Средняя школа №2 села Приволжье учреждение многоплановое: это и сама школа, где обучаются 450 человек, и ее филиал, и детский сад, и спортшкола, и Дом детского творчества… Казалось бы, от такого множества у директора должна идти голова кругом, но Лилия Юрьевна Сергачева говорит, что есть главное – сплоченная команда. Об этом свидетельствует и бронзовая медаль конкурса «Успешная школа», организованного «Учительской газетой».
– Получается, что мы знаем о каждом ученике практически все, и эффективность такой командной работы повышается в разы, – говорит директор. – Педагоги начальной школы приходят на открытые занятия в детский сад, знакомятся со своими будущими учениками, а воспитатели посещают выпускников, ставших первоклассниками, чтобы помочь учителю найти подход к каждому. Так что дети только в выигрыше. Впрочем, как и взрослые.Несмотря на то что, казалось бы, различия между городской и сельской школой стерты информационными благами, разница между городом и селом остается актуальной. Особенно это ощущается в сфере школьного образования. Как сделать так, чтобы дети не чувствовали себя ущемленными, как помочь им найти свою дорогу в жизни? Ведь сельская школа так или иначе ограничена финансами, инфраструктурой. По мнению Лилии Юрьевны, есть два пути:- Один, более спокойный для управленца: по мере возможности поддерживать сельскую школу, в то же время наблюдая за ее вымиранием, оно, увы, происходит естественным путем из-за снижения количества учащихся. Тем не менее можно поддерживать принцип «жива школа – жива деревня», закрывая глаза на качество знаний ребят. Второй путь – принимать управленческие решения, чтобы реально обеспечить доступность качественного образования сельским школьникам, создать им равные с городскими ребятами стартовые возможности. Мы выбрали для себя развитие по второму пути, обозначив целью школы подготовку конкурентоспособного выпускника, и начали выстраивать долгосрочную стратегию развития школы.В 2012 году, после поставки робототехнического оборудования, школа выбрала для себя приоритетным направлением инженерно-технологическое образование в области робототехники. Под инженерно-технологическим образованием здесь понимается специально организованный процесс обучения и воспитания на всех уровнях, включая дошкольное образование, формы, методы и содержание которых направлены на развитие у детей желания и возможностей получить инженерные профессии. Выбор направления логичен, Самарская область славится мощными инженерно-техническим и авиакосмическим кластерами, известными еще со времен СССР: заводы «Прогресс», «Авиакор», «АвтоВАЗ», Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева. Педагоги прошли обучение по программе «Робототехника» на базе Самарского лицея информационных технологий, после чего разработали и внедрили в образовательный процесс авторскую программу, рассчитанную на пять лет обучения. Именно так зародилась идея эволюции школы в сетевой центр научно-технического творчества, поскольку только в связке «дошкольное учреждение – школа – внеурочная занятость» можно реализовать потенциал научно-технического творчества.Хотя демография в Приволжском районе не радует, школе удается не только сохранять, но и увеличивать число своих учеников в течение последних семи лет. По мнению директора, именно это – доверие родителей и желание детей выбрать для себя школу – является самым важным показателем успеха выбранной стратегии. Но чтобы твой ученик стал успешным, неординарным, конкурентоспособным, сначала такими должны стать все окружающее его пространство и те, кто его окружает. В Приволжской школе подошли к решению проблемы комплексно. С 2014-го она полностью перешла на проектное управление, при котором осваиваются новшества, наращивается образовательный потенциал организации и как следствие улучшается качество ее работы. Проект – интеграционная деятельность по достижению заданной оригинальной цели, осуществляемая под единым управлением. При этом цель у всех одна – увидеть свою школу в развитии.Основные проекты школы неразрывно связаны с системой образования региона и носят стратегический характер: «Инклюзивная школа», «Непрерывное образование», «Школа для родителей», «Государственно-общественное управление». Но наряду со стратегическими школа ежегодно запускает инновационные проекты «Инженерная школа», «Читаем со смыслом», «Экопарк» и другие. За несколько лет накопился внушительный список успешно реализованных и еще реализующихся сложных проектов. Они все разные, так же как и методы управления ими. С 2014 по 2016 год в школе использовали классическое проектное управление. А с 2017‑го администрация и педагоги обучились и стали использовать метод «скрам» – это процесс, с помощью которого команда может, разбив на части крупный проект, выполнять его постепенно, по одному фрагменту, при этом может отклониться от намеченного пути, чтобы внести в него возможные усовершенствования.В школе сформировалось сообщество единомышленников, не просто принявших идею проектного управления, но и активно включившихся в разработку и реализацию проектов. Главным девизом команды стали слова русского ученого Евгения Патона: «Чтобы с пользой учить других, нужно прежде всего учиться самому, учиться до глубокой старости».- Конечно, качество школьного образования всегда стоит во главе угла, – объясняет директор. – Это доказывают и ежегодное количество медалистов, выпускаемых нашей школой, и высокие показатели по результатам ЕГЭ. Но мы не забываем о том, что современное образование – это не только набор школьных предметов. Самый большой подарок, который мы можем дать нашим детям, – глубинное убеждение, что они могут добиться успеха.В этом приходят на помощь «Проекты, меняющие школу». Проблему чтения школа решила с помощью проекта «Читаем со смыслом», который реализуется с 2016 года. В нем принимают участие все классные коллективы школы с 1‑го по 11‑й класс. Целый год класс вместе с классным руководителем работает над книгой, не входящей в школьную программу. В конце учебного года учащиеся презентуют буктрейлеры – короткие видео - по прочитанным за год книгам. Активная работа в направлении экологического воспитания, начавшаяся с появлением экопарка, позволила создать объединение «Экоклуб», направленное на экологическое воспитание школьников. Члены клуба проводят фестивали, открытые экспериментальные площадки на территории экопарка для учащихся других школ и жителей села. Реализовать проект удалось с помощью грантовых средств ПАО «Лукойл», началась работа – ученики средней школы №2 и других школ села наглядно на территории общей площадью 230 квадратных метров изучают более 32 видов растений разных природных зон, погодные и природные явления, проводят эксперименты, пользуются метеоплощадкой. На базе проекта «Инженерная школа как комплексное решение, нацеленное на создание инновационной системы ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников» реализуется система мероприятий по направлениям «Соревновательная и проектная робототехника», «3D-моделирование», «Нейромоделирование», начал действовать коворкинг-центр научно-технического творчества. Это позволило создать механизм необратимых позитивных системных изменений: в 2018 году школа приобрела статус сетевого центра, объединяющего 5 вузов и 30 пилотных школ Самарской области.Участники волонтерского совместного с Российским движением школьников проекта «Организатор» уже получили волонтерские книжки и участвовали в чемпионате мира по футболу, отборочные матчи которого прошли в Самаре. Проект военно-патриотического воспитания «Аты-баты» отмечен командующим Приволжского военного округа.- С появлением проектного образования возникло огромное поле для деятельности наших педагогов не только в качестве учителей-предметников, – рассказывает Лилия Юрьевна. – Наши дети видят учителя с другой стороны, воспринимают его как наставника и лидера, учатся общаться в неформальной обстановке. В случае с робототехникой это дополнения уроков математики, физики и информатики. Отделение «Объектив» помогает разглядеть прекрасное через объектив фотокамеры, а потом на уроках русского языка грамотно изложить увиденное. Творческая лаборатория, где дети учатся держаться на сцене и отрабатывают навыки актерского мастерства, раскрывает даже самых закоренелых стесняшек. Взяв за основу идею проектного управления, нам удалось создать уникальную экосистему партнерства «детсад – школа – ссуз – вуз – производство». В нашем учреждении сформирована система непрерывной образовательно-карьерной траектории школьников с привлечением широкого круга партнеров.Все изменения происходят в школе не для процесса, а для результата. Здесь считают, что все дети талантливы, даже самый отъявленный хулиган и двоечник может раскрыться совершенно неожиданно. Главное – не душить в детях инициативу, дать возможность проявить себя, помочь заняться тем, что по душе, разглядеть в каждом ребенке зерно успеха.- Именно проектное образование в тесной связи со школьными предметами дает такой результат, – констатирует Сергачева. – Нам надо научить детей не просто воспринимать информацию, но выбрать свой путь, а значит, дать возможность раскрыть свой потенциал, выпустив конкурентоспособного, уверенного в себе, талантливого молодого человека, знающего свои сильные стороны и способного применять полученные навыки в реальных условиях жизни.Проект приносит ощутимые результаты: последние три года ученики школы становятся лауреатами всероссийских олимпиад и конкурсов, занимают призовые места на робототехнических фестивалях и выигрывают международные творческие фестивали. Подобная система позволяет и монетизировать знания. Полученные школой гранты, такие как «Люди будущего», направляются на приобретение оборудования для дополнительного образования. Грант от ПАО «Лукойл» позволил организовать экопарк, на деньги президентского гранта в августе будет построена новая волейбольная площадка.
– Мы не боимся перемен! – утверждает директор, а вслед за ней весь коллектив приволжской средней школы №2.
Комментарии