search
main
0

Мы не Малевичи. Абстрактный химический элемент становится реальным в рисунке

Ребенок, который пытается применить свои знания, орудуя карандашом, кисточкой, ножницами и бумагой, пластилином и т.д., тем самым развивает в себе умение обращаться с полученной информацией, быть конкретным, точным. Это содействует формированию общих научных представлений, развитию творческих способностей. Творчество, а не скучный пересказ определений, понятий позволяет увидеть живого человека.

Задача учителя – помочь ученику открыть самого себя, и одно из ее решений – работа с рисунками. Подростки с радостью выступают и как творцы, и как зрители. Только в X-XI классах они начинают стесняться проявлять себя. Выходит, чем мы моложе, тем талантливее.

Рисунок помогает ребенку глубже познавать окружающую действительность, ярче чувствовать и больше замечать. В детских рисунках явления и вещества оживают, становятся конкретными, реальными. Рисунки развивают зрительную память и образное мышление, учат видеть и понимать гармонию и красоту.

Познать химию – это значит прежде всего накопить конкретные представления об определенном круге веществ и их важнейших превращениях.

Процесс формирования представлений о веществе и химическом элементе достаточно сложен. Конкретное вещество – это нечто реальное, доступное прямому наблюдению. Элемент же – абстракция, его нельзя взять в руки, увидеть, ощутить запах, вкус и т.д.

Используя рисунки, мы составляем представление об элементе. Здесь есть сведения о распространении его в природе, свойствах образованных им простых веществ и соединений. У хорошего ученика образ элемента возникает в сознании целостно, сразу.

Какие требования предъявляются к рисунку? Он должен вызывать интерес, быть тщательно выполнен, понятен. Информационную точность рисунка, который впоследствии будет использоваться для заданий, необходимо тщательно проверить. К рисунку прилагается карточка с вопросами. Даже самый ленивый и равнодушный ученик заговорит и честно заработает удовлетворительную отметку. Вопросы могут быть самыми разными, в зависимости от цели, которую преследует учитель. Рассмотрим, например, рисунок о железе. Какие задания можно предложить учащимся по этому рисунку? Сложность заданий определяется степенью подготовленности учащихся.

Это может быть «угадайка»: о каком элементе и веществе идет речь? Возможно более сложное задание: составить рассказ об элементе, веществе и его свойствах. Номер 26 характеризует элемент или соответствующее вещество? Где и в каких соединениях этот элемент встречается в природе? Каковы особенности физических свойств вещества? Какое отношение имеет процесс коррозии к этому веществу? Можно попросить учащихся объяснить, где применяется железо. Вопросы сухие, но когда учащийся смотрит на рисунок, ответы получаются красивыми: «Железо трудно расплавить, но у него есть грозный враг – коррозия…»

Ребята проверяют свои знания, учатся говорить, общаться, дополнять товарищей, обсуждать.

Знания о свойствах веществ и правилах безопасной работы в кабинете химии учащиеся приобретают, выполняя лабораторные опыты и практические работы. Рисуя приборы в тетрадях, учащиеся точно определяют их форму и внешний вид, устройство, назначение, обращают внимание на правила эксплуатации. На конкурсе по правилам безопасности для учащихся 8-х классов мы используем рисунки.

Подготовка учащихся к конкурсу включает работу с текстом учебника, практическое освоение приемов работы с оборудованием, просмотр лучших рисунков прошлого года. Учащиеся работают индивидуально или в группах. В группе теряется индивидуальность, но ребята работают охотнее, они вместе придумывают рисунок, каждый выполняет свою часть. Группа может работать над конкретным заданием, например, «Правила работы со спиртовкой» или «Правила обращения с кислотами».

Очень удобны для работы рисунки экологического содержания. Можно предложить учащимся подготовиться к рассказу по рисунку дома, в таком случае они дают более разнообразные комментарии. Без подготовки учащийся, глядя на рисунок, скажет, что выхлопные газы автомобильного транспорта загрязняют окружающую среду. А после подготовки подробно объяснит: максимальное выделение угарного газа CO при работе двигателей внутреннего сгорания автомобилей приходится на режим холостого хода. В городах автотранспорт с постоянной скоростью движется мало, только около 9% времени. Это способствует накоплению угарного газа на магистралях с интенсивным движением. Кто-то может добавить о дорогостоящих насадках на выхлопные трубы и т.д. Домашним заданием может быть создание серии рисунков на определенную экологическую тему: «Кислотные дожди и их последствия»; «Разрушение озонового слоя»; «Парниковый эффект и его причины».

Итак, с рисунками можно работать во всех классах, меняя уровень сложности заданий. Важно не только использовать готовые рисунки, но и обязательно давать учащимся возможность проявить себя. Использование рисунков – это не самоцель, а одна из форм детского творчества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте