search
main
0

Мы делаем мудрых

Словно путеводная звезда, человека по жизни ведет мечта, каждый шаг к исполнению которой делает его счастливее. Приблизить свою мечту можно и так, как это делает Марианна Михайловна ЧУЙКОВА, учитель русского языка и литературы школы №72 г. Тюмени: уже восемь лет она руководит детской театральной студией «Мечта». Яркий, интересный педагог, Марианна Михайловна помогает ученикам открыть для себя мир литературы, познать богатство языка.

Закончив в 1997 году Тюменский институт искусств и культуры по специальности «Режиссура драмы», теперь при подготовке к урокам она, как когда-то В.И.Немирович-Данченко, задается вопросом: «Чем удивлять будем?» Согласитесь, филологу всегда есть чем заинтересовать своих учеников.

Я педагог. Учитель русского языка и литературы. Когда я раньше, в первые годы после окончания университета, произносила эти слова, то испытывала нечто вроде гордости. Потом, погрузившись в суету школьной повседневности, груду тетрадей и тридцатишестичасовую недельную нагрузку, вообще ничего не испытывала. А теперь, когда ловлю на себе сочувственные взгляды моих старых знакомых или слышу их сетования на мою неудавшуюся судьбу, невольно думаю: «Да, не в почете ныне педагог». Тогда зачем я в школе? И зачем школа мне? Должна же быть какая-то не меркантильная, а высокая цель, которая бы объяснила мое пребывание на этом месте. С ответа на эти вопросы, с понимания собственной нужности должна, мне кажется, начинаться любая, в том числе и педагогическая философия.

На уроке литературы и языка мы говорим, пишем, читаем. Все. И если бы дело было только в орфограммах или в скорости чтения, то не было бы смысла в педагогическом опыте и мастерстве, потому что этому может научить каждый. Сегодня учитель – тот, кто научит жизни, кто сделает ее полнее и осознаннее, кто поможет увидеть глубокий смысл в происходящем вокруг, кто заставит заглянуть в себя, задуматься над вопросом: «Что со мною происходит?». Здесь учителю литературы, как говорится, и карты в руки. Ведь вопросы «кто есть я?», «зачем я живу?», «как устроен мир?» – это вопросы, поднимаемые нашей литературой. На них невозможно найти окончательного ответа, но, задавая их, человек начинает понимать себя, других людей и весь мир на ином уровне. И это понимание должно быть доступно каждому ребенку. В этом задача учителя – раскрыть перед детьми произведение так, чтобы оно обогатило лично каждого. Ведь смысл чтения книги только в этом. Как верно заметил редактор энциклопедии для детей М.Аксенова, «читать – не обязанность, а возможность. Важно почувствовать, что в жизни есть эта возможность». Не заставлять читать, а предложить найти в написанном великим автором подсказку себе, сегодняшнему, как жить дальше, – вот что мы стараемся делать на уроках литературы. Вот зачем я в школе.

И когда ребята понимают, что пушкинская Татьяна права, оставаясь верной мужу и отказывая любимому, когда искренне признаются в своих недостатках, зная, что именно отсутствие критического отношения к себе превратило гоголевских героев в моральных уродов, в мертвые души, когда объясняют, что делает красивой некрасивую Марию Болконскую, когда, окончив школу, приходят и признаются, что в трудные минуты жизни открывают книги Бунина, Толстого, Заболоцкого и это помогает им, – радуюсь.

Правда, подчас больших трудов стоит эта радость. Но зато она не сравнима ни с чем – радость удовлетворения, хорошо сделанной работы.

Вот зачем мне школа. И пусть мудрые делают деньги. А мы будем делать мудрых. Вот и вся философия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте