search
main
0

Мы любые дела осилим. Нам вместе строить страну

Третий год девчонки и мальчишки с разных концов страны собираются на финал Всероссийской акции «Я – гражданин России», чтобы рассказать о своих проектах, которыми они хотели бы хоть как-то улучшить жизнь в нашей стране.

Финал Всероссийской акции 2003 года состоялся в городе Тольятти Самарской области в живописном месте, на берегу великой русской реки Волги, у подножия Жигулевских гор. Здесь собрались ребята из 20 регионов Российской Федерации. Большая часть из них – представители тех территорий, которые не раз были финалистами всероссийских акций: Архангельской, Воронежской, Ивановской, Владимирской, Калужской, Сахалинской, Самарской областей, городов Брянска, Волгограда, Москвы, Мурманска, Орла, Пензы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Республики Марий Эл, Ханты-Мансийского автономного округа. Однако география социального проектирования ширится год от года. Не стала исключением и нынешняя акция. Впервые ее финалистами стали ребята из Кабардино-Балкарии, Томской области и г.Петропавловска-Камчатского.

Всего восемь дней проходил финал, и каждый день был особенным по-своему. Перелистаем летопись проекта…

День первый. 23 июня, день открытия финала III Всероссийской акции «Я – гражданин России». На торжественную линейку собираются по отрядам юные граждане из разных регионов страны. Перед каждым отрядом транспаранты, на которых начертаны названия областей, республик, автономных округов, представленных на акции. Практически вся карта России уместилась на них! Столицы и крохотные деревеньки, волжские города и предгорные селенья, острова и полуострова, побережья северных морей и бескрайние поля юга России – ожившая география…

Открывает смену Ирина Викторовна Калиш, советник Министерства образования России, ответственный секретарь оргкомитета Всероссийской акции, организатор и вдохновитель многих ребячьих праздников и фестивалей:

«Уважаемые юные и взрослые граждане России!

Уже третий год Министерство образования Российской Федерации, «Учительская газета», Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Самарский региональный Центр гражданского образования проводят финал Всероссийской акции «Я – гражданин России».

Я – гражданин России! Какой глубокий смысл заложен в этой короткой фразе! От каждого из вас зависит, каким будет российское будущее.

Я – гражданин России! В этих словах выражается ваша гражданская позиция.

Я – гражданин России! Ведь именно на просторах великой Родины проходит эта важная гражданская акция. В оргкомитет акции поступило более 500 проектов из 50 регионов страны. На финал собрались лучшие из лучших.

Мы приветствуем юных граждан России. И желаем успеха, здоровья, удачи, новых друзей, новых идей, новых свершений на благо нашей великой страны!»

Руководитель Самарского регионального Центра гражданского образования, член оргкомитета Всероссийской акции «Я – гражданин России» Владимир Пахомов сердечно приветствовал ребят из разных регионов России на самарской земле:

«Дорогие друзья! Нас объединяет радость оттого, что мы завершаем ежегодный марафон социально значимых проектов этим праздником социального действия, ребячьих инициатив, осуществления задуманного.

Мы рады, что это мероприятие проходит в Тольятти, в городе, где очень много делается для развития гражданского образования. Нас гостеприимно встречает пансионат «Радуга». Видя в этом зале столько неравнодушных людей, деятельно и ответственно подходящих к актуальным проблемам своей родной земли, ее людям, истории и природе, верится, что гражданское общество, судьба России находятся в надежных руках!»

С хлебом-солью встречали юные тольяттинские артисты гостей, приехавших из всех уголков страны на гражданский форум. Звучали раздольные и задушевные песни:

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На мою Россию я похожа очень.

Кульминацией праздника после представления стал запуск воздушных шаров цвета российского триколора. Они взмывают ввысь так же высоко, как детские мечты.

День второй. 24 июня.

С этого дня начинается смотр-показ проектов. В первый день команды представляли проекты на экологическую тематику и проекты, направленные на обустройство своих родных территорий:

– «Благоустройство села Шуриновка»- Воронежская область, Богучарский район, школа с. Шуриновка ;

– «Строительство спортивной площадки» – Ивановская область, г.Гаврилов Посад, средняя школа № 2;

– «Сохраним природу в океане цивилизации» – г. Москва, Юго – Западный округ, средняя школа № 1963;

– «Военно – спортивный комплекс школы» – Архангельская область, г. Северодвинск, средняя школа № 28;

– «Тунайча» – Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, средняя школа № 8;

– «Урочище Дубки» – Владимирская область, г. Струнино, средняя школа № 11;

– «Сто полезных дел сотому кварталу» – Самарская область, г. Тольятти, средняя школа № 21;

– «Охрана животных – общее дело» – г. Пенза, финансово – экономический лицей № 29;

– «Реконструкция комплексной спортивной площадки школы № 1» – Калужская область, г. Малоярославец, средняя школа № 1;

– «Центральная лестница города» – Камчатская область, г. Петропавловск-Камчатский, средняя школа № 4.

С чувством заботы и гражданской ответственности ребята в проектах рассказывали о проблемах, связанных с благоустройством своих территорий. Необходимо отметить, что уже третий год экологическое направление самое многочисленное по количеству проектов. И это отрадно, так как желание сохранить неповторимый облик родной земли, ее природные богатства, противостоять их уничтожению, а вместе с тем улучшить и преобразовать действительность – это неотъемлемая часть гражданской позиции.

Впервые на финале Всероссийской акции работало детское жюри, в которое входило по одному представителю от команды, не выступающей в этот день. Критерии работы для юных экспертов участники финала акции выработали сообща в ходе деловой игры.

После всех выступлений, при подведении итогов, каждый член детского жюри смог высказать свое мнение о социальной значимости представленных проектов. Сложением мнений детского и взрослого жюри определялись проекты-лидеры. Это те проекты, которые на сегодняшний день являлись наиболее соответствующими технологии проекта «Гражданин». В группу взрослых экспертов входили члены оргкомитета Всероссийской акции, очень много делающие для того, чтобы зрело и мужало поколение молодых россиян: И. Калиш – советник МО РФ, ответственный секретарь оргкомитета Всероссийской акции, Е. Беляков – директор проекта «Сивитас-Россия», В. Пахомов – руководитель Самарского регионального Центра гражданского образования.

Вечером в актовом зале пансионата все ребята, педагоги и специалисты органов управления образованием, приехавшие на семинар, собрались на праздник «Вечер визиток», на котором каждая команда представляла участников, свою школу, свой родной край и вместе представляли всю страну. Эпиграфом праздника стали слова:

Мы все живем в огромном мире

И каждый шаг для нас – событие,

И каждый день, что мы встречаем,

Пусть дарит новые открытия.

Друг друга ближе мы узнаем,

В таком знакомстве – дружбы суть.

Мы смотр визиток начинаем,

Как говорится: «В добрый путь!»

Итак, вечер визиток открыт. Стремительно, в такт быстрой, зажигательной музыке выбегают на сцену ребята, по одному от каждой команды.

И звучит речевка:

Я, Ты, Он, Она

Вместе – целая страна!

Вместе – дружная семья!

В слове «МЫ» – сто тысяч «Я».

Большеглазых,

Озорных,

Черных,

Рыжих

И льняных,

Грустных

и веселых

В городах и селах.

– Я приехала с Кавказа,

Полюбила всех вас сразу.

– Посмотри, страна родная

Я – с воронежского края!

– Город мой поэтам снится –

Я – из северной столицы.

– Я из Брянска,

– Мы – волжане,

Жаль, что нет друзей с Кубани.

– Я – Владимир, ты – Калуга,

Мы узнали здесь друг друга.

– Мы – из города невест,

Нам проект не надоест!

– Край лесов, мой Марий Эл!

Там в проектах я – пример.

– Нас из города Орла

Путь-дорога привела.

– Я – из Южно-Сахалинска

– Я – из Северодвинска.

– Я из нефтяного края,

Пусть живет Югра родная!

– Мурманчане,

– Москвичи,

– Камчадалы,

– Томичи,

– Все мы – дружная семья.

– Гражданин России – Я.

Команда из города Иваново первой начала выступление и исполнила песню своего земляка, которая понравилась всем и стала поистине гимном смены. Ее с удовольствием и гордостью распевали все участники акции, ребята и взрослые:

Россия – это моя страна!

Россия – это моя земля!

Россия – это моя судьба!

Россия – это гордость моя!

Представления были разнообразными – это и информация о родном крае и городе, о школе, о своей молодежной организации. Творчество ребят было безграничным: стихи, песни, танцы, видео- и слайдовая презентации.

С любовью и нежностью, так, что трогало сердце каждого, кто находился в зале, команда из Южно-Сахалинска рассказала о национальных богатствах и красотах этого далекого острова. Театрализованное и костюмированное представление об истории своего родного Богучарского района, уходящего своими корнями во времена Петра Великого, показали ребята из села Шуриновка Воронежской области. Завороженно смотрел зал на танец горцев, который привезли из Приэльбрусья школьники Кабардино-Балкарии.

Дети проявляли удивительное дружелюбие, глубокое внимание ко всем выступающим. Они аплодировали в такт песням, подпевали, стараясь запомнить совсем новые для них тексты, раскачивались под музыку, что звучала на сцене, приобняв за плечи соседа по залу, вчера еще совсем незнакомого. Восхищенные возгласы «здорово!», «молодцы!» слышались в зале. И не было места чувству соперничества, зависти, превосходства.

Такое нечасто увидишь в наши дни. Поистине лучшие представители молодого поколения россиян собрались на финал акции.

Слова из визитки ребят из Нефтеюганска по-настоящему соответствовали действительности.

У нас совсем другие ценности,

У нас не счесть дел и идей,

Не предаемся скуке, лености.

Мы строим новый мир людей!

25 июня. День третий – продолжение защиты проектов.

В этот день были представлены проекты, посвященные патриотическому воспитанию, сохранению исторической памяти, школьному самоуправлению, молодежным СМИ:

«Молодежный парламент» – г. Орел, средняя школа № 20;

«Память сердца» – г. Брянск, средняя школа № 18;

«Восстановление нравственной памяти» – г. Волгоград, гимназия № 13;

«Влияние СМИ на развитие личности» Кабардино-Балкарская республика, Прохладненский район, средняя школа пос. Лесной;

«Аллея ветеранов» – г. Ульяновск, средняя школа № 50;

«Возрождение» – Томская область, средняя школа, с. Лоскутово;

«За безопасность движения» – Республика Марий Эл, Мери-Турекская средняя школа;

«Уличная педагогика» – Ханты-Мансийский автономный округ, лицей г. Нефтеюганска;

«Знания в подарок» – г. Мурманск, Мурманский областной Центр развития творчества детей и юношества «Лапландия»;

«Труд во имя будущего» – г. Санкт-Петербург, средняя школа № 230.

26 июня. День четвертый.

Экскурсию по городу Тольятти все ждали с нетерпением. Человеку свойственно открывать новые места. Ребята и взрослые с первого же дня смены разучили песню о Тольятти и лично хотели убедиться в правоте слов ее автора.

А кто-то про Сочи, про то, что не хочет

Он слышать о прочих местах

на бескрайней земле.

Да, Сочи приятен, но все же в Тольятти

И море, и солнце гораздо теплей

и родней.

И вот уже Волга, и ехать недолго,

Запахло сосною, и здесь перепутать

нельзя.

Ты видишь, приятель, – вот это Тольятти,

Вот это – мой город, а здесь и любовь,

и друзья.

Да и кто же в нашей стране не слышал о знаменитом городе автостроителей! Убедиться в его молодой красоте всем хотелось собственными глазами. Памятник В.Н. Татищеву, Волжская ГЭС, музей ВАЗа, площади и улицы города, его набережные – все это будут вспоминать, разъехавшись по домам, участники этой экскурсии.

Вечером все финалисты и их педагоги, а также гости, участники межрегионального семинара «Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций школьников», проходившего в Тольятти в это же время, собрались в конференц-зале пансионата «Радуга» на парад образцовых проектов.

Образцовые проекты – это проекты на сегодняшний день, являющиеся своеобразным эталоном по технологии социального проектирования. Этими проектами стали: «Память сердца» команды средней школы № 18 г. Брянска; «Благоустройство села Шуриновка» команды школы с. Шуриновка Богучарского района Воронежской области; «Сохраним природу в океане цивилизации» команды средней школы № 1963 г. Москвы; «Сто полезных дел – сотому кварталу!» команды средней школы № 21 г. Тольятти Самарской области.

Команда учащихся из села Шуриновка Богучарского района Воронежской области представила очень емкий и многообещающий проект «Благоустройство села Шуриновка». Ребята с любовью рассказали о своей малой родине – своем селе, которое расположено в 300 км от Воронежа, о своей родной школе, совсем небольшой, в ней учатся всего 66 человек. Ученики 7- 8-х классов взялись за проблему благоустройства родного села, потому что она злободневна на данный период и вполне соизмерима с их возможностями, как они утверждают, реальна на данной территории.

Учащимися собрана доступная информация по проблеме: проведена экскурсия по селу Шуриновка, подготовлен план села с обозначением объектов благоустройства. Проведено анкетирование, в ходе которого жители села и старожилы высказали свое мнение по поводу сегодняшней инфраструктуры села. В ходе интервью с председателем колхоза «Шуриновский», депутатом районного Совета народных депутатов Н. Предыбайловым ребята выявили точку зрения властей на проблему благоустройства и увидели, что их начинания не остаются без внимания. Участники проекта провели активную социальную переписку, ими были написаны петиции, письма, обращения, сделаны подборки статей в местной газете «Сельская новь», журнале «Приусадебное хозяйство». В результате администрация Богучарского района приняла соответствующее постановление, в котором программа ребят по благоустройству была поддержана. Участники проекта создали трудовой паспорт участника проекта и листок благодарности.

А одним из первых мероприятий стало благоустройство школьной усадьбы. В школе был создан обменный фонд семян цветов. На макете, который привезли ребята для показа всем участникам финала, представлен современный дизайн школьного двора, где каждый класс имеет свой цветник, ежегодно проводится конкурс на лучшую клумбу, а победители получают призы. Чтобы школа не выглядела оазисом в неблагоустроенном селе, ребятами была проведена акция «Каждому двору села – цветник!». В ходе работы над проектом ребята работали под девизом: «Нет – пустырям!». Они провели облагораживание территории вокруг общественных зданий, разбивку Парка Счастья и игровой площадки на месте заброшенных усадеб.

Вот что говорят ребята о своей работе над проектом: «Работа над проектом была трудоемкой, но интересной. Теоретические знания курсов биологии, экологии, обществознания мы могли применить практически, получили возможность давать оценку природной и хозяйственной обстановке своего села, правильно понять красоту окружающего мира, а также испытали чувство причастности и долга к общественно значимой проблеме.

И хочется не просто ветер вдыхать

И солнцу слать привет,

Не просто жить на белом свете –

Светлее делать белый свет – такое вот жизненное кредо у воронежских мальчишек и девчонок из села Шуриновка.

Выступление этой команды еще раз подтвердило, что эффективный социальный проект могут сделать не только жители большого города, а своей родной земле могут быть полезны не только взрослые или старшеклассники. Он по плечу любому, кто печется о благе своей малой родины, о благе России.

Проект «Сохранение природной экосистемы Южное Бутово» команды средней школы № 1963 города Москвы, целью которого стало сохранить лесной массив рядом со школой. Ученики, педагоги, родители не могли равнодушно смотреть на то, как растут горы мусора, как лес, находящийся под охраной государства, гибнет. Юные разработчики решили обратить внимание общественности, властных структур различного уровня на необходимость принятия срочных мер по сохранению этого маленького «зеленого острова». В результате было создано школьное лесничество, главной задачей которого стало благоустройство территории лесного массива. Ребятам удалось добиться решения управы «Южное Бутово» о передаче во владение участка леса, прилегающего к школе № 1963.

Проект учащихся средней школы № 18 г.Брянска, подкупает своей заботой о сохранении исторической памяти народа. Изучив документы в государственном архиве Брянской области и проведя анкетирование жителей г. Брянска, ребята поняли, что необходимо возродить память о меценатах и почетных гражданах г. Брянска, внесших большой вклад в развитие города и, к сожалению, незаслуженно забытых. В результате исследований, проведенных школьниками, было выявлено, что одними из ярких представителей прошлого являются братья Могилевцевы, очень много сделавшие для родного города.

Авторы проекта организовали пешеходную экскурсию с посещением сохранившихся зданий, построенных на средства известных в прошлом соотечественников (Спасо-Гробовская церковь, инфекционная больница, женская гимназия, торговая школа, женское училище), провели ряд бесед и классных часов, конкурс стихов и сочинений, научно-практическую конференцию «Брянские меценаты – братья Могилевцевы». Проводился поиск потомков, проживающих в других городах России и СНГ. Провели встречу с краеведом Ф.С. Исайчиковым, автором книги «Братья Могилевцевы – Брянску». Телерадиокомпания «ГТРК-Брянск», откликнувшись на обращение учеников школы, провела серию передач о знаменитых меценатах. Учениками школы был разработан маршрут пешеходной экскурсии «Брянские меценаты – братья Могилевцевы».

В итоге в школе был создан музей их имени, на счет которого за короткий срок было перечислено 8300 рублей. Ребята, интересующиеся компьютерными технологиями, создали сайт в интернете «Брянские меценаты-братья Могилевцевы».

Школьники обратились к главе г.Брянска В. Полякову и депутатам горсовета с предложением назвать одну из улиц родного города именем братьев Могилевцевых, а также в Общество охраны памятников истории и культуры с предложением установить мемориальные таблички на сохранившихся зданиях, построенных на средства этих меценатов. Высокая результативность проекта объясняется активной гражданской позицией участников брянской команды.

Милосердие, неравнодушие, ответственность за всех живущих рядом. Эти качества характеризуют школьников из города Тольятти. Их жизненный принцип: «Спешите делать добрые дела». Участники проекта «Сто услуг – сотому кварталу!», уточнив сведения о ветеранах войны и труда и малоимущих гражданах своего микрорайона, собрали воспоминания ветеранов и инициировали создание «Книги доблести сотого квартала города Тольятти». За счет спонсорских средств они осуществили подписку 30 ветеранов на газету «Городские ведомости» и 3 ветеранов на газету «Плошка», добились предоставления 30 бесплатных обедов 1 раз в месяц для малоимущих и одиноких граждан сотого квартала, договорились с Волжским университетом им. В. Татищева о проведении выездных юридических консультаций для ветеранов войны и тыла, сформировали отряды по оказанию волонтерской помощи им на дому (по расчистке дворов от снега, колке дров, закупке продуктов и лекарств в магазинах и аптеках города).

У участников этого проекта слово не расходится с делом: ныне можно отметить, что школьники реализовали уже более ста полезных дел.

Тот, кто к Родине привязан,

Знает точно наперед,

Что великая Россия

Будет двигаться вперед!

Нам Россию вместе строить,

Выход здесь у нас один:

Лучше строить, а не спорить,

Это долг твой, гражданин!

На параде образцовых проектов участников финала акции и гостей приветствовали ребята из творческих коллективов г. Тольятти.

27 июня. День пятый.

В этот день все гости, участники отправились на экскурсию на теплоходе по Волге.

Ребята увидели красоту и величие русской реки, побывали на Молодецком кургане, на котором когда-то Степан Разин со товарищи разбил свой лагерь, в национальном парке «Самарская Лука». Московская школьница, любуясь красотами Жигулей, воскликнула: «Именно здесь я поняла, что такое Родина!».

Во второй половине дня юные проектировщики стали участниками проблемно-ролевой игры «Парламентские слушания в комитете по образованию и культуре» на тему «За чистоту русского языка» по волнующей широкую общественность нашей страны проблеме. Парламентские слушания – это публичные обсуждения определенных вопросов на основе их специального изучения и научного исследования. Тема была определена заранее, в ходе мозгового штурма. А в процессе игры участники попытались смоделировать ситуацию принятия законопроекта и ощутить себя депутатами Государственной Думы, представителями прессы или общественности и принять участие в обсуждении с позиций одной из ролевых групп. Они смогли убедиться, как порой сложно и ответственно принять правильное решение, от которого зависит будущее общества.

28 июня. День шестой – день работы над мегапроектом.

Устроителями акции была задумана большая общая работа для всех юных и взрослых участников финала акции с целью совершенного овладения технологией социального проектирования. Ребята разбились на группы: социологов, юристов, аналитиков, дизайнеров, веб-навигаторов, презентаторов в соответствии со своими интересами. Им предстояло всестороннее изучение заранее выбранной темы с тем, чтобы создать общий проект по решению одной из злободневных российских проблем.

Работа в такие сжатые сроки финалистам предстояла впервые. Проблему следовало изучить и разработать шаги по ее решению за один день. Облегчало задачу ребятам то, что кураторами их работы должны были стать профессионалы своего дела. Так, группой социологов руководил В. Рузанкин – кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Самарского государственного аэрокосмического университета; группу веб-навигаторов возглавил Е. Шепелев, руководитель Тольяттинского Центра информационных технологий в образовании; во главе группы юристов работал С. Лосев – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Самарского регионального Центра гражданского образования; с группой дизайнеров делился секретами профессионального мастерства С. Рыбалкин – руководитель известной самарской компании «Файн-дизайн»; шлифовали свои творческие таланты юные сценаристы, режиссеры и актеры под руководством Л. Дорошенко, методиста тольяттинского педагогического клуба «Поиск».

Еще за два дня до начала работы над мегапроектом перед ребятами была поставлена задача – определить самую актуальную, на их взгляд, проблему современной России. Для сбора детских предложений работал «Ящик мнений». Обработав эти предложения, оргкомитет выявил, что наиболее животрепещущими проблемами ребята считают: «Чистоту русского языка», «Сохранение национальных памятников природы» и «Табакокурение среди учащихся». В день работы над мегапроектом финалисты акции провели ранжирование проблем методом общего голосования. Так, темой мегапроекта стало «Табакокурение в школьной среде».

Цель его – привлечение внимания к проблеме табакокурения в школьной среде различных органов власти, управлений образования, общественности, родителей, детей и реализация мер, направленных на здоровое будущее России. Актуальность проблемы авторы определили следующим образом: табак вызывает столь огромное число смертей, что требуются не их точный подсчет, а немедленные действия по сокращению числа этих смертей.

Группа веб-навигаторов, используя информацию интернета, собрала большой массив статистических данных: в России в настоящее время курит около половины мужчин и каждая десятая женщина. Число регулярно курящих в некоторых городах России колеблется от 46,2 до 53,4% среди мужчин 35 – 64 лет, от 2,7 до 12,2% среди женщин. Ныне к 11-му классу школы курит уже около половины мальчиков и четверть девочек. По данным Европейского бюро ВОЗ, в России табакокурение приводит к преждевременной гибели каждого четвертого жителя страны, и курильщики со стажем живут на 20 лет меньше некурящих. Заболеваемость раком легких в стране за последние 10 лет выросла на 63%, а в ряде городов России превысила самые высокие показатели, когда-либо зарегистрированные в мире. Не меньшую опасность вызывает так называемое пассивное (принудительное) курение, которое на 34% увеличивает риск возникновения рака легких и на 50% – сосудистой патологии.

Группа аналитиков, проанализировав материалы СМИ, установила, что средний возраст начинающих курить -13 лет. Каждый молодой россиянин выкуривает в день 12 сигарет. За год молодежь тратит на табак 763 млн. 740 тыс. долларов. Среднестатистический подросток тратит в год на сигареты 3650 рублей. На эти деньги он мог бы приобрести двухкассетный магнитофон, ролики или велосипед. Взрослые тратят на табачные изделия в 2-3 раза больше.

Анализ информированности населения показал, что большинство курильщиков продолжают курить, несмотря на то, что хорошо осведомлены о вреде курения для здоровья (95,9% мужчин и 97,8% женщин), а хотят бросить курить 78,1% мужчин и 80,2% женщин.

Группа социологов провела исследования 130 респондентов по трем категориям: 73 школьника, 37 родителей, 20 педагогов.

По отношению к курению опрошенные учащиеся разделились приблизительно на три равные группы: безразличное отношение «мне все равно» – так ответил 21 опрошенный, безусловно, отрицательное «это вредно» – утверждали 24 респондента, положительное – «современная жизнь немыслима без курения». Результаты опроса показали, что вступление в лагерь курящих обусловлено прежде всего нахождением в компании сверстников (школа, двор, дискотека, интернет-клубы и другое). Именно это обусловливает основную мотивацию табакокурения. 64 опрошенных назвали мотивами своего курения следующие: «курю просто так», «как все, так и я», «это модно».

Данные анкетного опроса родителей показали, что из 37 респондентов этой категории (17 мужчин и 20 женщин в возрасте 35-50 лет) постоянно курят 13 человек, еще 13 человек курят с разной степенью регулярности, не курят вообще 24 человека. Подавляющее большинство родителей принимают меры к тому, чтобы дети не курили. Это в основном меры разъяснительного характера, лишь единицы воздействуют личным примером. Некоторое значение имеют меры финансового давления и ограничение в развлечениях. Подавляющее большинство взрослых однозначно отрицательно относится к курению школьников. Около половины опрошенных родителей осведомлены о законах, указах, распоряжениях органов власти школьной администрации по борьбе с курением.

Педагоги ситуацию с курением учащихся оценивают как «большую угрозу здоровью детей», «катастрофу», «проблему, угрожающую здоровью нации», «чрезвычайную ситуацию», «угрозу национальной безопасности страны». Все педагоги без исключения отрицательно относятся к курению школьников. Они предлагают разнообразные формы борьбы с табакокурением учащихся: методы убеждения и пропаганды, штрафные санкции, повышение цен на сигареты, запрет рекламы на табачную продукцию, привлечение к административной ответственности курящих подростков.

Таким образом, было выявлено, что взрослые острее осознают опасность злоупотребления табаком, чем молодое поколение, а педагоги, в силу взаимодействия не с одним-двумя детьми, а с десятками и даже сотнями ребят, понимают, что сложившаяся ситуация наносит реальный вред нескольким поколениям российских граждан и потому угрожает здоровью всей нации. Необходимо объединить усилия, чтобы реально противостоять этому злу.

Участниками проекта были выработаны предложения по привлечению внимания к проблеме табакокурения в школьной среде и реализации мер, направленных на здоровое будущее России.

1. Обращение в органы федерального и местного уровня о внесении законопроектов:

об ограничении рекламы табачных изделий на придорожных щитах и введении альтернативной рекламы здорового образа жизни, активного отдыха, спортивных сооружений, спортивной одежды;

о запрещении курения в любых общественных местах;

о запрещении поштучной продажи сигарет;

об ужесточении ответственности за нарушение правил торговли, лишении лицензий на торговлю за продажу сигарет несовершеннолетним.

2. В различных моделях школьного самоуправления реализовать практику общественного договора об отказе от курения в школе учащихся, учителей, родителей.

3. СМИ усилить пропаганду здорового образа жизни посредством активного показа кумиров молодежи в области спорта, политики, искусства и шоу-бизнеса, которые не курят или отказались от курения.

4. Проведение в школах акций «Класс, свободный от курения» (разработка положения, проведение конкурса, вручение премий, сертификатов, выдача значков).

5. Распространение положительных семейных традиций (проведение конкурса мини-проектов «У меня не курят дедушка, папа, не буду курить и я»).

Итак, проект разработан. На сцене группа презентаторов. Свое выступление они начали со слов:

Колумб Америку открыл –

Отважный был моряк,

Но вместе с тем он научил

Весь мир курить табак.

Минздрав предупреждает:

Куренье – это яд!

А Колумб? А Колумб?

Колумб ни в чем не виноват.

Наглядность раздвижного стенда, демонстрационные макеты, эмоциональные приемы презентации, задорные стихи демонстрировали режиссерские, актерские, поэтические таланты этой группы школьников.

Чтобы жизнь была прекрасна,

Чтобы слышать пенье птиц,

Чтобы жил ты не напрасно,

Чтоб встречать улыбки лиц,

Помнить должен, что куренье

Убивает жизнь твою,

Этим псевдонаслажденьем

Губишь молодость свою.

Мы проект свой изложили,

Но решенье за тобой.

И теперь ты сам в ответе

Пред собой и всей страной.

Ребята собрали убедительные статистические материалы, досконально изучили нормативные документы по проблеме, провели широкий анализ СМИ, наметили план осуществления проекта. Весь собранный пакет материалов по проблеме табакокурения среди школьников сделает реальным его реализацию на местах в различных регионах России.

Осознать значимость выбранной проблемы в силу ее актуальности для всех территорий страны, наглядно увидеть, как работа одной группы влияет на результаты проекта в целом, получить ответы на вопросы у компетентных специалистов непосредственно по ходу работы над проектом, реализовать свои таланты и приобрести новые вполне профессиональные навыки и умения, обрести единомышленников в разных уголках России, ощутить радость коллективного труда – все это стало возможным благодаря работе над этим мегапроектом коллектива школьников и педагогов в сто человек.

29 июня. День седьмой – закрытие смены.

Вот и пролетели дни, проведенные в пансионате «Радуга». 29 июня состоялась завершающая акцию пресс-конференция для педагогов-координаторов и ее финалистов. Члены оргкомитета финала ответили на вопросы о перспективах акции, выслушали предложения и пожелания. Последним тематическим мероприятием смены стало коллективное прощальное граффити «Цвета российской радуги», в котором ребята в символах и красках рассказывали о своей малой родине, о великой стране России, о гостеприимном Тольятти, о дружбе, зарождавшейся здесь.

Итоги были подведены на торжественной линейке закрытия смены. Каждая команда была награждена дипломом финалиста III Всероссийской акции и памятным подарком от Министерства образования Российской Федерации.

И снова на линейке звучат слова, обращенные к Родине:

– Как привольно расти мне

под небом синим,

Потому что я – гражданин России!

– Для меня нет просторов твоих красивей,

– О тебе пою песни и слагаю стихи я,

– Не страшны мне невзгоды

и любые стихии,

– Верю я – мы любые дела осилим,

– Мне поддержка друга вселяет силы,

Время течет и все изменяется,

Сто испытаний пройдено.

Что-то уйдет, в сердце останется

Наша великая Родина!

Были песни у костра, бессонная «королевская ночь», клятвы, слезы расставания…

Сегодня, вспоминая о финале, просматривая фотографии, думается, что, наверное, акция получилась бы другой, если бы не пристальное внимание Министерства образования Российской Федерации, не методическая проработка всех мероприятий сотрудниками Самарского регионального Центра гражданского образования, не самоотверженный труд педагогов-координаторов проектов, не высокое педагогическое мастерство коллектива МООУ пансионата «Радуга» г. Тольятти. Но все эти усилия не напрасны, так как на акции мы увидели замечательных детей – отзывчивых, человечных, не по годам зрелых, ответственных, понимающих, что даже малые поступки, совершаемые ежедневно, будь то посаженное дерево, очищенный ручей, благоустроенный школьный дворик, помощь ближнему, влекут за со6ой не только конкретное действие, но и положительный пример. Эти ребята уже сегодня способны разделить ответственность со взрослыми за судьбу России, готовы строить ее будущее.

Татьяна КОБЕЛЕВА, Зульфия МАЗЫР, методисты Самарского регионального Центра гражданского образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте