Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мы делаем заказ на учителя, который должен соответствовать уровню столичного образования. Лариса КУРНЕШОВА, выпускница физического факультета МПГУ, первый заместитель руководителя Департамента образования

Учительская газета, №44 от 30 октября 2007. Читать номер
Автор:

– В Москве работают тысячи учителей – выпускников Московского педагогического государственного университета. По сути дела, мы все однокашники, питомцы одной педагогической школы. Может быть, поэтому мы так хорошо понимаем друг друга, так дружно работаем, достигая совсем неплохих результатов в своей работе. Может быть, то, что мы говорим на одном языке, и определяет высокое качество деятельности столичной системы образования. Ее педагогов, как известно, отличают глубина проработки проблем, которые возникают в практической деятельности, последовательность и целенаправленность их решения после анализа и осмысления того, что хочет система образования и куда она двигается, творческий подход к работе. Все эти замечательные качества помогла обрести педагогам не только практика, изначально именно вуз смог дать им необходимый фундамент для практической деятельности.

В этом году в рамках национального проекта был запущен проект модернизации образования в субъектах РФ. По сути своей, этот проект фактически нарисовал общую картину, захватив в это поле все те проекты, которые реализуются: конкурсы лучших учителей, инновационных школ, инновационных вузов, инновационных учреждений профессионального образования, талантливой молодежи. (Мы рады, что вместе с МГППУ в 2007 году победителем конкурса инновационных вузов стал и МПГУ, который готовит учителей для разных видов и типов учебных заведений, но главное – для массовой школы.) Нацпроект «Образование» нужен для того, чтобы повысить качество образования, проект модернизации образования определил, какие пути видны сегодня для решения задач, поставленных нацпроектом, он необходим для выявления инновационных процессов в образовании, глубокого их изучения и передачи практики инновационных процессов в массовую практику.

Нам стало понятно, за счет чего будет реализован этот инновационный процесс в образовательном учреждении. Это, конечно, современные технологии, это обновление содержания образования, это многое другое, о чем мы говорим на наших научно-практических конференциях. Но, анализируя реальную практику, очень важно отметить, что те учреждения, те школы, которые становятся победителями конкурса в рамках нацпроекта «Образование», умеют создавать свои образовательные программы развития, причем не только долгосрочные. Опыт победителей 2006 года показал, что те задачи в программе развития, которые поставили для своего образовательного учреждения, они смогли реализовать и показать, чего сумели достичь в течение года. То есть они научились в программе своего развития ставить конкретные задачи на каждый учебный год, знают, какие ресурсы им для этого нужны, какие у них цели, куда они двигаются, на каких этапах и чего они хотят достичь, они умеют анализировать, достигли поставленных целей или нет. Вот этот переход от программы развития к практике и создает некоторую успешность образовательному учреждению в инновационном процессе. То же самое происходит и с учителями-новаторами.

В этом году мы реализуем новый базисный учебный план. В плане глубины и творчества там заложены очень важные вещи, связанные с некоторым изменением профессиональной деятельности учителя, и без выстроенной методической работы внутри образовательного учреждения, без работы школьных методических объединений они не будут реализованы. Я имею в виду прежде всего профессиональную деятельность учителей в паре. Учитель информатики должен научиться работать в паре с учителем физики, химии, математики на одном уроке. Мы прекрасно понимаем, что если к этому вопросу подойдем формально, то ничего не получится. Если мы не сопроводим эту работу методически, не поддержим психологически, не обратим на это особое внимание, то отношение педагогов ко всему этому будет как к некой придуманной вещи, от которой потом многие из них откажутся, обосновывая такую позицию, скажем, тем, что учителя различных предметов психологически несовместимы и на одном уроке работать не могут. Например, то же самое происходит с программой повышения качества преподавания иностранного языка, которая особенно в начальной щколе предусматривает партнерство основного учителя, который преподает русский язык, математику, чтение, и учителя иностранного языка. То есть среди наших управленческих задач появляется совершенно новая, заключающаяся в методическом и психологическом сопровождении этого процесса партнерства, этой важной инновации в работе учителей.

Глубокой проработки требуют и интегративные процессы – интеграции разных областей знаний в отдельные предметные области без потери содержания образования. Самый яркий пример – курс основ безопасности жизнедеятельности: нам нужно не потерять его и грамотно синтегрировать, так же как курс «Москвоведение». Тут тоже нужна очень тщательная и умная методическая поддержка и проработка процесса интеграции отдельных предметов. Дальше последует распространение процесса создания интегративной структуры базовых предметов, развитие уже проходящей в некоторых московских школах интеграции естественно-научных предметов. Все это тоже требует методического сопровождения и меньше всего на городском уровне, больше всего – на школьном уровне, с учителями.

Сегодня у нас на повестке дня есть очень непростой вопрос. Мы должны психологически подготовить учителя к тому, что его заработная плата будет зависеть от конкретных результатов его работы. В проекте модернизации, представленном на конкурс в рамках нацпроекта «Образование» и одобренном экспертами, Москва взяла на себя обязательство, что к 2008 году будет решен вопрос создания стимулирующей части фонда оплаты труда, и эта стимулирующая часть будет передана руководителям образовательных учреждений, которые лучше знают, как работают педагоги, которые привлекут родительскую общественность и общественные организации к решению вопроса о распределении стимулирующих выплат. Тут нам нужно перейти к содержательному диалогу и к пониманию, как все это делать грамотно. Мы прекрасно понимаем, что с 1 января все это может войти в реальную практику работы образовательных учреждений, и если мы не подготовим к этому учителей, в педагогических коллективах возникнет множество очень сложных ситуаций, внутренних конфликтов. Ведь каждый педагог относится к самому себе с уважением, считает себя самодостаточным, и объяснить ему, почему не он, а его коллега получил большую доплату, – дело сложное.

Как оценить качество работы педагога? Это тоже сложнейшая задача. Нам нужно научиться не наскоками и не набегами выходить на изучение того, что происходит в образовательном учреждении, а создавать портфолио учителя, ученика и самого ОУ, чтобы было видно движение каждого учителя, чтобы нам было видно движение каждого ученика, чтобы мы могли на уровне города по итогам пяти лет увидеть, что произошло непосредственно в процессе работы в самом образовательном учреждении, чтобы образовательные учреждения могли бы объективно показывать каждому учителю, в чем его роль, а ученик мог объективно смотреть, как он выглядит на фоне других учеников и в чем вырос. При этом все это должно быть известно, понятно и прозрачно для родителей. Конечно, тут нужны информационные технологии, оснащение программными средствами, но главное – все это должно быть понято и принято педагогами для работы.

Каждое образовательное учреждение должно быть открыто для общества, это становится нормой для российского образования. Если мы, московские школы, не покажем здесь определенные образцы, то отстанем от всей России. Открытость прежде всего предполагает ежегодные доклады на школьных сайтах, эти доклады должны не просто рассказывать о сделанном, не просто показывать, какие мероприятия проведены, а открывать отчеты по всей финансовой деятельности (сколько денег получено в рамках нормативного финансирования и внебюджетной деятельности, как распределены средства, как они использованы). Открытость школы – это прежде всего открытость для родителей и учащихся, информирование их о том, каково качество работы учителей, какова успешность учащихся в течение года и по итогам года. Это сложная структура отчета для общественности, для общества, и изучить ее, понять, начать готовиться к отчету по итогам 2007-2008 года – непосредственная задача всех образовательных учреждений города. Москва взяла свои обязательства, свои обязательства взяли учебные округа, ну а школы должны в рамках всех этих обязательств понять свою ответственность. Москва, которая признана лидером по итогам оценки заявки на конкурс в рамках нацпроекта «Образование», должна сделать то, за что она решила взяться, что она обещала реализовать. Москва ведь еще признана и регионом-консультантом, который должен помогать другим регионам, а это высокая ответственность.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту