условий, порождающих правовые отношения в школе; внедрение в учебную и воспитательную работу педагогических технологий, которые формируют навыки и опыт гражданственности, правовой культуры, а вслед за этим – и этической грамотности учащихся.

Принципы работы: уважение законов школы всеми участниками образовательного процесса; свобода и ответственность неразделимы; уважение чести и достоинства каждого участника школьной жизни; гарантия прав каждого в школьном пространстве; открытость управления школьной жизнью; возможность участия в управлении школой через выборы в органы школьного самоуправления.

Ожидаемый результат: школьник, а затем выпускник, усвоивший главные общечеловеческие ценности, обладающий правовой грамотностью и активной гражданской позицией, способностью ответственно принимать решения.

Особенности работы над проектом: проект рассчитан на длительное время. В его реализации задействованы все участники школьной жизни: от администрации до первоклассника.

Что можно считать несомненными успехами в реализации проекта? Безусловно, к ним можно отнести развитие системы школьного самоуправления (родительского, педагогического, ученического). Деловая игра «Выборы» проходит согласно положению, разработанному и принятому на ученической конференции (в этом практика правотворчества для учащихся!). Предвыборная кампания проходит не без помощи газеты, где кандидаты публикуют свои программы. Созданный из 11-классников избирком организует голосование, в котором участвуют ученики 8-11-х классов, учителя и работники школы. Событие приобретает статус общешкольного, итоги выборов волнуют всех.

Удачным стал опыт, когда во время выборов старшеклассники проходили практикум по обществознанию. Они сдавали учителю аналитический отчет о соблюдении правил избирательной кампании, которые максимально приближены к действующим в стране.

В этом году, проанализировав достижения и проблемы школьного правительства, мы решили изменить систему его формирования: выбрали президента, который сам наберет команду тех, кто будет заниматься организацией всех дел. Работа в правительстве интересна и ответственна. Ребята при этом получают свои первые шаги – заработную плату, она отражается в трудовых книжках.

Правительство традиционно проводит день самоуправления. Оно отвечает за качество преподавания, дисциплину на уроках, порядок в школе.

Пять лет назад на базе ИППК г. Архангельска архангельской общественной организацией «Возрождение российской культуры» и Российским фондом правовых реформ были организованы курсы для педагогов области. Группа учителей нашей школы прошла серьезную подготовку. Лекции, тренинги, семинары вели московские юристы, авторы учебных пособий, методисты. Помимо ценной информации мы получили полный комплект современной учебно-методической литературы. Теперь начиная с 7-го класса ребята изучают курс права. На уроках успешно реализуются задачи нашего проекта: через уважение к законам школы, ее традициям воспитывается уважение к законам государства.

На занятиях рождаются удивительные рисунки, эссе, решаются правовые ситуации. В прошлом году восьмиклассники иллюстрировали устав школы. Думаем создать свою юридическую консультацию, где будут решаться спорные проблемы и разрешаться конфликты.

В курсе обществознания для 10-11-х классов разработан цикл уроков по теме «Гражданское право». Именно после серьезных дискуссий по поводу активной гражданской позиции в газете появилась заметка учеников со словами: «Мы поняли, что нельзя все время чего-то ждать от государства: от нас тоже многое зависит».

Наша газета «Вместе» – это еще одна важная часть воспитательной работы. Название говорит за себя. Это связующее звено между школой и родителями, между школой и жителями села. Газета освещает наиболее важные события. В ней пробуют свои силы будущие журналисты, начинающие поэты. Потенциал ее огромен! Сила печатного слова и ответственность за него – вот что должны почувствовать юные корреспонденты. Ценности демократии постигаются на практике.

Интересно наблюдать, как на страницах газеты ребята пытаются решить свои проблемы, публично обращаясь к администрации, после чего, как правило, проходит конструктивный диалог.

Если говорить о планах, связанных с развитием газеты, – необходимо сделать ее независимой от школьного правительства, что в будущем так и будет! Когда два года назад в Архангельске шел отбор школ для участия в российско-канадском проекте «Дух демократии», нами было представлено несколько номеров школьной газеты. Канадцы, оценив «демократичность» нашей прессы, заявили, что хотят с нами сотрудничать.

Школа открыта для новых идей и программ гражданского образования. Три года назад мы начали использовать Всероссийскую образовательную программу «Мой выбор». Если вернуться к целям и задачам нашего проекта, то «Мой выбор» – это разработанная, «живая», интересная методика их достижения. Все учителя и ученики приняли идеи программы, а в газете появилась рубрика «Мой выбор». На классных часах стали обсуждаться темы свободы и ответственности, толерантности. Сегодня серьезно обсуждаем планы введения элективного курса в девятых классах школы, где будут использованы не отдельные занятия, а все ступени программы. Третий год участвуем в российско-канадском проекте «Дух демократии». В рамках его был организован лагерь актива двух школ области. Мы приняли гостей из школы №5 города Архангельска. Четыре дня ребята постигали ценности демократии, учились жить вместе, сообща решать проблемы. По иронии судьбы лагерь объединил очень разных ребят, но тем интереснее было наблюдать, как усваивается главная идея проекта: демократия – это не вседозволенность, а ответственность, взаимоуважение, способность к диалогу. В последние годы наши ученики участвуют в ежегодных всероссийских олимпиадах по граждановедению, интернет-олимпиаде.

Важной частью наших действий должна стать практика социального проектирования. Трудно переоценить его значение для воспитания активности школьников. Первый успешный опыт проектирования пришел к нам в этом году: это первое место в областном конкурсе экологических проектов. Сейчас проходит конкурс классных социальных проектов. Наша задача – сделать их «жизненными», научить ребят отвечать за свои планы и действия.

Это лишь штрихи к портрету школьной жизни, где строится правовое пространство, где реализуются идеи воспитания гражданской активности. Школа всегда готова поделиться своим опытом работы: нашими гостями на семинарах по гражданскому воспитанию стали учителя Верхнетоемского и Красноборского районов. Конечно, реализация проекта не обходится без трудностей и проблем, и они решаются благодаря сложившейся команде единомышленников.

Светлана ЛАГУНОВА, учитель истории Афанасьевской школы, Верхнетоемский район, Архангельская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте