Образование в Стране тысячи озер по праву считается одним из лучших в мире. Об этом говорят и международные исследования, и результаты учащихся в рейтинге PISA, но академических успехов финским педагогам мало. Их главная цель – вырастить и обучить по-настоящему счастливых людей. О пути через тернии к звездам рассказал один из ведущих мировых экспертов и финских педагогов, профессор в области образовательной политики Университета Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) Паси Сальберг.
– Экономические системы Финляндии и соседних скандинавских стран довольно схожи, однако согласно результатам глобальных рейтингов финская система образования работает эффективнее. В чем основное отличие, в чем секрет?
– Скандинавские страны очень похожи во многих отношениях. Также следует отметить, что школьная модель Финляндии во время Великой трансформации 1970‑х годов во многом была вдохновлена шведской школьной моделью. Поэтому интересно, что финская система образования работает иначе, чем другие.
Одна из причин этого заключается в том, что финские педагоги еще в начале 1970‑х годов осознали: для того чтобы иметь систему образования, в которой каждая школа является хорошей, а у всех детей равные возможности для преуспевания в педагогической профессии, необходимо иметь лучшую подготовку, чем раньше.
В то время как Финляндия передала все педагогическое образование из семинарий и педагогических институтов научно-исследовательским университетам и сделала степень магистра базовой квалификацией для всех учителей, другие скандинавские страны не последовали этой модели. В других государствах многие учителя все еще готовятся в высших учебных заведениях и должны иметь только степень бакалавра в своей педагогической квалификации.
Все учителя в Финляндии получили образование, основанное на практических исследованиях, что позволило правительству в гораздо большей степени полагаться на способность школ разрабатывать наилучшие учебные программы, использовать наиболее эффективные педагогические методы, а также самостоятельно оценивать успехи учащихся внутри школ в отличие от соседних стран.
– В рейтинге PISA образовательные достижения финских школьников регулярно попадают в Топ. Их же результаты в области международных олимпиад весьма скромны. Олимпиадное движение не пользуется популярностью в Стране тысячи озер, участие в подобного рода конкурсах не считается в школьной среде престижным?
– Верно. В целом, я думаю, будет справедливо сказать, что международные олимпиады не считаются чем-то значительным в финской системе образования. Эти соревнования интересуют в основном научно-исследовательские институты, а не школьную систему. Органы образования Финляндии больше заинтересованы в том, чтобы у каждого учащегося в нашей стране были хорошая школа и отличные учителя, чтобы и те и другие смогли реализовать свои чаяния и цели.
– Насколько мне известно, финские педагоги – сторонники минимализма и стараются вешать на стены как можно меньше учебных материалов. Какие преимущества такое оформление пространства предоставляет их ученикам, как в целом влияет на успеваемость, чем это обусловлено?
– Интересное наблюдение. На самом деле учителя не похожи друг на друга. Есть те, кто постоянно выставляет работы своих учеников в своих классах. Есть и те, кто делает это реже. Мой опыт показывает, что всякий раз, когда студенты создают что-то значимое, например плакаты, иллюстрирующие их проекты, или другие артефакты, их часто показывают другим. Возможно, именно стремление к минималистскому образу жизни объясняет, почему учителя часто не украшают свои классы учебными материалами и работами учеников.
– Мы много и часто говорим о планировании урока. А какую роль в учебном процессе играет перемена? Что представляют собой «встроенные перемены» в финских школах? Для чего они предусмотрены, чем занимаются во время них дети и педагоги?
– Действительно, регулярные перерывы между уроками – важная часть финской школьной культуры. Опять же из-за относительно большой автономии школ в Финляндии дни могут быть по-разному структурированы от школы к школе. Общее правило состоит в том, что на каждые 60 минут в школе у учеников должно быть 15 минут, чтобы поиграть, встретиться с друзьями или просто побыть в одиночестве, чтобы поразмышлять и восстановить силы.
В большинстве начальных школ это организовано таким образом: урок длится 45 минут, за ним следует 15‑минутный перерыв на школьном дворе. В средних школах уроки могут длиться дольше, до 75 минут, с последующими более длинными перерывами. Какова бы ни была практика, систематические перерывы между уроками считаются важным элементом хорошего обучения и благополучия в школе.
По моему собственному опыту, в большинстве финских школ ученики научились понимать ценность и значение этих регулярных перерывов в школьные годы. Учителя доверяют своим ученикам самим максимально использовать это неструктурированное свободное время. Перемены – свободное время не только для школьников, но и для учителей! Педагоги могут расслабиться и подготовиться к следующему уроку, возможно, выпить чашку кофе или чая со своими коллегами в учительской.
– Как вы оцениваете роль цифровых технологий в образовательном процессе? Где их внедрение, по-вашему, действительно необходимо, где, напротив, они принесут больше вреда, чем пользы?
– Это сложный вопрос. Я думаю, что во время пандемии мы научились ценить наличие цифровых медиа и технологий и доступ к ним. Без них удаленное обучение из дома было бы намного сложнее. В целом я считаю, что образовательные технологии – это вещь, на которую «слишком много тратят при недостаточном использовании» во многих странах, в том числе и в Финляндии.
Опросы и исследования снова и снова показывают, что хотя школы подключены к Интернету и имеют все устройства и оборудование, учителя не слишком часто используют «цифру» в преподавании и обучении. В то же время учителя отметили, что большинство молодых людей и так проводят слишком много времени каждый день за компьютерами и смартфонами, почему им пойдет на пользу увеличение экранного времени в школе?
Мое собственное исследование показывает, что чрезмерное количество времени, которое молодые люди проводят за цифровыми гаджетами, приводит к отвлечению внимания, сокращению времени пребывания на открытом воздухе и физической активности и, что, возможно, наиболее важно, к сокращению времени сна. Результаты моей работы показывают, что большинство учителей в Австралии и Канаде, например, считают, что ученики приходят в школу более уставшими, обеспокоенными новыми социальными и эмоциональными проблемами и, следовательно, не готовы учиться. Технологии – отличный помощник и спаситель, но они также отвлекают от учебы и ставят под угрозу наше здоровье, если с ними не обращаться с пониманием и осторожностью.
– Можно ли обсуждать с учениками учебный план и оценки, это не путь к панибратству с учителем? Какие темы вообще допустимы в разговорах формата «педагог – школьник», а какие следует запретить?
– Вот в чем дело: почему только в академических университетских исследованиях мы позволяем студентам выбирать интересующие их темы, находить способы работы над этими интересными темами и писать о них так, как им кажется лучше? Почему мы должны ждать, пока кто-то приступит к работе над докторской степенью, прежде чем мы поверим, что этот человек способен сказать, что учить и как учиться?
Я думаю, как и большинство учителей в Финляндии, что мы должны дать детям больше ответственности, чтобы они рассказывали, что им интересно изучать, что может быть для них важным, как изучать эти вещи, чтобы лучше их понимать и запоминать. Если вы посмотрите на текущую национальную базовую учебную программу для детей младшего возраста в нашей стране, то поймете, что финские дети с дошкольного возраста имеют право выражать свои собственные интересы в отношении обучения. В нынешней финской школе этот «голос ученика» и участие в собственном обучении становятся все более важным аспектом преподавания и педагогики.
Важны не только определенные темы, которые дети могут выбрать для изучения, но и их общие цели образования. В Финляндии, как и в большинстве других стран, более глубокое вовлечение студентов в образовательный процесс, заинтересованность и приверженность обучению являются сейчас одними из самых больших проблем. Более широкое вовлечение учащихся, как это происходит сегодня в каждой гимназии Финляндии, является наиболее оптимальным способом сделать образование лучше и интереснее для всех учащихся.
– Какую роль, с вашей точки зрения, играет в учебном процессе физическая активность? Какой процент учебных заведений уже присоединился к программе «Финские школы в движении»? В каких еще странах, кроме Суоми, есть аналогичные проекты?
– Игра критически важна для благополучия, здоровья и учебы детей, особенно неструктурированные игры на свежем воздухе. Это объясняется в моей новой книге «Пусть дети играют: почему большее количество игр спасет наши школы и заставит детей развиваться». Однако в последние два десятилетия мы наблюдаем неуклонное сокращение ежедневного игрового времени детей.
Тем более что бесплатные игры на открытом воздухе становятся все более редкими. Мы должны вернуть всем детям в наших школах и домах бесплатные игры на свежем воздухе, если мы всерьез надеемся на их успешное обучение, процветание и благополучие в будущем. Во всех финских школах сегодня должен быть по крайней мере час свободного времени для всех учащихся для физической активности, движения и игр.
Многие другие страны сейчас решают проблему отсутствия игр и физической активности и выдвигают проекты и меры, чтобы превратить этот курс в большую игру и физическую активность. Шотландия добивается значительных успехов в общенациональном масштабе. Исландия – еще один прекрасный пример играющей нации.
Некоторые страны Северной Европы также добились успеха в восстановлении активности детей в школах. Другие страны должны последовать этому примеру. Это особенно важно сейчас, во время пандемии, когда здоровью и обучению детей мешают многие другие факторы. Финские учителя подтверждают, что игра – это самый дешевый и эффективный способ улучшить качество образования и повлиять на благополучие каждого ребенка.
– Из каких компонентов состоит понятие «гармоничная обстановка в классе»? Как ее достичь?
– Гармоничная среда в классе – это та, в которой отсутствуют факторы, вызывающие тревогу, или угрожающие элементы, царит атмосфера дружелюбия. Сегодня в финских школах можно наблюдать довольно неформальные и дружеские личные отношения между учениками и учителями.
Они общаются, открыто обсуждая друг с другом не только темы, связанные с преподаванием и обучением, но и вопросы, которые могут выходить за их рамки, например социальные или личные проблемы, которые мешают учиться. Я думаю, что доверие между учителем и учениками – это, пожалуй, самый важный элемент в создании гармоничной среды в финских школах.
– В вашей книге «Финские уроки: чему может научиться мир на опыте образовательной реформы в Финляндии?» вы пишете об отсутствии итоговых экзаменов в системе общего образования. Какие преимущества и недостатки данного аспекта вы бы выделили в паре предложений? Возможно ли подобное в России?
– Это правда, что в Финляндии нет ежегодных тестов в конце учебного года или других внешних стандартизированных тестов, но есть один, который мы называем экзаменом на аттестат зрелости, он проводится при завершении обучения в гимназии. Все остальные оценки учащихся проводятся в школах учителями. Опять же это связано с тем, что финские власти и родители доверяют учителям и школам в оценке того, насколько хорошо дети учатся, что необходимо сделать для улучшения результатов обучения.
Ощутимая выгода от отсутствия внешних тестов и привлечения педагогов для оценки своих учеников заключается в том, что это позволяет школам и учителям сосредоточиться на реальном обучении. Это также делает систему образования более гибкой и устойчивой, что доказала пандемия, которая нарушила системы образования во всем мире. Ранние данные свидетельствуют о том, что гибкие системы образования, такие как финская, основаны на профессионализме и доверии учителям и могут лучше справляться с последствиями пандемии, с меньшим вредом для детей, чем более жесткие системы в большинстве других стран.
– В той же работе отмечены три парадокса, первый и наиболее загадочный из которых – «меньше преподавания, больше учения». Расшифруйте его, пожалуйста, для наших читателей.
– Собственно, первый образовательный парадокс таков: меньше учи, больше учись. Это прежде всего означает отсутствие причинно-следственной связи между ожидаемым объемом обучения учащихся в школе и тем, что они от этого получают. Другими словами, если вы думаете, что, обучаясь интенсивнее или дольше, ученики будут учиться больше или лучше, вам следует подумать еще раз.
Международные данные и данные финских исследований ясно показывают, что между этими двумя переменными нет положительной корреляции. Основываясь на этих доказательствах и коллективной педагогической мудрости, Финляндия избрала способ, чтобы время обучения детей оставалось необходимым минимумом, а больше внимания уделялось качеству преподавания и обучения.
Интересно, что в Сингапуре и некоторых других высокопроизводительных системах образования использовался тот же парадокс: меньше учить, больше учиться. Это же правило применяется и к домашним заданиям, которые могут принести пользу учащимся только в том случае, если они выполняются целенаправленно и четко связаны с интересами школьников и тем, что они должны изучать.
– Как совместить индивидуальные траектории обучения, столь популярные в финских школах, с соответствием международным и национальным образовательным стандартам? Или же подобное утопия, оксюморон?
– Во-первых, не существует такого понятия, как «международные стандарты», это миф. Безусловно, в Финляндии ключевым движущим фактором национальной политики в области образования и основных учебных программ на разных уровнях образования является общепризнанное национальное понимание цели образования. В Финляндии школьное образование уделяет гораздо больше внимания поддержке личного развития, обучения и роста каждого ученика в отдельности.
В этом смысле индивидуальные траектории обучения и общие национальные цели образования дополняют друг друга, а не противоречат друг другу. Чтобы позволить учащимся больше учиться на основе их индивидуальных талантов, интересов и стремлений, необходимо, чтобы им доверяли взрослые, чтобы система доверяла учителям, а педагоги могли извлечь максимум из этого индивидуального подхода.
– На опыте каких образовательных систем мира следовало бы учиться Финляндии? А России? Какие именно аспекты, у кого и почему следует заимствовать?
– Большинство людей не знают, что Финляндия внимательно следит за ситуацией и учится у многих других стран. Извлеченные уроки включают в себя модель общеобразовательной школы Швеции, учебные программы Германии, идеи школьного руководства Нидерландов и педагогические практики Соединенных Штатов и Англии. Я считаю, что Финляндии необходимо продолжать работать со всеми другими странами, чтобы ее система образования постоянно развивалась.
Есть важные инновации и идеи, которые можно заимствовать у других северных стран. Шотландия – еще одно интересное место для вдохновения. Финляндия должна более тесно сотрудничать с системами образования Канады. Россия, конечно, также всегда была важным партнером Финляндии в сфере образования. В первую очередь российские психологи и педагоги, такие как Лев Выготский, Антон Макаренко и Петр Гальперин, оказали и продолжают оказывать большое влияние на финскую образовательную систему.
Я много путешествовал по России – от Владивостока через Сибирь до Северного Кавказа, Москвы и Санкт-Петербурга – и посетил множество русских школ. Я очень признателен за то, что русские учителя делают в своих школах для детей, но я думаю, что наши две системы настолько разные, что трудно точно сказать, какие уроки финская система должна извлечь из российской.
– Каким образом на среднее общее образование, с вашей точки зрения, повлияла пандемия коронавируса? Возможно ли эффективное обучение в онлайн-формате или личный контакт педагога с учениками «глаза в глаза» критически необходим?
– Пандемия COVID преподала нам следующие уроки. Во-первых, школы могут быстро измениться, если их вынудят это сделать. На самом деле было удивительно, как быстро в большинстве мест учителя смогли переключаться с личного обучения на дистанционное или смешанное.
Это показывает, что у наших школ гораздо больше возможностей для перехода от традиционного прямого обучения под руководством учителя к более персонализированному обучению, ориентированному на учащихся, если бы власти больше доверяли им в этом.
Во-вторых, подлинное социальное взаимодействие гораздо важнее для хорошего образования, чем многие думали до пандемии. Самая серьезная проблема дистанта – отсутствие ежедневных социальных контактов с друзьями и учителями в школе. Поэтому так важно, чтобы в период после пандемии, когда нам не нужно беспокоиться о проблемах со здоровьем, необходимо было убедиться, что школы являются лучшим местом восстановления социальных связей для молодых людей.
В-третьих, мы также узнали, что технологии могут быть отличным инструментом для различных видов исследований, экспериментов и обучения, но они никогда не заменят учителей. В настоящих человеческих отношениях есть что-то волшебное, в них присутствует позитив, создавая у ребенка чувство принадлежности к одному сообществу.
В лучшем случае технологии и все, что с ними связано, включая машинное обучение, искусственный интеллект и виртуальную реальность, могут что-то добавить к тому, что учителя делают со своими учениками в школе. Нам необходимо лучше подготовить педагогов, чтобы они понимали, какие возможности открываются перед технологиями в образовании и что будет потеряно, если учителей заменят роботами.
– Какие мегатренды в образовании вы бы перечислили? Каковы их возможные последствия?
– Пандемия принесла с собой различные угрозы для образования, можно называть их постпандемическими мегатрендами. Первый – ухудшение самочувствия и здоровья молодежи, особенно психического. Это настолько важная проблема, что ее необходимо оперативно решить посредством лучшей интеграции или политики в области образования и здравоохранения и признания того, что здоровье – это навык, который учащиеся должны изучать в школе, важнейший навык ХХI века.
Во-вторых, это растущее неравенство в наших обществах, которое привело к разрыву в уровне образования в большинстве стран мира. Когда системы образования становятся более неравноправными, это означает, что будет расти число учащихся, которые в силу жизненных обстоятельств не получат хорошего и адекватного образования, которое им было бы необходимо для достижения успеха в жизни.
В-третьих, необходимость управлять системами образования с меньшими бюджетами, другими словами, удешевлять их. Этого можно добиться, сократив общее количество учителей в школах и расширив возможности школьников для самостоятельного дистанционного обучения. Также может случиться, что начальное и среднее образование будет упорядочено таким образом, что предоставит всем учащимся только необходимый минимум базовых знаний и навыков, все остальное будет дополнительным, доступным тем, кто может позволить себе платить.
Еще одна тенденция, связанная с третьим сценарием, заключается в сокращении начального образования учителей за счет ограничения числа студентов, готовящихся в университетах, и превращения внеуниверситетской подготовки учителей в систему ученичества в качестве основной формы создания рабочей силы.
Наверное, лучше закончить интервью на более оптимистичной ноте. Есть и возможности для позитивного развития. Я вижу, что растет глобальное движение, которое, как я упоминал ранее, направлено на возвращение игр в жизнь детей. Среди его сторонников педиатры, учителя и все большее количество родителей, которых беспокоит стресс, который мы создаем нашим малышам.
Также в ближайшем будущем возможно повышение престижа и статуса профессии учителя, наконец, педагоги будут признаны важными профессионалами «на передовой развития страны». Это не происходит автоматически. Нам с вами необходимо продолжить кампанию поддержки педагогов, периодически напоминая нашим политикам и властям о важной роли учителей в период пандемии.
Алена ЮРЧЕНКО
Комментарии